Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные Истоки», 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45




Согласовано на заседании Принято на заседании Экспертного Утверждаю

Управляющего совета МБОУ СОШ №45 совета МБОУ СОШ №45 Директор МБОУ СОШ №45

Председатель С.Д. Кузьмина 29.08.2015 Н.А. Шинкаренко

28.08.2015 Протокол №1 31.08.2015


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные Истоки»

1 час в неделю

3-е класс


Учитель: Крецу Светлана Агзамовна









1. Пояснительная записка Рабочая программа по Социокультурным Истокам для 3-е класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»);
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Постановлением Главного санитарного врача РФ от29.12.2010 №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями);
  5. Письмом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;
  6. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы (в новой редакции);
  7. Примерной программой «Истоковедение»;
  8. Письмом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.06.2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  9. Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
  10. Положением МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ».
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы автора И.А. Кузьмин. Курс ведется по выбору родителей обучающихся с 1 класса. «Истоки» - уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого - научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Цель курса Социокультурные Истоки в начальной школе - введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка. Задачи: - раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; - присоединение семьи к школе; - формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; - подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации. Важнейшие особенности содержания предмета: - внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость); - раскрывается мир отечественных традиций; - происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. При подготовке и проведении занятий используются следующие технологии: - технология поддержки ребёнка; - игровая технология (Б.П.Никитин); - здоровьесберегающие технологии (Базарнов В.Ф); - дифференцированный подход к обучению; - технология перспективного обучения (С.Н. Лысенкова); - технология проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.К.Скаткин и др.); - технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.); - технология личностно - ориентированного обучения; - технология системно - деятельностного подхода; - информационно-коммуникативные технологии; - технология развития критического мышления; - информационно-коммуникационные технологии; - система инновационной оценки «Портфолио»; - обучение в сотрудничестве; - компетентностное обучение; - гуманно-личностное обучение; - технологии проектной и исследовательской деятельности. При организации учебной деятельности предполагается дифференцированная и недифференцированная фронтальная работа, индивидуальная деятельность с элементами репродуктивной, частично-поисковой, проблемно-поисковой, групповая работа. В процессе обучения используются следующие методы: словесный (беседа, рассказ, дискуссия), наглядный (демонстрация, сравнение), практический (упражнение, учебно-практическая работа, творческая работа), метод проблемного обучения, метод проектов. Особое внимание уделено обучению приёмам самооценки и самоконтроля, взаимооценки и взаимоконтроля.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности Социокультурные Истоки в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте. В ходе преподавания курса решаются следующие задачи: . осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;

  • развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • социокультурное развитие группы;
  • выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);
  • развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Содержание занятий сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале. Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему. Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий. Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках. Духовные усилия и активность учащихся проявляют на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создаёт ситуацию авансированного успеха. Для этого он находит в любом высказывании ученика то своеобразное, интересное, которое не смогли увидеть другие: удачность реплики, оригинальность ответа, независимость суждения, интересное решение. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение. В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. («Не навреди!»). После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция -направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного «Я». Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта. Этап рефлексии помогает оценить пережитое, осознать приобретённое в уме, сердце и душе. Момент вознаграждения также необходим на уроке. Ведь труд без награды не бывает. Дети вознаграждаются добрым словом учителя, благодарным взглядом, теплым прикосновением (в зависимости от ведущей модальности ребёнка), иногда скромным подарком или полезным сувениром. Уроки соответствуют рекомендациям автора учебника А.В. Камкина «Истоки-3» (издательство "Истоки", Москва, 2003 г.). Они, в основном, не расходятся с предложенным О.А.Бандяк тематическим планированием «Истоковедение») и включают активные занятия, разработанные Н.Ю. Твардовской. («Истоковедение»,2001 г.). Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении - соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний - способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности На изучение курса внеурочной деятельности в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, в соответствии с планом внеурочной деятельности.



4.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культу

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные

  • определениеи высказываниепод руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
  • осознание «Я» как гражданина России;
  • формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
  • развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Программа развития УУД Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей. Развитие у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации. Основы смыслового чтения и работа с текстом Обучающийся научится:
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Обучающийся научится:
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; Обучающийся получит возможность научиться:
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Обучающийся научится:
  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. Обучающийся научится:
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете;
Обработка и поиск информации. Обучающийся научится:
  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений Обучающийся научится:
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений. Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности - возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке. В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует мы включаем готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.Предметные:
  • развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель);
  • ценностные отношения (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - социум).

В 3 классе ученик научится:

- понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
Ученик получит возможность научиться:

  • исходя из контекста понимать смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
    опираются на них в своей деятельности и общении.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать.

6.Содержание курса внеурочной деятельности

Тема «Вера»

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство).

Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность.

Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.

Тема «Надежда»
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

Тема «Любовь»
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
Тема «София»
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле - здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни - питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.




7.Тематическое планирование


п/п

Дата

Корректировка

Тема занятия

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

01.09

Вера.

С верой приходит доброе дело

Ресурсный круг

«Какие знания дает предмет "Истоки"?».

Работа в паре

«Что объединяет Вера?»,

«Правила нравственности»

Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать пред-меты, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе сущес-твенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятель-ности, жизненных ситуациях под руковод-ством учителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе, «круге»

2

08.09

Верность - знак веры. Верность не знает мелочей

Ресурсный круг

«Верность Родине».

Работа в паре

«Верность в повседневных делах», «Верность

семейным традициям»

3

15.09

Правда - путь к истине. Правда - путь веры

Ресурсный круг

«Какой образ является путеводным?».

Работа в паре

«Пословицы о правде»

4

22.09

Честь. Воинская честь и доблесть

Ресурсный круг

«Береги честь смолоду».

Работа в паре

«Честь»

5

29.09

Честь и хвала мудрости

Ресурсный круг

«Береги честь смолоду».

Работа в паре

«Честь»

6

06.10

Поклон преподобному

Ресурсный круг

«Береги честь смолоду».

Работа в паре

«Честь»

7

13.10

Береги честь смолоду

Ресурсный круг

«Береги честь смолоду».

Работа в паре

«Честь»

8

20.10

Обобщающий урок по теме «Береги честь смолоду»

Работа в паре

«Честь по заслугам»

(оценивающий тренинг)

9

27.10

Надежда

на силы и опыт

Ресурсный круг

«Как в жизни помогает надежда?»

10

10.11

Тщетная и твердая надежда

Работа в четверке

«Что укрепляет надежду?»

11

17.11

Согласие

Ресурсный круг

«Строительство моста»

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать пред-меты, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе сущес-твенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятель-ности, жизненных ситуациях под руковод-ством учителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе, «круге»

12

24.11

Согласие ума, сердца, души

Работа в четверке

«Согласие в деле»

13

01.12

Терпение и умение

Работа в четверке

«В каких делах необходимо терпение?»

(оценивающий тренинг)

14

08.12

Терпение и спасение. Послушание опыту

Ресурсный круг

«Самый терпеливый человек».

Работа в четверке

«Послушание»

15

15.12

Жизненный опыт и мудрые советы

Работа в четверке

«Надежда - устремление

к доброму исходу дела»

(оценивающий тренинг)

16

22.12

Послушание

Работа в четверке

«Послушание»

17

12.01

Обобщающий урок: Послушание совести и закону

Работа в четверке

«Надежда - устремление

к доброму исходу дела»

(оценивающий тренинг)

Формулирование собственной позиции и мнения

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Знаково-символичекие - моделирова

ние и преобразова

ние модели

Осознавать качество и уровень усвоения

18

19.01

Любовь - добро, единство - дружба Семейная любовь

Работа в четверке

«В чем проявляется любовь к ближнему?»

19

26.01

Семейная любовь

Ресурсный круг

«Почему любовь -

это труд души?»

20

02.02

Милосердие. Где гнев - там и милость

Работа в четверке

«Милосердие»

21

09.02

Где гнев - там и милость

Работа в четверке

«Слово о милосердном человеке»

Ресурсный круг

«В чем проявляется твое милосердие?»

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе сущес-твенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятель-ности, жизненных ситуациях под руковод-ствомучителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе, «круге»

22

16.02

Доброта

Работа в четверке

«Добрые дела»

(оценивающий тренинг)

23

01.03

Доброта истинная и ложная

Работа в четверке

«Доброта истинная

и доброта ложная».

Ресурсный круг

«Что такое

делать добро?»

24

15.03

Покаяние. Покаяние и любовь

Работа в четверке

«Раскаяние».

Работа в группе

«На пути раскаяния»

Формирование умения строить монологическое высказывание,

умение формулировать собственное мнение

Формировать основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи

Анализировать объекты.

Моделировать с помощью знаков и символов

Принимать и сохранять учебную задачу

25

29.03

Обобщающий урок: Сад добродетелей

Работа в четверке

«Сад добродетелей»

(оценивающий тренинг).

Ресурсный круг

«Почему любовь делает мир чище и лучше?»

26

05.04

Ум да разум

Работа в четверке

«Ум да разум»

27

12.04

Разум рассуждает, уму помогает

Ресурсный круг

«Ум да разум»

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочнойдеятель-ности, жизненных ситуациях под руковод-ством учителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе, «круге»

28

19.04

Истина. Истинный человек

Ресурсный круг

«Истина в слове»

29

26.04

Истина в образе и деле

Ресурсный круг

«Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»

30

03.05

Знания - плод учения. Мудрость. Премудрость

Работа в четверке

«Мудрые советы Владимира Мономаха»

(оценивающий тренинг)

Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Формировать умениесамооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

Анализировать объекты.

Моделировать с помощью знаков и символов

Способствовать мобилизации сил и энергии, волевому усилию

31

10.05

Мудрость

Ресурсный круг

«Какими словами

ты расскажешь

о мудром человеке?»

32

17.05

Премудрость

Ресурсный круг

«Какими словами

ты расскажешь

о мудром человеке?»

33

24.05

София - Премудрость Божия

Работа в четверке

«Истоки победителя»

34

27.05

Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви

Работа в четверке

«Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»

(оценивающий тренинг)

Ресурсный круг

«Чему ты научился

на уроках по предмету "Истоки"?»

(итоговый тренинг)




8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности


Название общеобразовательной программы

Учебники

(автор, название, издательство, год издания)

Учебные пособия учителя и учащихся

Программа «Истоки» И.А.Кузьмин
А.В.Камкин. Истоки 3-й класс, М.: Издательский дом «Истоки»,2010г. И.А.Кузьмин. Истоковедение. М.:Издательский дом «Истоки», 2010 г.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Лазерный принтер

1


Мультимедийный проектор

1


Интерактивная доска

1


Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой



Мебель для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

4



© 2010-2022