Конспект урока по русскому языку на тему Виды предложений по интонации (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Виды предложений по интонации Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся читают свои рассказы.) - Чьи рассказы вам больше всего понравились? Почему? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа - Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон». А потом позвонили зайчатки: - Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки. - Выпишите предложения, в которых содержится вопрос. - Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, которую написали братья Гримм. Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка. - Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, используя слова какой ? что ? 2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.) Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы. - Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.) - Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1 - вопросительное, вариант 2 - повествовательное. IV. Самоопределение к деятельности - Прочитайте выразительно отрывок из произведения. - Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше Ворону!

К. Чуковский - Из какого произведения эти строки? Кто его автор? (« Телефон», К. И. Чуковский.) - Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения? - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Беседа о предложениях - Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.) - Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.) - Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.) - Прочитайте текст. Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал». - Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.) - Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.) - Почему по-разному? (Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье - спокойное сообщение.) 2. Грамматическая сказка - Послушайте сказку о нашем госте.

Восклицание Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились. - У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки? - Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно! - Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись. - Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно! - Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше? - Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано. - Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак? - Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.) 3. Работа по учебнику Упр. 27(с. 20). - Прочитайте. - Как произносятся предложения с восклицательным знаком? - Прочитайте сведения о языке на с. 21. - Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.) - Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.) - Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.) Упр. 28 (с. 21). - Прочитайте. Назовите автора стихотворения. - Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать? - Какие знаки стоят в конце предложений? - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 29 (с. 21). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) - Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации. - Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 30 (с. 22). (Работа по вопросам и заданиям упражнения.) VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику - Рассмотрите таблицу на с. 22. - Назовите виды предложений по цели высказывания. - Какие предложения называются повествовательными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? - Какие предложения называются вопросительными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце вопросительного предложения? - Какие предложения называются побудительными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце побудительного предложения? - Назовите виды предложений по интонации. - Приведите примеры. - Какие предложения называются невосклицательными? - Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения? - Приведите примеры. - Какие предложения называются восклицательными? - Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения? - Приведите примеры. Упр. 32 (с. 23). - Прочитайте стихотворение. - Найдите предложение, в котором выражена главная мысль. - Выполните письменное задание к упражнению. VIII. Рефлексия - Закончите высказывание. Предложения бывают... Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да?.. Ты что - немой?.. Ну что молчишь упрямо?» (вопросительные, невосклицательные); Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...» (повествовательные, невосклицательные); Тут папа в комнату войдёт. Войдёт и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!» (повествовательные, восклицательные). - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Когда в конце предложений ставится восклицательный знак? Домашнее задание Упр. 33 (с. 23). 36



© 2010-2022