Программа адаптационного периода обучающихся 1 классов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Об утверждении Программы адаптационного периода обучающихся 1 классов Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993), письмом Минобразования РФ от 20.04.2001г. № 408/13-13 с целью создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников.


Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с обучающимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
  1. Организация режима школьной жизни первоклассников;
  2. Создание предметно-пространственной среды;
  3. Организация оздоровительно-профилактической работы;
  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
  5. Организация внеурочной жизни первоклассников;
  6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ


I. Организация режима школьной жизни первоклассников в сентябре-октябре

  1. Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов - не более 33 недель (за счет дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения).
  2. Занятия проводятся только в первую смену. Время их начала - не ранее 8 часов. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.
  3. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 ч. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры
  4. В 1-м классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый.
  5. Для первоклассников рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  6. Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 мин; после первого урока организуется завтрак в помещении школьной столовой.
  7. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения целесообразно проводить вторыми; уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура и др.) целесообразно проводить последними.
  8. Недопустимо введение в 1-м классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими.
  9. В 1 -м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Никакому (в т. ч. словесному) оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества и своеобразие психических процессов обучающихся (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
  10. В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся и домашние задания не задаются.
  11. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
II. Организация оздоровительно-профилактической работы

  1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
  • медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения профилактических работ (по мед.справкам);
  • Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и проветривания учебных кабинетов и т.д.;
  • соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;


Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
  • Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.10.17 физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20- й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно- двигательного аппарата;
  • Согласно требованиям СанПиН в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза;
  • Подвижные игры на переменах;
  • Ежедневная прогулка в группе продленного дня;


Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
  • организацию горячего питания в школе;
  • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  • создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за столом;


  1. Организация психологической помощи первоклассникам.

  1. Использование в учебном процессе здоровье сберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.




III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период

1. Данная программа позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы. Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Цели:

  • обеспечение психологической адаптации детей;
  • знакомство с основными школьными правилами;
  • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
  • обучение элементарным приемам обратной связи;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • организация классного коллектива.
Содержание программы строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования. Он проводится учителями- предметниками в рамках динамической паузы. Переход на ФГОС НОО предусматривает организацию комплекса мероприятий, обеспечивающих данный процесс. Организация адаптационного периода первоклассников является частью работы по формированию образовательного процесса в первых классах. Учебные задания должны быть многофункциональными для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. На основании полученных сведений учитель сможет организовать индивидуально - дифференцированный подход к детям при обучении в 1 классе и создать индивидуальные траектории развития каждого ребенка. Организация деятельности в рамках изобразительного искусства В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественной деятельности принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели деятельности предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: - прогулки и экскурсии с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий (например, для урока «Золотые краски осени») - экскурсии в мастерскую народных умельцев или в художественно - краеведческий музей; - игры (например, игра «Игра в художники и зрителя») - импровизации и др. Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений, способствуя снятию напряжения. Организация деятельности в рамках музыкального обучения Основой изучения закономерностей музыкального искусства обучающимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш их интонационно - образные элементы. Деятельность первоклассников включает в себя ярко выраженные игровые моменты. Учителем используются следующие образно-игровые приемы: - пластическое интонирование; - музыкально-ритмические движения; - свободное дирижирование; - игра на элементарных музыкальных инструментах; - разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности обучающихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения. Организация деятельности технологии Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «В гостях у природы», «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры - соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и так далее; можно предложить уроки - конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» (импровизация), или урок - игру «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и пр. Организация деятельности физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. Игры проводятся на свежем воздухе. Используются сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д. (Игры на внимание: «Карлики и великаны», «Светофор», «Тройка». На развитие быстроты «Кто быстрее», «Лисы и куры», «Кто идет». На развитие физических качеств: «Кто первый», «Через ручеек» и т.д.). Организация уроков окружающего мира Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Следует, однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам. Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр- театрализаций. Подвижные игры, игры - театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - пришкольном участке. Организация уроков математики Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам, получая при этом количественные и пространственные представления. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. большое место на уроках математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

2. Особенности организации урока в 1-м классе Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть. Организационный момент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение. Домашние задания в первом классе не задаются (СанПиН 2.4.2.1178- 02п.10.10.10). 3. Индивидуальная работа с первоклассниками В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети, пришедшие в первый класс, бывают разными. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
  • задания разной степени трудности;
  • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  • предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

IV. Организация внеурочной жизни первоклассников

Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей:

  1. Организация групп продленного дня.
  2. Развивающие кружки по направлениям внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное: «Азбука здоровья».

Общеинтеллектуальное: «Занимательная математика», Духовно-нравственное: «По страницам детских книг»,

Общекультурное: «Дорожная азбука», Социальное: «Познай себя»

  1. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.


V. Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Работа временной проблемной группы «Адаптационный период первоклассников»;

  1. Малый педсовет;
  2. Взаимодействие с родителями первоклассников:
- собеседование с родителями в начале учебного года; - ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; - коллективные и индивидуальные консультации для родителей; - родительские собрания; - совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.






















© 2010-2022