Урок познания мира для 3 класса. «Соль»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Методическая разработка открытого урока

Дата: 29 ноября 2013 г

Класс: 3 «Б»

Предмет: познание мира

Учитель: Кабанова Н.Н.

Тема: Соль Цель: формировать представление учащихся о полезном ископаемом - соли

Задачи:

Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых. Способствовать развитию познавательной активности учащихся; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Сегодня у нас на уроке будет работать НК - научный комплекс. В нашем комплексе функционируют 4 лаборатории. Символом нашего комплекса является древо познания. Сегодня вы сотрудники лаборатории. Каждое утро сотрудников лаборатории собирают на планерку, на которой обсуждают текущие проблемы и вопросы. И тема обсуждения сегодня на планерке - полезные ископаемые.

  1. Осн. часть.

А ) Повторение о полезных ископаемых.- Планерка.

Что такое полезные ископаемые?

-Что называют месторождением?

- Местом добычи?

Назовите рыхлые горные породы. Где их используют7

-Назовите плотные горные породы. Где их используют?

Отгадайте загадки

1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(Известняк)

Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

- Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

-Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

- Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Постановка целей урока

Сегодня мы будем говорить о новом, но хорошо в тоже время хорошо знакомом вам полезном ископаемом, о самом удивительно минерале.

Случалось ли вам слышать слово "минерал"?
- Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц).
- Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это - соль.
На ваших партах лежат яблоки. Они с дерева вопросов. Посоветуйтесь в группе и запишите на них вопрос ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОЛЬ?

-Почему так называется?

-Где и как добывают?

-Как применяют?

- Полезна или вредна?

-Почему люди едят соль?

Актуализация знаний

Слово учителя про соль В древней Руси соль считалось священным веществом, её ставили на каравай - а каравай символ солнца, то есть соль - то что рядом с солнцем .В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. Легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.
Вот почему некоторые народы Африки когда - то платили за 1 кг соли 1 кг золотого песка. Практическая работа. (У каждого на парте соль в пакетике 2 видов - морская крупного помола и мелкая пищевая- экстра))

Сейчас давайте рассмотрим соль и назовем её свойства. (Дети называют, учитель открывает на доске запись. Записывают свойства в схему -таблицу).
1.Твёрдое вещество в виде кристалликов.
2.Бесцветное.
3.Без запаха.
4.Соленая на вкус.
5."В воде родится, а воды боится", "В земле родилась, а в воду попала и пропала".О каком свойстве говорится в загадках?
-Хорошо растворяется в воде.

Опыт 1. Растворить соль в воде (показываю).
Опыт 2.Интересный опыт. Эффект Мертвого моря - в этом море еще никто никогда не утонул. Как вы думаете, почему? В соленой воде предметы не тонут.

Вывод: если в воде есть соль, то плотность воды повышается, предмет поднимается вверх. Этот опыт показывает, что в соленых водоёмах легко учиться плавать - человека поднимает вверх.

-Где добывают соль в Казахстане? (показ на географической карте)
Озеро Балхаш-это третье по площади озеро в Казахстане, после Каспийского и Аральского морей. Оно расположено на юго-востоке республики. Площадь озера18,2тыс.км,длина614км, наибольшая ширина 74 км. Балхаш делится на две части: западную и восточную.
В западной части Балхаша, куда впадает река Или, вода пресная, а в восточной части соленая.
- Как образуются соленые озёра?
Река вливается в озеро, она содержит небольшое количество соли. Вода испаряется с его поверхности, а соли остаются в озере. Озерная вода постепенно насыщается солью. Соль оседает на дно и накапливается там.

Запишем в графу добыча (Аральское море, Каспийское море и др.)

Просмотр видео ролика Выпариваемая морская соль

-А знаете ли вы как добывают соль? (просмотр видео Выпариваемая морская соль)

Заполнение графы Применение

Работа лабораторий - по группам (медработники, химики, математики, биологи)

Задания для групп:

БИОЛОГИ

Внимательно прочитайте текст. Самые первые живые организмы возникли в соленой воде земного океана, в нем зародилась жизнь, вернее, жизнью стала сама соленая жидкость. Соль содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе и даже крови человека. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток. В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать в кожу соль с медом. Чтобы вернуть себе спокойствие и уверенность, укрепить силу духа, полагалось принимать соляные ванны.


  1. Где зародилась жизнь?

  2. Присутствует ли соль в организме человека? Докажите.

  3. Почему африканцы пьют соленый чай?

  4. Как человек может расслабиться в конце дня?

МАТЕМАТИКИ

  1. Решите задачи

В сутки человек съедает 20 граммов соли. Сколько граммов он съест за 30 дней?

А за 10 месяцев?

  1. Говорят: чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А как вы думаете, пуд это сколько?

МЕДРАБОТНИКИ

Внимательно прочитайте текст.

Говорят, что соль может принести пользу и вред. Иногда соль помогает выздоровлению, хоть сама и не лечит. В жарких странах или горячих цехах, где рабочие вместе с потом теряют много соли, советуют пить не воду, а слабый раствор поваренной соли. Также в соляных шахтах оборудуют помещения для лечения больных с заболеваниями верхних дыхательных путей.
Соленым раствором промывают раны, соль убивает бактерии и микробы. Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому при болезнях почек, ожирении, отёках врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли.

Ответьте на вопросы.

  1. Если нет зеленки и перекиси, чем можно еще обработать рану?

  2. Почему людям с больными почками советуют есть несоленую пищу?

  3. При каких еще заболеваниях помогает соль?

ХИМИКИ

Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. У вас на партах поваренная соль - грубого помола и экстра. Как вы её различаете в пакетиках?

2.Прочтите текст.

При изучении свойств почв учёные установили, что, будучи пропитанными солью, они не пропускает воду. Это открытие было использовано при строительстве оросительных каналов и водоёмов. Если дно водоёма покрыть слоем земли, пропитанной солью, то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль.

Ответьте на вопрос: Почему дно бассейна, прежде чем покрыть бетоном и кафелем, засыпают толстым слоем соли?

2. Как очистить грязную соль от песка?

Заслушивание ответов на вопросы.

Дополнение к группам

Математикам Человек к 70 годам съедает 500 кг соли - целы полтонны

Биологам Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она "умрет",- перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, "мертвец" оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.


Мед работникам Мамы солят продукты на зиму - соль помогает не портиться. Белоснежные кристаллы необходимы и для получения ряда лекарств: каломели, сулемы. Без нее не приготовишь таблеток пирамидона- лекарства от головной боли.

  1. Итог урока

Вернемся к нашему древу познания. Посмотрим, на какие ваши вопросы мы получили ответы, а кна какие вы найдете их дома. (Снимаем яблоки, зачитывается вопрос, озвучивается ответ)

Индивидуальная рефлексия (Мишень )







© 2010-2022