Открытый урок русского языка на тему Правописание и перенос слов мягким знаком (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Открытый урок русского языка

по теме :

«Правописание и перенос слов

с мягким знаком»







Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Байкина Е.В.







2014 г. Цели и задачи урока: Обучающие: - изучить правила переноса слов. Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности учащихся; - развивать словесно-логическое мышление; культуру общения; - развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Воспитывающие: - воспитывать уверенность в своих возможностях; - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за своё здоровье. Прогнозируемые результаты: Знания Учащиеся будут уметь: - правильно переносить слова с одной строки на другую; - использовать знаково-символические средства при оформлении правил переноса; - логически рассуждать; - составлять алгоритм работы под руководством учителя; - слушать; - управлять своей деятельностью. Учащиеся будут знать: - правила переноса слов; - орфограмму об удвоенных согласных. Универсальные учебные действия: Личностные: - проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; - установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом. Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - волевая саморегуляция; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка. Познавательные-логические: - формулировка проблемы и поиск способов её решения. Коммуникативные Учащиеся научатся - сотрудничать; - говорить, рассуждать; - управлять своим поведением и поведением партнёра.



План урока

1. Организационный момент.

А) Беседа.

- Как вы приветствуете своих друзей, гостей, соседей, знакомых?

………..

- Что вы знаете о слове «здравствуй»?

……….

Б) Чтение рассказа А. Цветова.

«Здравствуйте! Это слово одно из первых и у тебя, и у меня.

Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Потом ты узнал тысячи новых слов. Но это слово постоянно с людьми.

Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Проснулся, открыл глаза:

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

Пришёл в цех рабочий:

- Здравствуйте!

Поднялся на кафедру учёный:

- Здравствуйте!

Здравствуйте! - говорите вы учителям в школе. И значит это, что

все - и ребята, и учителя - встретились утром, чтобы делать одно

доброе дело.

Ты привык к этому. Но представь себе, что с тобой не поздоровался твой друг. Пришёл в класс и не сказал «здравствуй».

«Почему? - думаешь ты. - Что случилось?»

В классе идёт урок, а ты сидишь и мучительно думаешь: «Почему Костя не поздоровался?»

Сразу со звонком бежишь к нему выяснять отношения.

- Ты что, на меня обиделся, - спрашиваешь, - рассердился?

А он совсем и не сердится. Он просто не придал этому значения, не подумал, что из-за одного «здравствуй» ты станешь переживать.

«Здравствуйте!» Кажется, какое это на первый взгляд простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько

радости, света несёт в себе! В нём всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

«Здравствуйте!» - говорят люди. Одно только «здравствуйте!» - а на лицах улыбки, и доверия больше друг другу, и беседа дружней.

В) Давайте поздороваемся с нашими гостями.

2. Постановка темы и целей урока.

- Поднимите руку те, кто любит путешествовать. (…)

- На каком виде транспорта можно путешествовать?

(автобус, поезд, машина, велосипед, корабль, мотоцикл, воздушный шар, …)

- Прекрасно! Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Поднимите руку кто со мной?(…) Отгадайте загадку.

- Этот знак- хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится. (это ь знак)

- Как вы думаете в путешествие по какой стране мы отправимся?

(по стране мягкого знака)

- Что будем закреплять во время нашего путешествия?

(умение писать слова с мягким знаком на конце и в середине, переносить слова)

- Но чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса.

Если я подниму правую руку, то хлопает одна половина класса, если - левую руку, то - другая. Если я подниму обе руки, то все кричат "Ту - ту!".

Итак, поехали…

ПР - хлопают

ЛР - хлопают

ОР - "Ту- ту!"

3. Станция "Чистописательная".

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь написано? ( буквы)

-Чем отличается буквы? ( написанием; у буквы ха нет элемента, как у буквы ж;

у буквы ж звук всегда твёрдый, а ха звук бывает и твёрдый и мягкий; )

-Когда звук х будет мягким? ( когда рядом стоят буквы е, ё, ю, я,и, ь)

-Когда звук х будет твёрдым? (когда рядом стоят буквы а, о, ы,…)

-Чем ещё отличаются буквы ж и ха? (есть полуовалы разной высоты, они согласные ,т.е. встречают во рту преграду; шириной элементов )

-Какое правило знаем? ( жи пиши с и)

-Чередуя до конца строки пропишите эти буквы.

- Придумайте слово с буквой ха. (хлеб)

-У меня возник вопрос, что на конце ? Почему? ( проверочные слова :хлеба хлебный , хлебушек)

-Придумайте слово с прописной буквы Ж (Жучка, Жанна) Запишите.

-Какое слово лишнее? (хлеб, т.к. оно односложное,т.е. одна гласная буква)

-Кто ещё как думает? ( можно убрать слово хлеб, т.к. остальные имена собственные, а хлеб- название продукта)

-Сколько букв и сколько звуков в слове хлеб? ( 4б, 4 зв)

-На какой вопрос отвечает? ( что?, а другие слова на вопрос кто?)

- Поехали дальше! ПР, ЛР, ПР, ОР!

4. Станция "Словарная".

Вскрываем пакет.

Загадки: ( один уч-ся пишет на доске, ставит ударение и подчёркивает непроверяемые буквы.)

  • Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (медведь)

  • Для того, чтобы слово написать, я открываю…(тетрадь).

  • Я учу детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать. (учитель)

  • Льется речка - мы лежим.
    Лед на речке - мы бежим. (коньки)

  • Никогда зимой на улицу не выхожу я без него. А называется оно…(пальто)

-Чем похожи все слова? (ь)

-Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? Почему в словах букв больше, чем звуков? ( потому, что ь звука не обозначает)

-Подчеркните согласную , которую ь знак делает мягкой.

-Для чего в словах нужен ь знак?

(Проверка)- Молодцы! Поставьте смайлик на полях.

Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

5. Станция "Переносная".

Вскрываем пакет.

а)Назвать слово, в котором допущена ошибка при делении

для переноса: ры-бка, ста-рик, золота-я.

Повторяем правило переноса слов.

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую… )

-Запишем слово золотая разделив его для переноса у доски (зо-лотая, золо-тая, рыб-ка)

Запись на доске:

Пень день уголь

- Прочтите слова. Что можете сказать?

(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)

Почему нельзя переносить данные слова? (состоят из одного слога)

- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

пень - пеньки

день - деньки

уголь - угольки

- Сколько теперь слогов в слогах?

- Можем теперь разделить слова для переноса?

- Будем учиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.

-Сделаем транскрипцию этих слов.

-Можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Давайте разделим эти слова для переноса.

-Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? Что обозначает ь знак?

-Можно сказать, что ь знак и согласная буква впереди мягкого знака обозначают один мягкий согласный звук?

-Можно ли разделить один звук?

-Сделайте вывод.

-Прочитайте правило на с.91 в учебнике.

-А теперь потренируемся.

Первичное закрепление.

-На моём столе лежат карточки со словами, вам нужно их разделить для переноса.

(письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький)

( уч-ся по очереди разрезают слова на слоги для переноса)

- Как делили слова для переноса?

Поехали дальше. Л,П,Л,ТУ-ТУ

6. Станция « Самостоятельная»

Самостоятельная дифференцированная работа.

1 вариант (учащиеся с пониженными учебными возможностями)

выполняют упражнение № 157, с.91 в учебнике под руководством учителя после коллективного разбора ( 1 уч-ся работает на доске). Проверка по ходу выполнения.

2 вариант - учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.

Задание: Исправить ошибки Незнайки.( карточки на партах)

Карточка:

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, у-тки, е-жик, за-йка,

мал-ьчик, пальч-ик, ло-б,

во-лк.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос? Проверка карточек учителем. - А какое слово лишнее? Почему?

3 вариант - учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение на карточках (см. приложение).

Поехали дальше.П, Л,П,ТУ-ТУ

7. Станция «Загадка»

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это…( снегири)

-Снегири прилетают к нам с далёкого севера, потому что у нас зимой теплее.

Снегири- рыцари. Даже голодные они всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам.

- Прочитайте. Что написано?

Снегири краях наших в зимуют

-Составьте из этих слов предложение.

Снегири зимуют в наших краях.

-Что такое предложение?

-Запишите предложение в тетрадях и подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

8. Станция "Итоговая"

- Что понравилось на уроке?

- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

- Как переносить слова с мягким знаком в середине?

- Чему учились на уроке? Что закрепляли?

- Спасибо всем за урок! Отдыхайте!

9. Станция "Домашняя"

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 160, стр. 74.

-Что понравилось на уроке?

-Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

-Как переносить слова с мягким знаком в середине?

-Чему учились на уроке? Что закрепляли?

-Спасибо за урок.

(Приложение)



  1. Найди «лишнее» слово.


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. осень




  1. Нина




  1. сугроб






  1. Можно ли переносить слово Юлия?


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. Ю -ля




  1. Юл -я




  1. Юля






  1. Как правильно перенести слово ручейки?


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. Ру -чейки




  1. Ручей -ки




  1. Руче -йки






  1. Как правильно перенести слово деньки?


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. де -ньки




  1. день -ки






  1. Выбери правильный перенос слова.


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. иг -ра




  1. игра




  1. и -гра






© 2010-2022