• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья включает в себя аналитический материал педагогической диагностики ( по программе УМК Начальная школа 21 века) ( 1 класс)

Статья включает в себя аналитический материал педагогической диагностики ( по программе УМК Начальная школа 21 века) ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья включает в себя аналитический материал педагогической диагностики ( по программе УМК Начальная школа 21 века) ( 1 класс)

Ткачук Е.Б.

2015-2016

Сформировнность УУД (педагогическая диагностика)


Сформированность универсальных учебных действий обучающихся с 1 по 4 класс. В соответствии с ФГОС в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

МАОУ «Тунгусовская СОШ»



В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО ( 2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умения принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и как, подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные) которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Данная педдиагностика направлена не только на на осуществление проверки предметных знаний, умений и навыков, но и на проверку оценки степени овладения универсальными учебными действиями в процессе всего периода обучения школьника. Данная педагогическая диагностика ( проводимая регулярно) предусмотрена системой учебников «Начальная школа 21 века» как новая форма контроля. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • Овладение логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставления разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. НО своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса , установить их причины и своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.

Результаты педдиагностики позволяют выяснить:

  1. Выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

  2. Выявить способы работы, которыми овладели ученики;

  3. Обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий , выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике используется не две оценки ( верно/неверно), а четыре - от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствуют о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает , В ЧЁМ ошибочность рассуждений ученика. Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им СПОСОБАМИ работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать , какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель может эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Анализ результатов педагогической диагностики готовности к школьному обучению. ( первая диагностика, конец сентября).

В классе - 11 человек. Выполняли работу: 11 человек.

Первое обследование носит комплексный характер ( содержит математические и лингвистические задания) проводится в целях установления уровня готовности первоклассника к школьному обучению.

Выделены следующие показатели готовности к школьному обучению:

- уровень общего развития;

-степень развития неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой -математической и лингвистической;

-наличие дочисловых представлений

- уровень развития речи.

Костецкая К. 20 б.

Козубец В. - 22 б.

Макарова А. - 14 б.

Манойленко Я. - 19 б.

Анисимов Е. - 9 б.

Жуковский И. 7 б.

Грибов Р. - 23 б.

Мальцев Д. - 5 б.

Попова В. - 24 б.

Семерня В. - 19 б.

Черченко И. - 8 б.

Показали высокий уровень : 3 чел

Показали средний уровень: 4чел.

Показали низкий уровень: 2 чел.

НЕ готовы : 2 чел.









Итоги первой диагностики:

ФИ

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

всего

% выполнения

Анисимов Е.

1

0

0

2

1

2

2

1

9

38 %

Грибов Р.

3

3

3

3

3

2

3

3

23

96 %

Жуковский И.

2

2

0

1

1

1

0

0

7

29 %

Костецкая К.

2

2

3

3

3

3

2

2

20

83 %

Козубец В.

3

3

2

3

3

2

3

3

22

92 %

Макарова А.

1

2

1

2

3

3

1

0

13

54 %

Манойленко Я.

2

3

3

3

3

3

2

0

19

79 %

Мальцев Д.

1

1

0

0

1

1

1

0

5

21 %

Попова В.

3

3

3

3

3

3

3

3

24

100 %

Семерня В.

3

3

3

2

3

3

1

1

19

79 %

Черченко И.

2

2

2

0

1

0

1

0

8

33 %





По результатам проведённой диагностики можно сделать следующие выводы:

  1. Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация ( задания № 1)

Выявить умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры -

О б. - о чел.( Изображена какая-либо замкнутая линия , но не схвачена общая форма фигуры)

1 б.-4 чел. ( Общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции между элементами фигуры)

2 б. -4 чел. ( изображена подобная или равная фигура, но при этом пропорции слегка изменены)

3 б. -3 чел. ( изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами в основном сохранены)

Хорошо сформировано у 64 %.

  1. Пространственное восприятие , умения слушать и понимать задание, выполнять инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий.

ЗАДАНИЕ № 2.

НЕ справился - 1 т

Выполнен верно только 1 пункт задания - 1 чел.

Верно выполнены 2-3 пункта задания - 4 чел

Все пункты задания выполнены верно-5 чел.

Умение слушать и понимать задание, умение выполнять инструкцию. Кроме того, умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки. сформировано:-82 %

  1. Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания ( ЗАДАНИЕ № 3).

27 % - не умеют следовать инструкции

Частично справились - 9 %

Выполнили верно часть задания - 18 %

45 % - понимают задание и точно следуют инструкции

Большая часть класса понимают учебную задачу и могут выполнить, следуя инструкции.

  1. Уровень представлений , лежащих в основе счёта, представлениях об операциях сложения, вычитания, умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации (ЗАДАНИЕ № 4)

18 % сделали попытку решить одну задачу, но неверно

9 % выполнили верно только 1 задачу, не сделав попытки выполнить другую

27 % - выполнили верно только 1 задачу

36 % -правильно поняли текст задачи и правильно выполнили её

64 % обучающихся смогли правильно понять текст задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.

  1. Уровень умения сравнивать два множества по числу элементов, не выполняя пересчёт, точно следовать инструкции (ЗАДАНИЕ № 5)

36 % -выполнили с ошибкой

64 % - выполнили верно

Весь класс владеет умением сравнивать два множества по числу элементов.

  1. Умение находить основание , по которому может быть произведена классификация (ЗАДАНИЕ № 6)

9 % не приступили к выполнению задания

18 % - рассуждали , но неправильно

27 % - рассуждали математически ( по признаку 5 в одной группе, 5 в другой)

45 % - основание для классификации выбрали правильно

91 % учащихся могут наблюдать, сравнивать, но по разным признакам. Лишь 45 % определили правильную классификацию.

  1. Сформированность фонематического слуха и восприятия ( ЗАДАНИЕ № 7)

9 % отсутствует фонематический слух и восприятие

36 % -допустили несколько ошибок

27 % -ошибочного выделения картинок нет

27 % -правильно определили наличие нужных звуков в словах.

Необходима работа по формированию фонематического слуха по различению твёрдых/мягких звуков.

  1. Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (ЗАДАНИЕ № 8)

27 % имеют предпосылку к успешному овладению звуковым анализом

9 % - допустили лишь 1 ошибку

18 % -допустили 2 ошибки

45 % -не владеют звуковым анализом

Предстоит большая работа по формированию умений выполнять звуковой анализ слов букв .Соответствие звуков и букв.

  1. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (ЗАДАНИЯ № 1,2)

Мелкая моторика и зрительно-моторная координация хорошо развита у 56 %.

Выводы: 4 ( 36 %) человека вызывают тревогу. В первый класс пришли не подготовленными и им будет очень трудно осваивать изучаемый материал.

18 % ( 2 человека) ближе к низкой планке. И лишь 27 % имеют высокий уровень подготовки.

Лучше всего у детей сформировано умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчёт.

Проблемными оказались задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе подбора картинок с заданным звуком в названии . А также степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове на низком уровне.

Анализ результатов диагностической работы № 2. ( Математика).

Диагностика, проводимая в середине учебного года ( в конце декабря) , сразу показала продвижение обучающихся за прошедшие полгода и позволила выяснить, что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов первого года обучения.

В классе 11 человек, выполняли работу 10.

Диагностическая работа по математике содержит 9 заданий.

Задание № 1.

Цель: выявить умение учащихся осуществлять пошаговый контроль в процессе рисования точно такой же фигуры.

60 % задание выполнили верно

20 % - допустили неточности в изображении ( линии не всегда совпадают со стороной клетки)

30 % - изображение отдельных элементов существенно отличается от заданных






Задание № 2.

Цель: выявить умение учащихся действовать по заданному алгоритму, ориентироваться в направлениях вверх, вниз, и вправо-влево.

Справились все.

20 % - выполнена верно большая часть задания: 4-6 шагов алгоритма из 7 предложенных или выполнены все шаги, но допущена 1 ошибка.

80 % - все шаги сделаны по порядку, задание выполнено верно.













Задание № 3.

Цель: выявить умение учащихся провести классификацию множества предметов, выделить признак, по которому произведена классификация.

НЕ справились - 10 %

20 % - есть попытки провести классификацию, но при этом не все предметы подчёркнуты, но выделена верно одна из групп.

20 % - классификация проведена, выделены верно 3 группы предметов, но допущена 1-2 ошибки.

50 % - классификация проведена верно, признак связан с общей характеристикой предметов.













Задание № 4.

Цель: выявить умение учащихся выполнять арифметическую запись решения задачи по заданному рисунку и выполненной модели.

Справились все.

Из них: 40 % -выполнили верно только одну запись, при этом ошибок не или выполнены верно2-3 записи, но допущены 2-3 ошибки.

20 % - выполнили верно только 2 записи, при этом ошибок нет или все 3 записи выполнены верно, но допущена 1 ошибка.

40 % - все 3 записи выполнены верно.











Задание № 5.

Цель: выявить умение учащихся найти ошибки в выполненной работе, сопоставив рисунок к задаче, модель задачи и арифметическую запись решения.

Не справились ( ошибки не найдены): 10 %.

20 % -найдена и исправлена только 1 ошибка, ученик не находит ошибки в моделях к задачам.

50 % - найдены и исправлены 2 ошибки.

20 % - найдены и исправлены все 3 ошибки.












Задание № 6.

Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в которой есть избыточное данное.

Дан неверный ответ, ученик находит, сколько стоят все цветы, не удерживает цель выполнения задания- 20 %

30 % - записана стоимость только одного цветка, который входит в букет.

50 % -выполнили верно











Задание № 7.

Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в содержание которой включены отношения «выше», «ниже».

Есть попытка выполнить задание, но все кубики раскрашены неверно- 10 %

40 % -задание выполнено неверно: красный кубик расположен выше синего и выше зелёного.

50 % - задание выполнено верно, кубики закрашены в правильном порядке.











Задание № 8.

Цель: выявить умение удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом.

НЕ смог решить ни одного примера правильно и выбрать примеры с ответом 5 - 10 %

90 % - задание выполнено правильно в полном объёме.





Задание № 9.

Цель: выявить умение находить многоугольник в фигуре

20 % - есть попытки выполнить задание, но закрашен или обозначен контур многоугольника, который не соответствует заданному ,записан неверный ответ, превышающий число многоугольников, которые могли быть найдены на заданном рисунке.

30 % - задание выполнено верно частично: найдены только 1-2 многоугольника - они закрашены или обозначен их контур.

30 % - дан неполный ответ, который показывает, что найдены не все многоугольники.

20 % - дан верный ответ, найдены все многоугольники











ФИ

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

всего

% выполнения

Анисимов Е.

2

2

1

1

1

3

1

3

0

14

52%

Грибов Р.

3

3

3

2

3

3

3

3

3

26

96 %

Жуковский И.

3

2

3

1

0

0

1

0

0

10

37 %

Костецкая К.

3

3

1

3

2

3

3

3

3

24

89 %

Козубец В.

3

3

3

3

3

1

3

3

2

24

89 %

Макарова А.

1

3

0

1

2

1

3

3

1

15

56 %

Манойленко Я.

1

3

2

2

2

1

1

3

2

17

63 %

Мальцев Д.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Попова В.

3

3

3

3

2

3

3

3

1

24

89 %

Семерня В.

3

3

2

3

2

0

1

3

2

19

70 %

Черченко И.

2

3

3

1

1

3

0

3

1

17

63 %


Выводы по итогам выполнения диагностики:

Из проанализированных материалов видно, что хорошо сформированы умения: действовать по заданному алгоритму, ориентировка в направлениях ( вверх, вниз, вправо, влево). Учащиеся овладели счётом в пределах 10 ( 90 %), умением удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом.

Также видны и проблемные разделы в освоении программного материала: наибольшую трудность вызвало умение находить многоугольник в фигуре сложной конфигурации, в работе с моделями задач, в анализе условия задаче, в умении находить ошибки в готовом решении.

Но, радует, что виден рост в развитии каждого ребёнка. Даже те, кто показал результат низкий в первой диагностике, во второй показали определённые успехи.

















20 % обучающихся, довольно успешных в учёбе показали стабильность . И лишь 10 % показали результат ниже, выявив тем самым проблемы в усвоении материала. Есть над чем поработать.

Диагностическая работа № 2. Русский язык.

Выполняли работу 10 чел.

В первой диагностике было 2 задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях и на выявление степени готовности к овладению звуковым анализом. И у многих ребят эти задания вызвали затруднения.30 % выполнили безошибочно, 20 % затруднялись, 40 % выполнили со многими ошибками, 30 % даже не смогли понять задание.

Как же продвинулись учащиеся за полгода ?

Задание № 1.

Цель: проверить состояние фонематического восприятия, умение ориентироваться не на буквенный , а на звуковой состав слова.

30 % - допустили 2 ошибки.

20 % - выделили звук в разных позициях, кроме одного

50 % -выполнили правильно










Задание № 2.

Цель: выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласные, твёрдые и мягкие согласные)

30 % -допущены 2 ошибки

30 % -допущена 1 ошибка

40 % - выполнили правильно











Задание № 3.

Цель: выявить умение найти в слове заданный звук.

20 % - допущены 3 ошибки и более.

30 % допущены 2 ошибки

20 % -допущена 1 ошибка

30 % -задание выполнено верно









Задание № 4.

Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.

20 % - допущены 3 ошибки и более

40 % -допущены 2 ошибки

40 % - допущена одна ошибка: не отмечены первые звуки в первой или в четвёртой паре











Трудности в выполнении у тех ребят, которые не справились в первой диагностике.

Задание № 5.

Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой.

60 % -допущены 2 ошибки ( на определение ударного слога)

20 %- допущена одна ошибка

20 % - выполнено верно

Учащиеся правильно делят слова на слоги, но путаются с ударным слогом!











Задание № 6.

Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой, выполнять нестандартное задание.

40 % - допущены 2 ошибки

60 % - допущена 1 ошибка, связанная с тем, что ученик не увидел нестандартную задачу.

Задание № 7.

Цель: проверить понимание позиционного принципа русского письма: выявить умение выбрать гласную букву для обозначения гласного звука после твёрдого или мягкого согласного.

40 % -допустили 3 ошибки и более.

10 % -допущена 1 ошибка

50 % - выполнили правильно












ФИ

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

всего

% выполнения

Анисимов Е.

1

2

0

1

2

1

2

9

43 %

Грибов Р.

2

3

3

2

3

2

3

18

86 %

Жуковский И.

1

1

0

0

1

1

0

4

19 %

Костецкая К.

3

3

1

2

1

2

3

15

75 %

Козубец В.

3

2

1

2

1

2

3

14

67 %

Макарова А.

3

2

2

1

1

1

0

10

48 %

Манойленко Я.

3

3

3

1

1

2

3

16

76 %

Мальцев Д.

-

-

-

-

-

-

-

-

Попова В.

3

3

3

2

3

2

3

19

90 %

Семерня В.

1

1

1

0

2

2

0

7

33 %

Черченко И.

2

1

2

1

1

1

0

8

38 %

Уровень выполнения заданий.













Выводы: Учащимися усвоен хорошо материал на фонематическое восприятие, умение проводить звуковой анализ слов.

Наибольшее затруднение вызвало задание на сопоставление слов по звуковому составу, определение ударного слога в слове.

У каждого ребёнка виден рост в развитии и усвоении программного материала.

Сравнение результатов первой и второй диагностик.( русский язык)

















В данном случае сравнение не совсем объективно, т.к. по русскому языку в первой диагностике было только 2 задания.

Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика

)

















Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика, русский язык)

















Вывод:

Как видно из результатов всех проведённых диагностик, именно русский язык вызывает наибольшее затруднение у всех учащихся. Особенно следует обратить внимание на звуко-буквенный анализ слов, деление их на слоги, определение ударного слога.

И, всё-таки каждый ученик «продвинулся» в своём развитии. У обучающихся активно идёт формирование универсальных учебных действий, метапредметный подход к обучению.

© 2010-2022