Урок литературного чтения во 2 классе по теме С. Михалков «Новогодняя быль»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Михалков «Новогодняя быль» Цели: Предметные: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения. Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах. Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, уважать мнение одноклассников. Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой и др., выставка рисунков по сказке «Два Мороза» (домашнее задание); портрет С. Михалкова; карточки для работы в парах и группах.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Поприветствуйте партнёра по плечу улыбкой, а партнёру по лицу дайте

«пять».

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока чтения? (удивление, что станем умнее, получим новые

знания, будем работать с текстом)

- Девизом нашего урока будет «Чтение - вот лучшее учение». Эти слова сказал А.С. Пушкин.

Как вы их понимаете?

  1. Проверка домашнего задания.

Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». Молодцы, все

постарались! Похвалите друг друга. (Аплодисменты).

Структура Релли Робин

- На дом вам было задание объяснить смысл пословицы: «Где тепло, тут и добро».

- Начинает партнёр по плечу. Вам даётся 30 секунд.

- Поменялись ролями. 30 секунд.

- Поблагодарили друг друга.

- Отвечает стол 2, участник под номером 4. (все столы опрашиваю по одному участнику)

- Какой вывод можно сделать из пословицы?

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

1. Беседа.

- Скажите, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (о зиме)

- Вы любите зиму? Почему?

- Ребята. Сегодня утром по дороге в школу я увидела на снегу под деревом странные слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил. Слайд

- Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)

- К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти слова? (О Новом годе)

- А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей), и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с "Новым годом!", "С новым счастьем!"

- Без чего не обходится новогодний праздник? (без ёлки) 2. Структура Сингл Раунд Робин. - Я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по кругу. Начинает участник №1, затем 2, 3 и 4.

- Почему украшают ёлку? (традиция, чтобы весело было, чтобы красиво было)

Опрос участников с каждого стола. Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №6.

3. Рассказ учителя.

Украшать елку на новый год, очень древний и всеми любимый обычай, и принято считать, что пришел он к нам из-за рубежа, а именно из Германии.

В России же украшать рождественскую ель начал самый известный наш Петр 1. Вернувшись из путешествий по Европе, царь повелел на новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

-Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

- Автора сказки мы узнаем, если расставим буквы в следующем порядке.

5, 2, 7, 1, 4, 6, 3, 8.


А


И


О


Л


М


К


Х


В

1

2

3

4

5

6

7

8

4. Биография С.В. Михалкова. (Слайд с портретом)

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия и учительницей. В семье было 3-едетей. В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А впоследствии стал знаменитым поэтом. Он написал много стихотворений «А что у вас?», «Дядя Стёпа», был автором гимна.

5. Выставка книг.

- Посмотрите на выставку книг писателя, они есть у нас в школьной библиотеки. Вы их можете взять почитать.

6. Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, о чём будет это произведение?

IV. Изучение нового материала.

  1. Первичное знакомство со сказкой.

- Прочитайте название сказки, подтвердилось ли наше предположение, о чём мы будем читать?

  1. Чтение учителем отрывков.

3. Структура Эй Ар Гайд (до и после).

На столах у каждого листочки с предположениями.

Ответы на вопросы записываются в ходе чтения, после логически законченных частей.
- Выполните предположение. Если вы считаете, что предположение верно - ставьте «+», если неверное «-«.

до

Предположения

после

Главным героем сказки будет ёлка.

Ёлочку срубят на Новый год.

Человек украсит елочку дома.


V. Физминутка.

Структура Инсайт аутсайд Сёкл. («Внутренний и внешний круг»)

- Участники под буквой «А» - внутренний круг, под буквой «Б» - внешний круг.

- Повернулись к партнёру по лицу.

- Сколько времён года?

- Повернулись вправо, делаем 4 шага. Считаем вместе. Поменялись партнёрами. Улыбнулись, даём «пять».

- Почему это произведение является сказкой? 5 секунд думаем.

- Начинает партнёр у кого волосы темнее. Вам 15 секунд.

- Поменялись ролями.

Опрос ответов учителем.

- Что ты услышал от партнёра?

- Поблагодарили друг друга.

- Сколько лучей у снежинок?

- Повернулись вправо, делаем 6 шагов. Считаем вместе. Поменялись партнёрами. Улыбнулись, даём «пять».

- Почему автор назвал эту сказку былью? 5 секунд думаем. - Начинает кто внутри круга.

- Поменялись ролями.

Опрос ответов учителем.

- Что ты услышал от партнёра?

- Поблагодарили друг друга. - Молодцы, хорошо поработали и отдохнули. Садимся.
VI. Закрепление изученного. 1. Выборочное чтение и обсуждение. - Где жила ёлочка? Зачитайте. - Прочитайте описание Ёлочки. - Были ли у неё друзья? - Как жилось Ёлочке одной в лесу? Зачитайте. - Что заставило Ёлочку забеспокоиться? - Какие чувства возникли у Ёлочки? Представьте себя на её месте. - Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Зачитайте. - Что произошло с Ёлочкой дальше? - Что с ней случилось, когда она очнулась? - Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему? - Какой характер был у Ёлочки?

- Каким человеком оказался лесник в этой сказке?

- Понравилось произведение? - Что в сказке реально, а что вымышлено? 2. Выяснение главной мысли. - Какова основная мысль сказки? 2. Заполнение Структуры Эй Ар Гайд (столбик после) - Изменились ли ваши предположения после прочтения сказки? Поставьте «+», если не изменился, «- », если изменился ответ. - Обсудите с партнёром по плечу ваши предположения. 3. Чтение отрывка по ролям. (2 раза)

4. Воспитательная беседа.

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

- Как вы думаете, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?

- Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники - это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.

- Ребята, а к каким видам растений относится ель? (хвойные)

- А какие хвойные растения вы еще знаете?

Хвойные леса особенны. Кедр - в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет. Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см. VII. Рефлексия. - Пригодятся знания, полученные на уроке? Где? - Что у вас особенно получилось на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Кто, по вашему мнению, заслуживает особую похвалу? Почему?
VIII. Подведение итогов урока. - Какое произведение читали на уроке? - Что хотел донести до нас С. Михалков? - О чём должен помнить каждый человек на планете? Оценки за урок.
IX. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.


© 2010-2022