Рабочая программа 1 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область Морозовский район х. Донской

Донсковская основная общеобразовательная школа

филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №__6___

_______________________М.Н. Гвозденко

Приказ от_____________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММA


по окружающему миру

начальное общее 1 класс


количество часов 66

Учитель Божко Лидия Николаевна

Программа разработана на основе программы « Окружающий мир» 1-4 классы ,Автор: Поглазова О. Т «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.


  1. - 2016 учебный год


Раздел 1 . Пояснительная записка Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Приказ Минобрнауки России от 17.1.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Устав МБОУ СОШ № 6
  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6

Программа «Окружающий мир» Автор: О.Т.Поглазова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 г. Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Интегрировано в планировании учебного материала по предмету « Окружающий мир» вставлены темы по ОБЖ и ПДД

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета


Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе. Планируемые результаты обучения и система оценивания В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»: -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни; -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме; -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; -осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; -оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. -участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится: -различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); -приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); -описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности); -сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; -различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; -различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; -характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; -использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); -находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России; -объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; -выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; -использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; -исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); -измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; -выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). -рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах; -вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; -объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; -готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных; -обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента); -ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); -моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); -участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится: -воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; -рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; -использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; -узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; -находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; -понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России; -готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; - рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; -объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; -рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). -оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство; -соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; -заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья; -различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; -составлять родословную своей семьи; -объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале); -находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; -использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; -моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др. В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится: -осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; -оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; -составлять и выполнять режим дня. -сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни; -соблюдать правила противопожарной безопасности; -оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется - необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Природа жизненно необходима и ранима - нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
  • В мире и в России живут разные народы - надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни - следует изучать и уважать его.
  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет представлен в инвариативной части учебного плана

На изучение курса «Окружающий мир» во 1 классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 66 ч

Раздел 4. Содержание учебного предмета Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники - тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ. В течение первого и второго годов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества: членом семьи, коллектива учеников, общества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков. В течение первых двух лет обучения ученики начинают осваивать следующие мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами. При этом начинают формироваться умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Осваивают работу в парах. Делают первые шаги в проектной деятельности. Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству людей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источником его эмоционального восприятия (как удивительно, как красиво!), интеллектуального размышления (почему так?), знания о недавнем или далёком прошлом его предков (как было раньше?). Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима - знай об этом и береги её красоту и гармонию.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки - путешествия, уроки - заседания экологического совета, уроки - конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной

Раздел 5 Тематическое планирование учебного материала по предмету « Окружающий мир»


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В т.ч. экскурсии и практические работы

Характеристика видов

учебной деятельности

Планируемые

предметные результаты

Младший школьник. Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Уроки культурного общения. Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие. Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна.

18 ч. 1. Экскурсия по школе. 2. Дидактич. игра «Я - примерный пешеход и пассажир» 3. Дидактич. игра «Я - культурный человек» 4. Дидактич. игра «Время знаю - всюду успеваю»
Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение. Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности. Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой. Следить за своим внешним видом и уха-живать за одеждой. Учиться ана-лизировать рисунки, рассказы-вать, что на них изображено, да-вать оценку ситуациям, изображённым на них. Учиться работать с рабочей тетрадью, понимать и использовать условные знаки, составлять режим дня, вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту. Моделиро-вать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков, различные ситуации поведения и общения.. Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах. Выбирать соответствую-щие формы общения с окружаю-щими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями. Ученик научится: - применять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц; - составлять режим дня, расписание уроков; - правильно выбирать одежду для себя по погоде; - беречь и укреплять свое здоровье; - соблюдать правила личной гигиены. Ученик получит возможность научиться: - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).

Как человек познаёт мир Как человек познаёт окружающий мир, источники информа-ции о нём. Признаки и св-ва предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Наблюдения - важ-нейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как способов познания св-в пред-метов. Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы.

6 ч. 1. Наблюдение разных предметов с целью оп-ределения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств. 2. Работа с разрезными карточками: распреде-ление объектов окру-жающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).
Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства. Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию. Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу); работать с разрезными карточками. Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.
Ученик научится: - различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; наиболее распространенные растения, ядовитые растения; - сравнивать предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
Ученик получит возможность научиться: - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения); - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

2.


3. Зелёная страна Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение растений. Разнообразие расте-ний. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края. Культурные растений.
Культурные растения. Где и как люди выращивают культурные растения. Разно-образие растений сада, огоро-да, поля. Комнатные растения.

9 ч.












5 ч.



1. Экскурсия во двор. 2. Пр/р по теме «Уход за комнатными растениями» 3. Творческ./р по теме «Зарисовка растений, моделирование их строения» 4. Дидактич. игра «Узнай растение»
Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели). Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков. Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения. Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений. Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).
Ученик научится: - различать дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; - описывать растения, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней; - сравнивать растения, называя их сходства и различия; - определять принадлежность растений к конкретным систематическим группам по существенным признакам. Ученик получит возможность научиться: - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).

4. Разнообразие грибов. Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочно-го гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

4 ч. 1. Пр/р по теме «Рас-сматривание муляжей грибов»

2. Творческ./р по теме «Лепка, рисование и моделирование грибов»


Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. Ученик научится: - различать грибы; - описывать грибы, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней; - сравнивать грибы, называя их сходства и различия. Ученик получит возможность научиться: - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).

5. Мохнатая азбука. Многообразие животных, ус-ловия их жизни, их взаимо-связь с растениями. Признаки, по которым животных объединяют в группы. Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп живот-ных. Значение животных в жизни человека.

16 ч. 1. Заочная экскурсия в зоопарк 2. Наблюдение за повадками и образом жизни диких и домашних животных. 3. Тест « Млекопитающие» 4.Тест « Птицы» 5. Тест « Насекомые» 6. Тест « На суше и на воде» Проводить простейшие наблюдения за животными. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. Выделять существенные признаки систематических групп животных. Группировать животных по заданным основаниям. Приводить примеры представителей разных групп животных. Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Объяснять необхо-димость создания Красной книги. Ученик научится: - различать домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенных животных своей местности; - описывать животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней; - сравнивать животных, называя их сходства и различия; - определять принадлежность животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам. Ученик получит возможность научиться: - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).

6. Творения людей вокруг тебя Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины. Экономное расходование бумаги. Красота изделий народных мастеров. Нацио-нальные узоры в одежде и предметах быта народов Рос-сии. Увлечение коллекциони-рованием. Что находится во дворах домов. Бережное отно-шение к строениям и растени-ям родного двора (школьного двора). Памятники культуры на ближайших улицах родного села. Бережное отношение к памятникам культуры. Сельский парк. Культура поведения в парке.

8 ч. 1. Экскурсия по селу. 2. Конкурс рисунков « Моя семья»
Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны. Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры. Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей. Ученик научится: - находить предметы, изготовленные из древесины и определять их назначение для человека; - наблюдать за красотой изделий народных мастеров, понимать и объяснять иллюстрации на них; - сравнивать и называть строения (здания, памятники…); - бережно относиться к труду людей, строениям, памятникам культуры. Ученик получит возможность научиться: - наблюдать за изделиями, изготовленными человеком, с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия.

6. Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру

п/п

Дата

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

УУД

1.

1.09.

15 г

Младший школьник

День знаний. Мир велик и прекрасен.

18

1

Знать функции условных обозначений учебника;

Уметь:

- объяснять значение понятий «объекты и явления природы»;

-анализировать рисунки.

Личностные:

- устойчивый учебно-познавательный интерес к урокам окружающего мира;

- чувство гордости за свою Родину, народ, историю;

-положительное отношение к школе и принятие образа «хорошего ученика», установка на здоровый образ жизни;

-формирование основ российской гражданской идентичности;

- проявление интереса к обучению;

- осознание важности социальной роли обучающегося;

Регулятивные:

-способность ориентиро-ваться в пространстве и во времени.

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные:

1.Общеучебные:

-использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина);

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- постановка и формули-рование проблемы с помощью учителя.

2. Логические:

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено;

Коммуникативные:

- умение работать в парах и индивидуально.

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

- дидактическая игра «Времена года», «Я - юный пешеход»;

- составление маршрутного листа «Дом-школа-дом»;

- сбор природного материала;

- игра «Скажи вежливое слово».

2.

3.09

Учимся анализировать рисунки.

1

3.

8.09

Моя школа. Путешествие по школе.

.Что такое безопасность?

1

4.

10.09

. Экскурсия по школе . Мой дом. Моя школа. Посёлок ,где мы живём

1

Р/к

Уметь:

- наблюдать, что и где расположено в здании школы и для чего (что делают ученики и учителя в кабинетах, спортзале, библиотеке и др.)

5.

15.09

Мы теперь не просто дети. Что такое чрезвычайная ситуация? Безопасное поведение в доме

1

6.

17.09

Мы теперь ученики.

Что такое чрезвычайная ситуации

1

Знать, что значит быть прилежным учеником.

7.

22.09

Азбука культурного поведения. игра «Я -культурный человек».

.

1

Знать какого человека называют культурным.

8.

24.09

Условные знаки.

.Безопасность на улице

1

Знать, чем отличается учебник от рабочей тетради. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради.

9.

29.09

Безопасный путь.

Наиболее безопасный путь в школу из дома

1

Знать:

- дорожные знаки;

- правила перехода улиц и дорог.

Уметь руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге;

- размещать на макете улиц и дорог нужные знаки

10.

1.10

Учимся быть примерными пешеходами.

Как правильно переходить дорогу.

1

11.

6.10

Уроки общения. Учимся общаться.

1

Знать какого человека называют культурным.

Уметь анализировать рисунок и составлять по нему рассказ.

12.

8.10

Твои одноклассники.

1

13.

13.10

Азбука культурного поведения. игра «Я - культурный человек».

1

14.

15.10

Учимся быть вежливыми.

Сигналы регулирования дорожным движением

1

15.

20.10

Уроки здоровья.

Дисциплина на дороге - залог безопасного движения

1

Уметь:

- анализировать рисунок и составлять по нему рассказ;

- доказывать, почему необходимо соблюдать личную безопасность

16.

22.10

Здоровое питание.

1

17.

27.10

Как надо одеваться.

Народный костюм казака

1

Р/к

18.

29.10

Режим дня школьника. игра «Время знаю - всюду успеваю»

1

Знать понятия «распорядок занятий», «расписание».

Уметь составлять расписание уроков; готовить необходимые принадлежности к урокам

19.

10.11

Как человек познаёт мир

Признаки предметов. Сходства и различия предметов.

6

1

Знать, что значит «сравнить предме-ты». Как правильно выбрать признак для сравнения. Как объединяют предметы в группы.

Уметь сравнивать и группировать предметы по разным признакам

Личностные:

- устойчивый учебно-познавательный интерес;

- проявлять любознатель- ность, интерес к окружаю-щему миру, через наблюде-ния за живой и неживой природой.

Регулятивные:

- проявлять познаватель-ную инициативу в сотруд- ничестве с учителем.

Познавательные:

1.Общеучебные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

2. Логические:

- составлять описание пред-метов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств.

Коммуникативные:

- формирование собствен-ного мнения и позиции человека к познанию мира.

- дидактическая игра «Угадай предмет», «Узнай предмет»;

- дидактическое лото «Группа предметов»;

-составление пред-ложений по сюжет-ным картинкам;

- составление воп-росов по рисунку;

- составление рас-сказа о домашнем животном;

- дидактическое лото «Распредели предметы по группам»;

- отгадывание загадок;

- чтение рассказов о природе.

20.

12.11

Учимся объединять предметы в группы.

1

Знать, чем могут отличаться предметы. Что значит «рассказать о предмете».

21.

17.11

Твои верные помощники - органы чувств. Уход за ушами

.

1

Знать, как человек собирает информа-цию об окружающих его предметах. Какие признаки и свойства предметов помогают узнавать разные органы чувств.

22.

19.11

Сбор информации о предметах с помощью органов чувств.

.Уход за руками и ногами

1

Знать, какие действия могут навредить здоровью органов чувств; правила ухода за глазами, ушами, носом.

Уметь соблюдать правила личной гигиены

23.

24.11

Окружающий мир.

Знакомство с дорожными знаками

1

Уметь объяснять значение понятий «объекты и явления природы». Зелёная страна

24.

26.11

Живая и неживая природа.

Угадай, какой знак?

1

25.

1.12

Зелёная страна

Условия жизни растений. Зачем надо знать правила безопасного поведения на улицах

9

1

Знать, какие существуют источники знаний об окружающем мире.

Уметь определять и сравнивать, на что похожи схемы;

- соотносить приборы с органами чувств. Личностные: установ-ление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- выбор оснований для сравнения объектов;

-овладеть умением наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование навыков самоконтроля;

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- умение излагать свою точку зрения.

- викторина «Узнай растение»;

-составление гербария;

- составление памятки «Правила поведения в лесу»;

- рисунки на тему: «Осенние листья»;

- сбор природного материала для уроков технологии;

- лепка из пласти-лина «Лесная полянка»;

- составление устного рассказа «С кем дружит дуб»;

-чтение стихотво-рений о растениях;

- составление устного рассказа «Золотая осень».

26.

3.12

Экскурсия во двор

Растения моей малой Родины зимой

.

1

Р/к

27.

8.12

Строение растений.

Движение группами

1

Уметь:

- распределять представителей растений по группам;

- определять, какие деревья растут в родном дворе, чем они различаются;

- находить «лишний» рисунок и объяснять свое решение;

- соотносить разные растения с изображениями тех мест, где они растут.

28.

10.12

Какими бывают растения. игра «Узнай растение».

1

29.

15.12

Листвы прощальная краса Осень на Дону

..

1

Р/к

30.

17.12

Хвойные деревья и их разнообразие. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1

Знать, какие деревья называют хвойными. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Каков их вид в разные времена года.

31.

22.12

Ягодная поляна.

Будь внимательным и осторожным - ядовитая ягода

1

Знать группы растений; культурные растения поля, сада и огорода;

Уметь:

- различать объекты живой природы и рукотворной;

- различать дикорастущие и культур-ные растения, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные.

32.

24.12

Удивительные растения мира.

Растительный мир Дона

1

Р/к

33.

29.12

Практическая работа. Зарисовка растений Где можно и где нельзя играть

1

34.

3 чет

12.01

Культурные растения

В саду и в огороде.

Практическое занятие «Улицы города»

5

1

Знать, какие растения называют культурными и почему. Где выращи-вают культурные растения. В каких случаях они теряют свои свойства. Какие растения называют сорняками

Уметь различать некоторые виды культурных растений, отличать их от диких. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- выбор оснований для сравнения объектов;

-овладеть умением наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование навыков самоконтроля;

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- умение излагать свою точку зрения.

- извлечение информации из иллюстрированного материала;

- разгадывание загадок;

- работа с художест- венным текстом (сказка «Вершки и корешки»);

- дидактическая игра «Сад и огород»;

- пересадка комнатных цветов;

- составление фото-гербария «Цветы нашего класса»;

-составление устного сообщения о комнатном растении;

- работа с разрезны-ми карточками

35.

14.01

Что выросло в поле.

Растения нашего поля

Знакомство с транспортом

1

Р/к

Знать, какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Из каких растений делают продукты питания, ткани.

Уметь отличать растения поля и луга.

36.

19.01

Комнатные растения.

Правила поведения в транспорте

1

Знать, для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Какие растения называют комнатными. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях.

Уметь ухаживать за комнатными растениями

37.

21.01

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

1

38.

26.01

Наблюдения объектов и явлений природы.

Что растёт на лугу?

1

Р/к

Знать об особенностях и значении крестьянского труда.

Уметь:

- определять плоды овощей (огородные) и фруктов (садовые).

39.

28.01

Разнообразие грибов

Шляпочные грибы.

Ядовитые грибы! - будь осторожен

4

1

Уметь выполнять лепку грибов из пластилина; сортировать и различать грибы.

Знать:

- строение шляпочных грибов и их различие;

- группы съедобных и несъедобных грибов;

- отличие грибов от растений;

-правила сбора грибов

Личностные:

- осознание роли класса грибов в природе;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу при изучении свойств грибов.

Познавательные:

1.Общеучебные:

- определять вид грибов по их признакам;

- извлекать информацию из рисунка-схемы;

2.Логические:

- высказывать предположе-ния и аргументировать их;

- сравнивать, классифици-ровать предметы;

- находить отличительные признаки;

Коммуникативные:

- работать, распределять работу в паре;

- учитывать разные мнения и интересы.

- работа со схемой «Строение гриба»;

- составление памятки «Правила сбора грибов»;

- викторина «Что мы знаем о грибах?»;

- составление памятки безопас-ности в лесу;

-работа с разрезны-ми карточками;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- лепка из пластили-на «Шляпочные грибы»;

- игра «Узнай гриб по описанию»;

- решение логичес-кой задачи «Почему грибники любят дождь?».

40.

2.02

В лес за грибами.

Обобщающий урок « Улица полна неожиданностей»

1

41.

4.02

Удивительные грибы.Практическое занятие « Виды транспорта»

1

42.

16.02

Практическая работа: лепка, рисование грибов.

1

43.

18.02

Мохнатая азбука

Разнообразие животных.

16

1

Знать группы животных: дикие и домашние, по 2-4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся.

Уметь:

- различать группы животных, назы-вая некоторые внешние отличитель-ные признаки;

- сравнивать, анализировать, обобщать;

Знать о приспособленности разных птиц к среде обитания, птиц родного края, о пользе птиц растениям, человеку

Личностные:

-осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием;

- планировать учебную деятельность;

-осуществлять контроль и оценку её результатов;

Регулятивные:

- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;

- умение адекватно оцени-вать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные:

- овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей;

- овладение базовыми предметными понятиями;

Коммуникативные:

- практическое овладение навыками устного моноло-гического и диалогического высказывания;

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

- работа с разрезными карточками;

- работа с текстами с целью добывания информации;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- дидактическое лото «Чьи это птенцы?»;

- сочинение истории о развитии бабочки;

- составление памятки «правила безопасного поведения при встрече с животными»;

- наблюдения за домашними животными;

- дидактическая игра «Кто где живет?»;

- составление «Красной книги» нашего края.

44.

25.02

Млекопитающие.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период

1

45.

1.03

Тест

« Млекопитающие» В семье друзей пернатых. Птицы нашей местности

1

Р/к

46.

3.03

Забота о потомстве.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период

1

47.

10.03

Удивительные птицы.

Тест « Птицы»

1

48.

15.03

Наши маленькие соседи.Насекомые Рострвской области

1

Р/к

49.

17.03

Общественные насекомые.

1

Знать общественные места, опасные для игр; существенные признаки насекомых.

50.

29.03

Приглядись и удивись. Тест «Насекомые»

1

51.

31.03

В подводном мире Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период

.

1

Знать существенные признаки рыб;

проблемы экологии водоемов

52.

5.04

На суше и в воде. Животные нашего водоёма

Основные спасательные средства

1

Р/к

Уметь выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп.

53.

7.04

Верные друзья и помощники.

Какие опасности нас подстерегают в помещении

1

Знать:

- как называют животных, которых выращивает человек;

- чем различается жизнь диких и домашних животных;

- распределять животных на группы;

- некоторые виды пресмыкающихся;

- правила безопасности при встрече со змеями.

54.

12.04

Домашние питомцы.

Домашние животные на Дону

1

Р/к

55.

14.04

Звери донского края

Тест « На суше и на воде»

1 Р/к

56.

19.04

Заочная экскурсия в зоопарк. Наблюдение за повадками животных.

1

57.

21.04

Книга тревоги.

Основные правила пожарной безопасности

1

Знать:

- что такое Красная книга;

- какие животные, растения занесены в Красную книгу.

58.

26.04

Красная книга Ростовской области

1

Р/к

59.

28.04

Творения людей вокруг тебя

Вторая жизнь дерева.

Детские шалости с огнём

8

1

Знать:

-понятие «творения людей»;

- национальные традиции;

- историю родного края;

- памятники культуры;

Уметь:

- наблюдать и различать предметы, созданные людьми;

- рассказывать из каких материалов они сделаны.

Личностные:

- формирование основ экологической культуры;

- личная ответственность каждого за сохранность своего дома, двора, национальных традиций.

Регулятивные:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность поведения во время экскурсии.

Познавательные:

1.Общеучебные:

- осуществлять поиск информации из иллюстрированного материала;

- работать с разными источниками информации;

- наблюдать, описывать свои наблюдения;

- составлять небольшой рассказ по своим наблюде-ниям в устной форме.

2.Логические:

- анализировать рисунки;

- находить отличительные признаки.

Коммуникативные:

- составлять вопросы по теме;

- формирование собственного мнения.

- решение проблемной ситуации «Откуда пришла тетрадь?»;

- работа с предметами народного творчества;

- лепка: «Дымковская игрушка»;

- составление узоров на бумаге;

- рисунки на тему: «Наш двор»;

- сбор информации о родном крае;

- конкурс рисунков «Наш край»;

- выставка поделок народного творчества.

60.

5.05

В музее народного творчества.

1

61.

10.05

Национальные традиции.

Как действовать при возникновении пожара в доме

1

62.

12.05

Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

1

Р/к

63.

17.05

Твои увлечения.

Как действовать при возникновении пожара в школе

1

64.

19.05

Твой дом и двор.

.Как действовать при возникновении пожара в транспорте

1

65.

24.05

Конкурс рисунков «Моя семья».

1
Р/к

.66

25.05

Родной край.

Заочная экскурсия «Сохрани свое село от пожара».

1 Р/к

Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения

по предмету окружающий мир


Литература, необходимая для освоения курса окружающий мир УМК «Гармония»


Для обучающегося:
Обязательная:

Учебники:

Окружающий мир - часть 1,2
Авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 г.

Рабочие тетради: Окружающий мир - часть1,2 Авторы:. О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г. Для учителя: - Конституция РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиНы. - Концепция модернизации Российского образования. -Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

- Программа «Окружающий мир» Авторы: О.Т.Поглазова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010 г. - Окружающий мир: методические рекомендации

Авторы: О.Т.Поглазова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010 г

Материально-техническое обеспечение Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); 3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор DVD-проектор, видеомагнитофон и др.); 4) звуковые пособия: - диски: 1) Познавательный материал об окружающем мире Ммр природы 2) Для начальной школы Анатомия для детей 3) Начальная школа. Окружающий мир. Методики материалы к урокам. Издательство « Учитель Печатные и другие пособия. Для организации работы с разными источниками информации есть в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием есть: - модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; - муляжи грибов, фруктов и овощей; - гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; - предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); - живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка). Для выполнения заданий по моделированию природных объектов есть пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Раздел 8. Результаты освоения курса

Проверочные работы ( тесты )

Тест « Млекопитающие»

(Отметь правильный ответ)

1.Кто относится к млекопитающим ?

а) черепаха

б) лягушка

в) мышь

2. Сколько ног у млекопитающих ?

а) 2

б) 6

в) 4, или 0

3. Чем покрыта кожа млекопитающих?

а) перьями

б) шерстью

в) чешуёй

4. Чем кормит детёнышей дельфин ?

а) рыбой

б) моллюсками

в) молоком

5. Кто из млекопитающих несёт яйца ?

а) кошка

б) хомяк

в) утконос

Тест « Птицы »

(Отметь правильный ответ)

1.Какой признак является основной у птиц ?

а) это летающие животные

б) это травоядные животные

в) тело всех птиц покрыто перьями

2. Какая птица не летает?

а) лебедь

б) пингвин

в) цапля

3. Водоплавающей птицей является

а) голубь

б) утка

в) журавль

4. К хищникам относится ..

а) синица

б) воробей

в) коршун

5. Какую птицу не увидишь зимой ?

а) лебедя

б) сороку

в) синицу

6. Какая является певчей ?

а) ворона

б) чайка

в) жаворонок

7. Какая домашняя птица самая крупная ?

а) гусь

б) курица

в) индюк

8. Какие птицы самые быстрые летуны?

а) утки и чайки

б) соколы и ястребы

в) курицы и индюшки

9. Какая птица быстро бегает ?

а) гусь

б) индюк

в) страус

10. Какая птица может спасти жизнь шахтёру ?

а) колибри

б) сова

в) канарейка

Тест « Насекомые »

(Отметь правильный ответ)

1.Насекомым является …

а) воробей

б) муравей

в) паук

2. Сколько у насекомых ног ?

а) 4

б) 8

в) 6

3. Чего нет у насекомых ?

а) брюшка

б) хвоста

в) усиков

4. Какое насекомое относится к жукам ?

А комар

б) оса

в) божья коровка

5. Чем питаются бабочки ?

а) жуками

б) нектаром цветков

в) комарами

6. Какая бабочка занесена в Красную книгу?

а) капустница

б) махаон

в) лимонница

7. Как вести себя при встрече с осой ?

а) отмахиваться руками

б) убегать

в) спокойно ждать, когда она улетит

8. Что такое прополис ?

а) лекарство

б) светящаяся краска

в) замазка для окон

9. Чем бабочки добывают нектар ?

а) усиками

б) лапками

в) хоботком

10. Какой жук не обитает в нашем крае ?

а) жук - олень

б) жук - голиаф

в) усач дубовый

Тест « На суше и на воде »

(Отметь правильный ответ)

1.какое животное относится к земноводным ?

а) змея

б) тритон

в) черепаха

2. Какое земноводное имеет хвост ?

а) жаба

б) саламандра

в) лягушка

3. Чем покрыта кожа земноводных ?

а) чешуёй

б) шерстью

в) без защитного покрова

4. Сколько ног у пресмыкающихся ?

а) 6

б) 0 или 2

в) 0 или 4

5. Какое животное появляется из яйца ?

а) черепаха

б) мышь

в) жаба

6. Кожа каких животных покрыта роговыми чешуйками ?

а) насекомых

б) птиц

в) пресмыкающихся

7. Что надо делать, если увидел змею ?

а) отшвырнуть её ногой

б) подождать пока она уползёт

в) ударить её палкой

8. Какая змея не ядовита?

а) гадюка

б) кобра

в) уж

9. Какое животное является древним пресмыкающимся ?

а) мамонт

б) гигантская саламандра

в) стегозавр

10. Что такое Красная книга ?

а) книги в красной обложке

б) книга учёта всех животных

в) книга редких растений и животных

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен:

знать:

- правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

- растения, грибы, животные - живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

- существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

- 2-4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных,

наиболее распространённых растений и животных родного края;

- представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

- способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.

понимать:

- в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

- важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

- многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

уметь:

- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

- описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

- сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

- определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным

- наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;

- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);

- формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

- обеспечения безопасности своей жизни;

- ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

- проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

- выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру в 1 классе.






Личностные универсальные

учебные действия У ученика будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учебе; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.




Регулятивные универсальные

учебные действия Ученик научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Ученик получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.




Познавательные универсальные

учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например. Природа, живая - неживая, животные-растения и т.д.)


Коммуникативные универсальные

учебные действия Ученик научится: - принимать участие в работе парами и группами; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости.

Ученик получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы.




1


© 2010-2022