Конспект открытого урока Зимний труд 2 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хлоповских Екатерина Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №55 города Воронежа.


Урок окружающего мира «Зимний труд». УМК «Перспектива». 2 класс.


Задачи урока: познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме; как поддерживают порядок на улицах городов и сёл.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы урока. Учитель показывает куклу-многоручку. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как её звали? Как вы думаете, старинная это кукла или современная? Зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы вы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? А как вы думаете, зимой в старину много дел или мало? Давайте закроем глазки, размотаем волшебный клубок и перенесёмся в прошлое. Выходят девочки в русских народных костюмах под музыкальное сопровождение. Слайд 2. Посмотрите, в нашей избе пока пусто. Давайте отгадаем загадки и поставим в избу всё необходимое. Девочки: Ох, ребятушки, а загадок в нашей шкатулке видимо-невидимо. Хотите послушать? (достают шкатулку с загадками). На экране слайд с изображением избы. На слайде появляются отгадки. 1.Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, Что дают - глотает. (Печь) 2.Четыре братца под одной крышей живут, Одним кушаком подпоясаны. (Стол) 3.Горбатый кот бабе плечи трёт. (Коромысло) 4.Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый. (Бочонок) 5.Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт. Людям отдаёт, А сам на отдых идёт. (Ухват) 6.На топтале был, На кружале был, На пожаре был, Домой пришёл- Семью кормил. (Глиняный горшок) 7.В лесу снято, В дому гнуто, Посерёдке заплетено. (Решето) 8.Чёрный молодец По колено в золоте. (Чугунок в печи) 9.Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто - к доске привязали. (Прялка) 10.Верчусь, верчусь - не потею, Только более толстею. (Веретено)
3.Работа по теме урока. Избу обставили, а теперь поговорим о заботах и трудах зимой. Звучит музыка. Девочка садится за прялку. Под музыку читает стихотворение. Слайд 3. В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца. Ты о чём мечтаешь, Девица-краса? В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит. Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Что необходимо для прядения? (Кудель.) Работа со словарём. «Кудель, куделя, куделька, куделица, куделина - вычесанный и перевязанный пучок льну, пеньки, изготовленный из пряжи. У шерстобитов и валяльщиков куделью назыв. свиток, свёрток избитой шерсти». В.И.Даль. Большой иллюстрированный словарь русского языка. Давайте вспомним, как получали кудель для прядения. Разложите карточки по порядку. Работа в группах. Самопроверка по экрану. 1.Уборка льна. 2.Вымачивание льна. 3.Сушка льна. 4.Трепание льна. 5.Очёсывали лён. 6.Мяли лён. 7.Прядение. Слайды 4-10. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Слайд 11.Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. 4.Физпауза «Дуня-тонкопряха». Слайд 12. Девочки имитируют движения пряхи. Во время припева дети танцуют русский народный танец. 5.Работа по теме урока. Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. В форме прялки отразилось своеобразие северной архитектуры: верх лопасти украшают округлые выступы - маковки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и серьги внизу лопасти напоминают нарядные столбики крылец и фасады изб. Из какого дерева изготавливали прялку? Из сосны или ели. Из ствола вырубали лопасть, а из корня - донце. Поэтому её называли - корневая. Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения. Слайды 13-18. 6. Рисование узора прялки. Дети работают в парах. Раскрашивают лопастки прялок. Рисунки вывешиваются на доску. Слайд 19. Прядут пряхи, песни поют, в окошко поглядывают. А с улицы тоже доносится звонкая песня. Это юноши идут на посиделки к девушкам. Они вдоволь наработались за день каждый на своём подворье: заботились о животных, чинили упряж для лошадей, готовили орудия для весенних работ в поле. Войдут молодцы, сядут у двери, смотрят - кто прилежнее работает из девушек. Лучших приглашают поплясать и попеть вместе с ними. Тут же в доме ребятишки - смотрят, учатся: как работать, как плясать, как песни петь. 7. Физпауза «Метелица». Слайд 20. Мальчики имитируют движения под слова песни. Во время припева дети танцуют русский народный танец. Вывод. О каких работах зимой в старину мы говорили? Зимой пряли, заботились о домашних животных, готовили орудия для весенних работ в поле, чистили снег на дорогах и т.д. Слайд 21. 8.Работа в учебнике и рабочей тетради. Исследовательская работа. А теперь перенесёмся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы и дорожки. Всё стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Сейчас мы с вами проведём исследование. Рабочая тетрадь стр.24 №2. С помощью материала учебника на страницах 45-47 выполните это задание. Взаимопроверка и проверка по экрану. Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах-элеваторах. Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком. Комнатные растения зимой поливают реже. Слайд 22. Вывод. Чем занимаются зимой жители нашего края? Сохраняют урожай, заботятся о домашних животных, убирают снег с улиц, посыпают тротуары песком в гололедицу, сбрасывают снег и сосульки с крыш. Слайд 23. В каких работах вы принимали участие? 9.Итог урока. Игра «Молчанка». Дети показывают ответы сигнальными карточками (да - зелёный, нет - красный). В старину в зимнее время пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи. В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка. В наше время зерно хранится в современных зернохранилищах-элеваторах. Домашних животных зимой держат на улице. После оттепели зимой дороги и тротуары посыпают мукой. Зимой снег не убирают с тротуаров и дорог. Давайте прочитаем вывод в учебнике на странице 47. Теперь скажите, действительно ли нужна «кукла-многоручка» зимой? 10.Рефлексия. Покажите с помощью волшебных клубочков своё настроение на уроке. Дети показывают клубочки соответствующего цвета и раскладывают их в корзины.

© 2010-2022