Развитие познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Ученик - это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.

1 слайд Л.Г. Петерсон

Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей:

Первые три года наша школа работала по модулю «Основы светской этики», а сейчас, по желанию родителей, работаем по модулю: «Основы православной культуры»

Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому уроки ОРКСЭ отличаются от обычных уроков, чтобы заинтересовать ребенка, на уроках используются различные методы Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Я работаю по программе «Школа 2100». На мой взгляд, программа по Окружающему миру, Литературному чтению 2-3 классов хорошо готовит детей к новому предмету. Разделы и темы, которые будут затрагиваться в 4-ом классе (о России, об этике и морали, о ценности семьи и др.), уже обсуждались на примерах литературных произведений. По предмету Окружающий мир дети с удовольствием составляли свою родословную, подключив всю семью к этой работе. Это все, несомненно, уже является опорой развития познавательного интереса для дальнейшего, более детального и углубленного изучения. Проведение традиционных уроков с использованием мультимедийного экрана позволяет, пользуясь интернетом, посмотреть фрагменты фильмов или мультфильмов, картин, прослушивание музыки, песен по теме уроков.
2 слайд Такие нетрадиционные формы как урок-презентация я использую по многим темам. Например, тема «Милосердие и сострадание». Можно предложить детям на примерах русских народных сказок, рассказов Л.Н. Толстого и других произведений по выбору детей подготовить к уроку рисунки, рассказать, как они понимают эти два понятия, «презентовать» подготовленную тему различными способами . 3 слайд Одним из приемов, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. 4 слайд Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. На уроках курса «Основы православной культуры» я использую театрализацию (инсценирование библейского сюжета). 5 слайд Урок-семинар можно провести по теме «Любовь и уважение к Отечеству». Опираясь на лексическое значение слова «отечество», «патриотизм» предлагаю детям вспомнить примеры из своего опыта общения, из опыта наблюдения за поступками и проступками своих одноклассников, членов своей семьи, сделать выводы, какие из них подходят к понятию, какие - нет.
6слайд проводим сюжетно-ролевую игру провожу по теме «Зачем творить добро?» по предложенным ситуациям общения в различных местах с разными людьми. Удобно использовать групповую форму работы, предложить разыграть ситуации «просьба, приветствие, прощание, разговор по телефону, у врача, в магазине, замечание, написание писем» и др. Обсудить, кому удалось привести примеры общения, соответствующие этическим нормам, какие были ошибки, как исправить их.

7 слайд Интересная тема «Христианская семья». Заранее готовим сообщения о создании своей семьи, с использованием фото и видеоматериалов, приглашение родителей к участию повышает интерес к теме. Каждый ребенок старается сделать презентацию о своей семье, рассказать о традициях и праздниках, которые соблюдаются в семье.

8 слайд А вот по теме «Пасха» мы проводим праздник. Этот урок я оставляю на весну, провожу перед Пасхой, там мы изучаем традиции, обычаи, а потом после празднования Пасхи, проводим классный праздник с угощениями, пытаясь использовать кое-какие обычаи и традиции. Готовим выставку пасхальных яиц.

9 слайд По теме «Монастырь», проходим виртуальную экскурсию в монастырь, соответственно картине фоном звучит классическая музыка, отражающая настроение .

10 слайд Два года подряд очень интересно проходит урок по теме «Храм» мы ходим на экскурсию в наш храм, где отец Евгений подробно рассказывает о строении храм, о значении каждой части, а потом отвечает на вопросы, которые задают ему дети.
12 слайд Использование творческих заданий на уроках позволяет так же
повысить интерес учащихся к предмету, дает возможность проявиться творческим способностям учащихся; развивает речь и умение отстаивать собственное мнение.

13 слайд
Проектная и исследовательская деятельность по темам уроков ОРКСЭ тоже помогает полнее раскрыться личности ребенка, заинтересовать других. Проекты возможны по любой понравившейся теме. Метод проектно-исследовательской деятельности детям уже знаком к 4 классу, использовался и раньше на различных уроках. Поэтому здесь остается только выбор учеником темы для более глубокого изучения и подготовки к презентации своей работы. После изучения темы «Гербы», одному мальчику захотелось написать исследовательскую работу по теме «Гербы городов Удмуртии», он написал и выступил на конференции, занял 3 место. Так же после изучения темы «Пасха», девочка написала исследовательскую работу, «Как отмечают Пасху в моей деревне», нынче мальчик пишет работу «Как влияет слово на неживые предметы», часто на уроках я говорю, что нужно следить за своей речью, что слово материально, и вот это его заинтересовало. В конце года каждый ученик готовит свою творческую работу, На защиту творческих работ мы приглашаем родителей, они с удовольствием слушают работы своих детей.

Составление кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других учащихся, сочинение сказки или стихотворения по теме, рисунки, лепка - всё это разнообразит работу и, без сомнения, заинтересовывает школьников.

14 слайд. Ежегодно участвуем в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православия, получаем благодарственные письма от Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Родители оказывают большую помощь в подборе теоретического, практического, наглядного материала к урокам. Некоторые родители посещали культовые места, они не только рассказывают о них, но и показывают фотографии или фрагменты видеофильмов. Детям очень нравится, когда родители активно участвуют в учебной и внеучебной деятельности, это тоже способствует тому, чтобы повысить познавательный интерес к изучаемому курсу.

Домашние задания по курсу должны носить творческий характер. Это может быть :мини-доклад; составление кроссворда ;презентация;

элемент исследования, рисунок, поиск вопросов для викторины; интервью ;игра; составление ребуса; и т.д. Все, описанное в моей работе, станет эффективно для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности. Конечно, не возможно здесь привести все формы и методы, все творческие идеи мои и детей, которые используются и сейчас, и обязательно появятся новые в ходе работы. Но даже, если использовать то, о чем написано в моей работе, я думаю,повысит интерес учащихся к курсу ОРКСЭ.


© 2010-2022