Пути повышения эффективности экологического образования в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Пути повышения эффективности

экологического образования

в начальной школе

Колпакова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов


Пути повышения эффективности экологического образования в начальной школе.

Берегите Землю. Берегите!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаб,

Ястреб, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формировать нового экологического мышления, «экологизация» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы. В связи с чем наиболее актуальной стала проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных экологических идей во все звенья школьного обучения.

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экологического, бережного использования природных рисурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависить от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным богатствам.

Основные пути формирования экологической культуры младших школьников состоят в следующем:

- формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;

- интеграция естественнонаучных и общественно-гуманных знаний;

- непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью.

Экологическое образование должно обеспечить:

- расширение экологических знаний учащихся;

- привитие навыков экологической культуры;

- развития потребности гармоничного общения с природой;

- установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности;

- выработку потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.

Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая.

Для решения данной задачи использовала программу курса «Экология для младших школьников» и дополнительно использовался материал курса «Планета знаний».

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. В содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источники красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависит от окружающей среды.

На уроках математики с целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действами используются задания экологического содержания.

Широкое применение в обучении школьников математики получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экологической пользе.

На уроках математики расширяем, углубляем, уточняем знания учащихся, полученных на уроке природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении животных и растений, о видах, занесённых в Красную книгу.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе русского языка. Например, при организации словарной работы, так как многие словарные слова являются названиями растений и животных. При проведении работы по развитию речи - предложить учащимся объяснить значение пословиц «Много леса - береги, мало леса - береги», «Лес и вода - брат и сестра». Написать рассказ по картине, сочинение, изложение. Темы могут быть различные: « Лес - наше богатство», В гости к лесу», «Я - бабочка» и др.

Большими возможностями осуществления экологического образования обладают уроки чтения. В учебники содержится большое количество произведений писателей - натуралистов, которые формируют у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях природы.

Неоценимую помощь в экологическом образовании учащихся может оказать обращение к фольклору, как к неиссякаемому источнику мудрости народа в отношениях с природой. Это загадки - описания, загадки - вопросы, загадки - задачи.

С целью расширения знаний детей об охране природы, развития любознательности и внимания, воспитания бережного отношения к природе, развития воображения, самостоятельности суждений, экологического воспитания учащихся проводились мероприятия:» Зелёная аптека», игра «Счастливый случай», приключенческо- познавательная игра « Сохрани природу - сохрани жизнь», урок - исследование «Кто такие птицы?», викторина «Эти забавные животные», внеклассное занятие «Растения нашего края», игра-конкурс «Эти удивительные растения» и т.д. После проведения первой работы с учащимися по экологическому образованию своё отношение к природе учащиеся высказывают в своих сочинениях: «Природу надо любить и беречь», «Природа - часть нашей жизни», «Не будет природы - погибнет человек» , «Надо любить природу , жить с ней дружно», « Берегите русскую природу !», «Нужно охранять и беречь нашу природу, потому что она даёт нам жизнь, от неё зависит наше будущее…».

Из высказываний детей видно, что основная задача экологического воспитания достигнута. Дети понимают, что природа - первооснова красоты величия, что мы не её владыки и природа не наша раба. Мы - её часть и признаны быть не жадными потребители, а мудрыми друзьями.

Экологически грамотный человек- это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде.




5

© 2010-2022