- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа адаптационного периода обучающихся 1 классов
Программа адаптационного периода обучающихся 1 классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фирсова Е.В. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Об утверждении Программы адаптационного периода обучающихся 1 классов Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993), письмом Минобразования РФ от 20.04.2001г. № 408/13-13 с целью создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
- Организация режима школьной жизни первоклассников;
- Создание предметно-пространственной среды;
- Организация оздоровительно-профилактической работы;
- Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- Организация внеурочной жизни первоклассников;
- Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
I. Организация режима школьной жизни первоклассников в сентябре-октябре
- Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов - не более 33 недель (за счет дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения).
- Занятия проводятся только в первую смену. Время их начала - не ранее 8 часов. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.
- Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 ч. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры
- В 1-м классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый.
- Для первоклассников рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 мин; после первого урока организуется завтрак в помещении школьной столовой.
- При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения целесообразно проводить вторыми; уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура и др.) целесообразно проводить последними.
- Недопустимо введение в 1-м классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими.
- В 1 -м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Никакому (в т. ч. словесному) оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества и своеобразие психических процессов обучающихся (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
- В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся и домашние задания не задаются.
- Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
- Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения профилактических работ (по мед.справкам);
- Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и проветривания учебных кабинетов и т.д.;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.10.17 физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20- й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно- двигательного аппарата;
- Согласно требованиям СанПиН в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза;
- Подвижные игры на переменах;
- Ежедневная прогулка в группе продленного дня;
Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
- организацию горячего питания в школе;
- выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
- создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за столом;
- Организация психологической помощи первоклассникам.
- Использование в учебном процессе здоровье сберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.
III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1. Данная программа позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы. Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Цели:
- обеспечение психологической адаптации детей;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приемам обратной связи;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива.
2. Особенности организации урока в 1-м классе Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть. Организационный момент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение. Домашние задания в первом классе не задаются (СанПиН 2.4.2.1178- 02п.10.10.10). 3. Индивидуальная работа с первоклассниками В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети, пришедшие в первый класс, бывают разными. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
- задания разной степени трудности;
- специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
- предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
IV. Организация внеурочной жизни первоклассников
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей:
- Организация групп продленного дня.
-
Развивающие кружки по направлениям внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное: «Азбука здоровья».
Общеинтеллектуальное: «Занимательная математика», Духовно-нравственное: «По страницам детских книг»,
Общекультурное: «Дорожная азбука», Социальное: «Познай себя»
- Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.
V. Взаимодействие с участниками образовательного процесса
Работа временной проблемной группы «Адаптационный период первоклассников»;
- Малый педсовет;
- Взаимодействие с родителями первоклассников: