- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме: «В. М. Гаршин. Лягушка-путешественница»
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме: «В. М. Гаршин. Лягушка-путешественница»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аджиева Г.И. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме:
«В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»
Тема: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница» Цели: Обучающие: подвести учащихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения. Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений. Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока: открытие новых знаний. Метод: проблемно-исследовательский.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" О. Джежелей, портрет писателя, карточки со словами и выражениями из начала и конца сказки, чертами характера лягушки, индивидуальные карточки для теста.
Ход работы:
I.Организация урока. Создание оптимального психологического режима.
Приветствие.
- Здравствуйте все - и взрослые, и дети! Повернитесь, улыбнитесь и
тихонечко садитесь. Звонкий слышится звонок, Начинается урок. Желаю вам, мои юные читатели, Чувствовать себя комфортно, Но быть внимательными и доброжелательными. -Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
II. Речевая разминка
- Прочитаем загадки «жужжащим чтением». Отгадайте.
Вдоль по речке, по водице. (Слайд № 1)
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами)
Скачет зверушка, (Слайд № 2)
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
III. Введение в тему.
1. Предварительная беседа.
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
- Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?
Расшифруйте Л . г . ш . к . - п . т . ш. ств . нн . ц .
- Прочитайте имя, отчество и фамилию автора. (Слайд № 3)
ЦВСЕТВОЭЛОД ГМЫИЯХАЙРЛЖОУВЫИЧ ЕГЫДАЮРШЮИН
- Назовите тему урока. (Слайд № 4)
IV. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, какие сказки называются литературными? Приведите пример.
- Какие сказки называются народными? Приведите пример.
- С какими литературными сказками мы уже знакомы с вами?
V. Работа над темой урока. 1. Информация об авторе. (Слайд № 5) Портрет писателя. - Мы сегодня знакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин. (1855 - 1888).
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России. Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В то же время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах. 5 апреля 1888 г. во время одного из приступов болезни Всеволод Михайлович Гаршин скончался. Похоронен писатель в Петербурге.
Сказка "Лягушка - путешественница" написана в 1878 году. Эта сказка стала последним произведением писателя.
2. Познавательная беседа:
-А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей). Обобщение и дополнение ответов детей.
- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в солёных морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (найти запись кваканья лягушек) (Слайд № 6)
-Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер. Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
3. Обзор книжной выставки. (Слайд № 7) Хотелось бы обратить ваше внимание на выставку книг, посвященную этому писателю. На выставке представлены книги В. Гаршина, которые вы можете взять и прочитать в школьной библиотеке. Я думаю, вы с удовольствием прочтёте и эти, и другие произведения этого автора. Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.
4. Словарная работа. (Слайд № 8)
- Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.
- Посмотрите, наша лягушка приготовила для вас незнакомые, трудные слова.
Паяц. - Тот, кто, ломаясь, кривляясь, ведет себя как шут, как клоун.
Коряга. Суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева».
Досто'инство. - 1. Положительное качество. 2. Уважение к себе, сознание своих прав, своей значимости,
Сти'снуть. - Сдавить, сжать.
5. Образцовое чтение сказки учителем. 6. Проверка первичного восприятия текста. - Как жилось лягушке в болоте? (Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте, ловила комаров и мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами.)
- Почему наша лягушка решилась отправиться в дальние края?
(Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними)
.- Наша главная задача сегодня - определить основную мысль сказки. Для этого прочитаем и проанализируем текст.
VI. Основной этап урока.
-
Работа по учебнику.
Выразительное чтение отрывка из сказки «по цепочке». (Читают с начала и до слов: «...но в конце всё- таки спросила...»)
2. Работа над прочитанным отрывком. Выборочное чтение.
- Как Гаршин относился к героине? (Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).
(По ходу чтения на доску выставляются карточки)
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
- Согласны ли вы с тем, что именно эти выражения характеризуют хорошее отношение автора к героине? Запомните эти слова. Мы к ним ещё вернёмся.
3.Чтение диалога лягушки и уток без слов автора
- Прочитайте, показав голосом, как они разговаривают.(от слов: «Госпожи Утки!... до слов «иХотя молчать и тащить..»)
4.Характеристика лягушки (составление синквейна).
- Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, используя карточки на доске. (слайд)
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ (Слайд № 9)
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
(ГЛУПАЯ, НАХОДЧИВАЯ, ХВАСТЛИВАЯ, БОЛТЛИВАЯ, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ, ЛЮБОПЫТНАЯ).
- Докажите, что она была именно такой:
ГЛУПАЯ (открыла рот) (Слайд № 10)
НАХОДЧИВАЯ (придумала способ как полететь с утками)
ХВАСТЛИВАЯ (крикнула: «Я!»)
БОЛТЛИВАЯ (вела долгую беседу с утками)
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ (мечтает полететь на юг)
ЛЮБОПЫТНАЯ (задаёт много вопросов уткам).
- Какой признак, характеризующий лягушку, является главной? ( Хвастливая).
- Выводим карточку на первое место.
ХВАСТЛИВАЯ (крикнула: «Я!»)
БОЛТЛИВАЯ (вела долгую беседу с утками)
ГЛУПАЯ (открыла рот) (Слайд № 10)
НАХОДЧИВАЯ (придумала способ, как полететь с утками)
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ (мечтает полететь на юг)
ЛЮБОПЫТНАЯ (задаёт много вопросов уткам).
7.Словообразовательная работа.
-Какой частью речи являются эти слова?
- Преобразуйте имя прилагательное хвастливая в имя существительные, называющее качество.
(ХВАСТЛИВАЯ - хвастливость, хвастовство).
Вывод: Хвастовство… Ведь именно оно помешало нашей героине довести до конца хорошо начатое дело.
8. Прослушивание аудио записи.
- Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героине, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Об этом мы и узнаем, прослушав отрывок из сказки.
(Звучит аудиозапись от слов: «Это я! Это я! И с этим криком…» до слов: «…на краю деревни»).
(Слайд № 11 - рядом с первой группой появляется вторая группа слов)
В начале сказки
В конце сказки.
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ
- Посмотрите на экран и прочитайте хором ещё раз, какими словами пользовался Гаршин в начале сказки. (Дети читают слова 1-ого столбика. )
- А теперь прочитаем, какими словами автор выражает своё отношение к лягушке в конце сказки. (Дети читают слова 2-ого столбика. )
- Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
9. Работа над пословицами.
- Проблема хвастовства лежит в основе произведения Всеволода Михайловича Гаршина. Перед вами три пословицы о хвастовстве. Какая из этих пословиц больше подходит к сказке?
1.ХВАСТОВСТВО САМО СЕБЯ НАКАЖЕТ.
2. КТО ХВАЛИТСЯ, ТОТ С ГОРЫ СВАЛИТСЯ.
3. КОЛИ ХОРОШ, ТАК НЕ ХВАСТАЙ: ТЕБЯ И ТАК ЗАМЕТЯТ.
- Почему?
(Лягушка наказана за хвастовство. Если бы она не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками в тёплые края.)
Вывод:
-Нельзя, ребята, хвастаться, так как хвастовство мешает совершать хорошие поступки.
VII. Итог урока.
1. Тестирование с использованием сигнальных карточек.
- Прочитайте вопрос. Выберите правильный ответ. Поднимите сигнальную карточку с буквой, соответствующую выбранному варианту
- Почему не состоялось путешествие Лягушки?
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
2. Закончите фразы: Слайд №12.
Я сегодня на уроке узнал...
Самым интересным на уроке было...
Эта сказка меня научила ...
Вывод:
- Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки.
VIII. Домашнее задание.
-Подготовьте выразительное чтение и пересказ сказки. Придумайте другой конец сказки, в котором лягушка не была хвастливой. Сделайте рисунки к понравившемуся эпизоду сказки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнительный материал.
- Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
(Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни»).
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ (карточки выставляются на доску, рядом с первой группой)
- Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
- А теперь, какими словами он пользовался в конце.
- Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
Или это?
Работа в парах.
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара "осторожная"
2 пара "изобретательная"
3 пара "смелая"
Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД
Релаксация. Покажите настроение лягушки (позой, мимикой и жестами)
Довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась.
Работа в творческой мастерской (составление рассказа о лягушке по группам)
- Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)
(Живут в болотах. Питаются комарами и мошками. Ими питаются аисты. Любят мокрую погоду. У лягушек мокрая лакированная спинка. Они квакают только весной.)
Учитель добавляет.
- Лягушка пьет воду всей кожей тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка.
- Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Работа в парах. В руках простой карандаш.
- Прочитайте 1 часть сказки и помогите лягушке найти слова на изученную орфограмму. Отметьте карандашом (8 слов: жила, прожила, в случае, жить, чуть - чуть, к счастью, промолчала, нежиться). Проверка.
Психологический приём «Дерево успеха» на выявление настроения детей, их отношение к учёбе. -Оцените свою работу на уроке, создайте дерево успеха по следующим критериям: Зеленый листик - не допустил ни одной ошибки, доволен собой; желтый листик - допустил неточность; красный листик - надо постараться и успех придёт. Оценки.
Как составить кластер
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Знакомство со сказкой "Лягушка-путешественница"
1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.
V. Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
(Ученики выполняют движения согласно текста.)
Вывод. Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
- Преобразуйте эти имена прилагательные в имена существительные, называющие качества.
(ГЛУПАЯ - глупость, НАХОДЧИВАЯ - находчивость, ХВАСТЛИВАЯ - хвастливость, БОЛТЛИВАЯ - болтливость, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ - мечтательность, ЛЮБОПЫТНАЯ - любопытство).
-------------------------------------
). Подготовка к выразительному чтению. Выборочное чтение.
-О чём говорилось в начале сказки?
-С какой интонацией будем читать? -Как просит лягушка уток взять её с собой?
- Каким тоном нужно прочитать этот отрывок? (Она просит, осмелилась спросить)
-Где в её словах обращение?
-Как ей отвечают утки?
-Что они рассказывают о юге? (С восторгом, они кричали, оглушили лягушку) -С какой интонацией нужно прочитать слова уток, когда они восхищались идеей лягушки? -Что кричали дети, когда увидели пролетающих уток?
-С какой интонацией будем читать слова лягушки, когда хвасталась?
- Как восхищаются идеей лягушки? Найдите и прочитайте это предложение.
---------------------------------------------------
Рассмотрите иллюстрацию.
Какой эпизод изобразил художник? Найдите и прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду. Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
------------------------------------------------------------------------
-Найдите и прочитайте, как просит лягушка уток взять её с собой? Прочитайте, соблюдая интонацию, тон.
-Где в её словах обращение?
-Как ей отвечают утки?
- Как восхищаются идеей лягушки? Найдите и прочитайте это предложение.
---------------------------------
-
- Так ли это? А вы уверены?
- Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте.
(«Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».)
.
- Сегодня мы продолжим работу над сказкой В. Гаршина «Лягушка-путешественница», разделим текст сказки на части и составим план.
- Для того чтобы лучше запомнить и пересказать прочитанное, послушайте совет:
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз,
Это трудно - много раз,
Это нудно - много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём:
Что рассказано? О чём?
Что зачем произошло?
И к чему всё привело?
Прочитайте ещё раз -
И запомните рассказ.
--------------------------------------------------------------------------------------------------