Конспект урока литературного чтения Л. Н. Толстой Прыжок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Л. Н. ТОЛСТОЙ

«ПРЫЖОК».

УМК «Планета знаний» ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации; формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения; учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, работать с композиционными частями рассказа; дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление; помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими; учить находить новые краски в знакомом произведении. ОБОРУДОВАНИЕ: - компьютер; - выставка книг Л. Н. Толстого; - модель корабля; - индивидуальные листы с сюжетно - композиционным треугольником; - два варианта тестов; - портрет Л. Н. Толстого.










ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях -

Мудрейший человек и мастер слова. - О каком писателе эти слова - вы поймёте, послушав информацию о нём.


  1. ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ЛЬВЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ.

Полное собрание сочинений этого писателя составляет 90 томов. Его книги, переведённые на разные языки, уже более 100 лет читают люди во всём мире. Вам ещё предстоит познакомиться с большей частью написанного великим писателем, но одна из его книг прекрасно известна даже самым маленьким читателям и тем, кто ещё не умеет читать. Это «Азбука».

(Лев Николаевич Толстой) - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого великого писателя. Но сначала вспомните:

- Что вы знаете о Л. Н. Толстом? Что запомнили из уроков внеклассного чтения?

Слайд 1.

Ответы детей:

Лев Николаевич прожил 82 года.

Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.

Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.


Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.


После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и

занялся литературой. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».


Учитель: это была скорее всего энциклопедия в 4-х томах. Огромную работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное - ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу.

  1. ВИКТОРИНА.
- Угадайте, из каких произведений эти строки.

Слайды 2-5.
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».

«Лев и собачка»

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали в тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их».

«Косточка»


«Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку.

Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу».

«Филиппок»

«Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь».

«Лебеди»


«Народ собрался смотреть на то, как я полечу. Шар был готов. Он, подрагивая, рвался вверх на 4-х канатах».

«Рассказ аэронавта».

«Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с рыбой в когтях».

«Орёл» «У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами».

«Булька»
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался; а другой остался на дороге».

«Два товарища»

Слайд 6.


- О ЧЁМ ГОВОРИТ Л. Н. ТОЛСТОЙ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?

О сочувствии и помощи слабым;

о настоящей дружбе и смелости;

о необходимости учиться;

о жизни животных;

о защите слабых;

об уважении родителей;

о правдивости.

  1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ И ЛЬВЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ.

Слайд 7. - Творчество этого гениального писателя - это прежде всего призыв к человечности, добру, правде. А начало всего этого - в родном краю писателя, в доме его родителей, находившемся в прекрасном месте со светлым названием Ясная Поляна. Туда мы и отправляемся на экскурсию.

Слайд 8. - А вот и Ясная Поляна. Мы идём по главной аллее.

Слайд 9. Это дом Льва Николаевича. Сейчас это дом - музей. Его сохранили в неприкосновенном виде, и создаётся впечатление, что это жилой дом, а хозяин куда-то ненадолго отлучился.


Слайд 10. - ТЕРРАСА - в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда.


Слайд 11. - ЗАЛ - СТОЛОВАЯ - самая большая комната в доме. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли. Детские годы, проведённые в Ясной Поляне, - это самые счастливые и незабываемые в жизни писателя. В детстве Льву Николаевичу казалось, что все люди вокруг него добрые. Он мечтал найти «зелёную палочку». Это палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми. Своё первое произведение Лев Николаевич написал в 7 лет для своих братьев и маленькой сестры. Это были 7 коротеньких рассказов о птицах.


Слайд 12. - КАБИНЕТ - свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом. Кто знает, кто такой граф?

(Богатый человек, у которого есть слуги.) Он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки. Знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Лев Николаевич стыдился своего богатства, не хотел жить в роскоши, ведь по России в голоде, холоде и непосильном труде жил крестьянский народ. Он мучился, не зная как помочь бедным людям.


СЛАЙД 13. - СПАЛЬНЯ - именно здесь ночью 28 октября 1910 года лев Николаевич принял решение остаток дней прожить в уединении и тишине. Поэтому он уезжает на юг. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление лёгких с высокой температурой, и на станции АСТАПОВО он вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстой умер.


Слайды 14, 15. Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только её переименовали в станцию Лев Толстой, а большие станционные часы показывают одно время 6часов 05 минут - время, когда перестало биться сердце великого писателя.

Слайд 16. - Это был самый мудрый русский писатель. И когда люди читают его книги, то они становятся умнее. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, и вас тоже многому научит.


Слайд 17.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.
1. Прогнозирование содержания. - Мы начинаем работать с новым произведением. С ним вы знакомились дома. С чего вы начали свою работу? (Читаем фамилию автора, читаем заголовок и рассматриваем иллюстрацию, если она есть.)

- Какие предположения вы сделали о содержании этого произведения?

(Высказывания детей.)

Какие предположения оправдались?

2. Словарная работа.

- Дома вы работали с таблицей слов в рабочей тетради. ( Задание: подбери синонимы и антонимы к словам: раззадориться (сноска в учебнике: горячность, азарт, запальчивость), взобраться, защищать, опомниться.)

- Что особенно произвело на вас впечатление во время чтения?

Слайд 18.

  1. МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Как вы думаете, какие черты характера мальчика сыграли роль в том, что случилось: геройство, обидчивость, смелость, хвастовство, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?

(Ответы детей) - Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героя, отношение автора к нему, нужно проследить, как изображает автор его поступки, что и как он о нём говорит. Давайте перечитаем текст и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу.


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою.


Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов обгоняй.


Поглядите, чайки важно

Ходят по морскому пляжу.


Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

Слайд 19.


  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

1 АБЗАЦ. - Где происходят события?
Учитель - Посмотрите на модель корабля. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.
- Почему весь народ был на палубе? Учитель - Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень пород дерева. - Чем развлекались люди? - Выделите слова, передающие поведение обезьяны.
- Как понять выражение «ещё больше расходилась»?

(Значит, ещё больше корчилась, кривлялась, прыгала…)


- Как сказать по-другому, одним словом? Это слово встречалось в рабочей тетради.

(Раззадоривалась.)


- Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её и взяли.)


2 АБЗАЦ. - Сколько лет было мальчику? - Что ещё мы узнаём о нём? (Он был сыном капитана.)
У.- Если автор говорит об этом, значит это важно. - - Какие слова говорят о том, что действия обезьяны были очень быстрыми и неожиданными? - А если употребить слово «сняла», как изменится смысл?
- Что такое «мачта»? Обратимся к словарю. (Ученик читает толкование слова «мачта».)
Учитель - Мачты в таких кораблях возвышались над палубой на 15-20 метров, то есть на высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок (показываю на модели корабля). - Как вели себя матросы? Прочитайте в рабочей тетради.
- Как повёл себя мальчик в первые минуты, оставшись без шляпы? Какие слова вы выделили?
- Как можно охарактеризовать состояние мальчика? (Он растерялся) - А если бы в этот момент мальчик вместе с матросами посмеялся над обезьяной и перестал на неё обращать внимание, как могли развиваться события дальше?

(Не было бы этого опасного события.)


3 АБЗАЦ.

- Что в это время делала обезьяна?

- А мальчик? Прочитайте в рабочей тетради.

- Значит, между «смеяться» и «сердиться» мальчик выбирает что?

(Сердиться.) - Как вели себя люди на палубе? Прочитайте в рабочей тетради.
- Как это подействовало на мальчика? Выделите в рабочей тетради из абзаца нужные слова и выражения.
- Почему покраснел мальчик?
- Почему писатель написал, «не подошёл к мачте и полез наверх», а «бросился за обезьяной на мачту»?

- Какие черты характера проявились в этот момент?

( Обидчивость, самолюбие.)

- Да, ведь он был кем?

(Сыном капитана.) Учитель - А матросы, подчинённые отца, смеялись, как ему казалось, над ним. - Как вы понимаете выражение «в одну минуту…»? - Выделите слова, передающие поведение обезьяны.


4 АБЗАЦ. - Почему мальчик оказался на самом верху мачты?

(Обезьяна манила его, дразнила и лезла ещё выше; мальчика разобрал задор.) - Что это значит? - Что он крикнул обезьяне? - Какие черты характера мальчика проявились?

(Желание всё сделать по-своему, т. е. упрямство.)

- Какие слова повторяет автор? Зачем?

(«В одну минуту…». Чтобы показать, как быстро всё происходило.) - Как обезьяна повесила шляпу на край последней перекладины? - Ещё раз выделите слова, передающие поведение обезьяны. - Почему мальчик не мог достать шляпу без опасности для жизни? - Что сказано о расстоянии от мачты до конца перекладины, где висела шляпа?

(Аршина два.) Аршин - старинная мера длины, чуть меньше метра. Значит, какое расстояние было до шляпы?

5 - 6 АБЗАЦЫ. - Какой опасности подвергал себя мальчик? Как об этом говорит автор?
- Наверное, он был очень смелый? (Смелым этот поступок не назовёшь. Он даже не сразу заметил, что залез так высоко. В этот момент он рисковал жизнью попусту.)


- Как вели себя люди на палубе сначала? (Читаем в рабочей тетради)
- В какой момент изменилось отношение матросов к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Читаем в рабочей тетради.)
- Как автор передаёт состояние людей?

(Все замерли от страха.)


- Прочитайте последнее предложение 6 абзаца. Почему ему никто не помогал?

7 АБЗАЦ - Какой момент был самым опасным?

(Когда кто-то ахнул от страха.) - Что значит мальчик «опомниться»? (В рабочей тетради) (Очнуться, прийти в себя, стать способным понимать.)
- Что понял мальчик? ( Именно в этот момент он понял, как высоко залез и в какой он теперь опасности.)

8 АБЗАЦ

Учитель

Переживания и мысли отца мальчика (капитана) Толстой не описал подробно. Но он написал о его поведении. Давайте прочитаем, как вёл себя капитан.

- Зачем в руках отца мальчика было ружьё?

(Чтобы охотиться на чаек.) - Что сделал отец, чтобы спасти сына? - Объясните фразу «тотчас прицелился».

( Очень быстро принял решение.)


- Почему отец-капитан требует чтобы мальчик прыгнул в воду, а не просто приказывает ему? Почему грозит застрелить его?

(Мальчик осознал, на какой высоте он стоит, не держась, следовало побудить его к прыжку в воду, испугав.)

- Почему капитан требовал, чтобы сын прыгнул именно в воду?

(Если мальчик упадёт в воду - у него есть шанс на спасение, если на палубу -

нет.)


- Какие черты характера капитана проявились в эту трудную минуту? (Решительность, находчивость, сила духа. Он мог быстро принимать правильные решения в сложных ситуациях.)


Слайд 20. - Обратите внимание, как мальчик прыгнул в воду?

- О чём это говорит? (Что он умел прыгать в воду, что он не забыл в трудный момент, как это сделать правильно.)


Слайд 21.

9 АБЗАЦ.

- Найдите в этом абзаце сравнение.

- Что такое «пушечное ядро»?

- Почему 40 секунд показались всем очень долгими?

- А на самом деле 40 секунд это много или мало?

(Мало, но для такого момента много.)


10 АБЗАЦ

- Почему капитан закричал, убежал и заплакал, когда стало ясно, что мальчик спасён? (Он пережил слишком сильное потрясение; он очень сильно испугался за сына; от счастья, что всё хорошо закончилось.)
- Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел мальчика на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности.
- Подумайте, как к такому человеку относились матросы? (Они его уважали.)

Учитель.

- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который мы пытались ответить в начале урока, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют поведение мальчика и поведение обезьяны.

Слайд 22. МАЛЬЧИК: не знал, смеяться или сердиться; пригрозил и крикнул; покраснел, скинул куртку; бросился за обезьяной; взобрался по верёвке; закричал и полез выше; разобрал задор и он не отставал; очень раззадорился; бросил мачту и ступил на перекладину; глянул вниз и зашатался.

Слайд 23.

ОБЕЗЬЯНА:

вертелась и забавляла всех;

корчилась, прыгала, делала смешные рожи,

передразнивала людей и ещё больше расходилась;

подпрыгнула и сорвала шляпу,

надела её и взобралась на мачту;

дразнила мальчика, делала ему рожи;

взобралась ещё выше;

подманила;

корчилась, показывала зубы и радовалась.

- Сравните их поведение.

(Оно похоже.)

- Как вы думаете, как автор относится к поступку мальчика?

(Он его осуждает.)

- За что? (За то, что он - человек, вёл себя как обезьяна.)

Слайд 24.


- Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае? (Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по-своему.)

- Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации? (Он сам и матросы. Они - взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию. )

- А обезьяна? Она же дразнила его.

(Обезьяна - животное, а мальчик - человек. Он должен был думать над своими поступками.)


Слайд 25.


- Чему учит нас это произведение? (Задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца - это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)
- А почему в конце произведения ничего не сказано об обезьяне? (Она не главный герой, а причина случившегося.)

- А кто главный герой?

(Мальчик и его отец.) - А почему капитан - тоже главный герой. Он появляется в конце произведения, а мы так много о нём говорим.

(Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример,

как надо вести себя в сложных ситуациях.) Учитель. -Это необыкновенное умение Л. Н. Толстого одной - двумя фразами, даже несколькими словами, передать душевное состояние героя, его характер. - Какая главная мысль этого произведения?

(Находчивость и самообладание - необходимые качества человека.)

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

- К какому жанру относится это произведение. (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. В нём ничего не говорится ни о прошлой жизни героев, ни о будущей. Рассказывается только один случай из их жизни героев.) - Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика - это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

  1. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Разделить рассказ на части, используя сюжетно - композиционный треугольник.

Слайд 26.

  1. ПРОВЕРКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

- С чего начинается треугольник?

(Начинается треугольник с вступления.)

- Как вы его отметили?

(Первый абзац.) - Какое настроение у людей на корабле? (Этот вопрос ставлю к каждой части.)

- Что дальше?

(Начало действия, или завязка.)

- Сколько абзацев она занимает?

(Второй абзац.)

-Что происходит дальше?

(Дальше развиваются действия.)

- Сколько абзацев вы отметили?

(6 абзацев)

- Прочитайте последнее предложение.

- Что происходит на вершине нашего треугольника?

(Кульминация.)

- Что такое кульминация?

(Самое важное событие в рассказе.)

- Какая кульминация в нашем рассказе?

(Поступок капитана - 9 абзац.)

- Что дальше?

(Продолжает развиваться действие.)

- До какого момента?

(«Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать».)

- О чём мы ещё не сказали?

(Конец действия - развязка.) - Прочитайте.

Слайд 27.

  1. СРАВНИВАНИЕ ДВУХ МАЛЬЧИКОВ: ГЕРОЯ РАССКАЗА ТОЛСТОГО И ТЁМУ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО «ТЁМА И ЖУЧКА».
Подумай: почему они полезли за животными; обдуманы ли были их поступки; что чувствовал каждый из них, пока лез; чем кончились для ребят эти происшествия; какие качества мальчиков открылись в их действиях; как ты относишься к этим героям.

Слайд 28.


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕСТЫ.

- А теперь я хочу проверить, как каждый из вас усвоил содержание этого рассказа.


  1. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Дифференцированное задание в учебнике №7.

2. В рабочей тетради стр. 34 №5.

  1. ИТОГ УРОКА.

- Назовите автора и произведение, которое мы изучали.


Слайд 29. Большой, мудрый человек и гениальный писатель Лев Николаевич Толстой учит жизни, учит главным качествам любого человека, любого возраста и всякого времени не только многочисленными известными всему миру произведениями, но и всей своей жизнью: общением с людьми, отношением к труду, к миру природы, вещей.

Слайд 30. «Толстой - великая русская душа, светоч, воссиявший на земле… он стал для нас путеводной звездой».

(Р. Роллан.)



Литература

1. М. И. Байкова, Е. С. Гостимская. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. Москва: ВАКО 2004г.

2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Тесты по литературному чтению 3 класс. Москва: АСТ Астрель.

3. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Э. Э. Кац. Москва: АСТ Астрель 2007.

4. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва: ВАКО 2006г.

















© 2010-2022