Рабочая программа по предмету Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай

"Коррекционная школа-интернат"



РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол №____________

от «___»_________ 20___г.

Руководитель МО

________ Казанцева Е.Б.

СОГЛАСОВАНА на методическом совете Протокол № ___________ «____»___________20___ г. Заместитель директора по УВР

___________ Трескина Л.Г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор

________Смышляева М.В.

Приказ №______________

от «____»_________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по индивидуальному обучению

по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающегося 1 «а» класса






Разработчик:

Шадеева Любовь Мереевна,

учитель надомного обучения













г. Горно-Алтайск

2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА « Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.
Цель программы: коррекция и развитие высших психических процессов: всестороннего восприятия, внимания и мелкой моторики. Задачи: -развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода); -учить различать объемные формы в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого; воспринимать величину (большой, маленький); брать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой; -учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен); Особенность изучаемого курса состоит в том, что он составлен для неговорящего ученика с глубокой степенью умственной отсталости. Познавательные способности ребенка не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Моторика рук слабая, движения медленные, неуверенные. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый. Сенсорное развитие ребенка с глубокой степенью умственной отсталости значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: он испытывает трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у него замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Работа по сенсорному воспитанию реализуется в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни. Обучающегося знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы. На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Должен уметь


  • демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
  • понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
  • откликаться на свое имя;
  • узнавать себя в зеркале;
  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
  • пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
  • по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их);
  • положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
  • узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
  • реагировать на слуховые раздражители;
  • воспринимать на ощупь величину предметов.

Должен знать

Свое имя

Содержание предмета


1 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций. Наблюдение за крутящимся барабаном. «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком. Наблюдение за природой. Развитие слуховых ориентировочных реакций Слушание музыки. Игра с колокольчиком. Игра с металлофоном. Развитие ручной моторики Ощупывание предметов. Построй башню. Достань игрушки из мешочка.

2 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Игра с цветными трубочками. Яркие погремушки, шарики. Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце. Развитие слуховых ориентировочных реакций Игры с шуршащей бумагой. Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки». Развитие ручной моторики Пальчиковые игры. Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.

3 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Большие и маленькие. Игры с заводными игрушками. Развитие слуховых ориентировочных реакций Прятки с платочком. Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» Игры со свистулькой. Развитие ручной моторики Перекладывание игрушек из коробки в коробку. Складывание матрешки. Собирание пирамидки Игра с вкладышами.

4 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. Игрушки, закрепленные на ленточках. Знакомство с новой игрушкой. Развитие слуховых ориентировочных реакций Слушание песни «Во поле береза стояла». Игра с бубном. Развитие ручной моторики Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. Наводим порядок в комнате. Игра с кубиками. Игрушки с прорезями для фигур.

Информационно-методическое обеспечение

Дополнительная литература

  1. Алябьева, Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие / Е.А Алябьева. - М.: Сфера, 2008. - 158 с.
  2. Волков, Р. «Радужная страна». Знакомство с цветом / Р.Волков. - Волгоград: Учитель, 2003. -56 с.
  3. Гладык,Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью./ Т. Р Гладык. - Петродворец , 2008.-34 с.
  4. Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста./ О.В.Закревская.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-89 с.
  5. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А Катаева., Е.А. Стребелева. - М.: 2001. - 216 с.
  6. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Книголюб, 2007. - 119 с.
  7. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
  8. Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-23 с.
  9. Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.

Дидактический материал Игрушки. Тарелочки, мисочки. Колпачки - вкладыши разного цвета. Сачок и таз с водой. Игрушки для игр с водой. Деревянный строительный конструктор.

Приложение 1.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

1 четверть ( 18ч)

Развитие зрительных ориентировочных реакций.

( 6 ч)

1-2

Наблюдение за крутящимся барабаном.

2

04.09

05.09

3-4 «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком.

2

11.09

12.09

5-6

Наблюдение за природой.

2

18.09

19.09

Развитие слуховых ориентировочных реакций (6 ч)

7-8

Слушание музыки.

2

25.09

26.09

9-10 Игра с колокольчиком.

2

02.10

03.10

11-12

Игра с металлофоном.

2

09.10

10.10

Развитие ручной моторики (6 ч)

13-14

Ощупывание предметов.

2

16.10

17.10

15-16 Построй башню.

2

23.10

24.10

17 Достань игрушки из мешочка.

1

30.10

18 Повторение изученных упражнений.

1

31.10

2 четверть (14ч)

Развитие зрительных ориентировочных реакций

(6 ч)

19-20 Игра с цветными трубочками.

2

13.11

14.11

21-22

Яркие погремушки, шарики.

2

20.11

21.11

23-24

Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.

2

27.11

28.11

Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)

25-26

Игры с шуршащей бумагой.

2

04.12

05.12

27-28

Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».

2

11.12

12.12

Развитие ручной моторики( 4ч)

29-30 Пальчиковые игры.

2

18.12

19.12

31-32

Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.

2

25.12

26.12

3 четверть (18ч)

Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)

33-34

Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.

2

15.01

16.01

35-36

Большие и маленькие.

2

22.01

23.01

37-38

Игры с заводными игрушками.

2

29.01

30.01

Развитие слуховых ориентировочных реакций (6ч)

39-40

Прятки с платочком.

2

05.02

06.02

41-42

Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота»

2

12.02

13.02

43-44

Игры со свистулькой.

2

26.02

27.02

Развитие ручной моторики (6ч)

45-56

Перекладывание игрушек из коробки в коробку.

2

04.03

05.03

47-48

Складывание матрешки.

2

11.03

12.03

49

Собирание пирамидки

1

18.03

50

Игра с вкладышами.

1

19.03

4 четверть (18ч)

Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)

51-52

Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой.

2

01.04

02.04

53-54

Игрушки, закрепленные на ленточках.

2

08.04

09.04

55-56

Знакомство с новой игрушкой.

2

15.04

16.04

Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)

57-58

Слушание песни «Во поле береза стояла».

2

22.04

23.04

59-60

Игра с бубном.

2

29.04

30.04

Развитие ручной моторики (8ч)

61-62

Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки.

2

06.05

07.05

63-64

Наводим порядок в комнате.

2

13.05

14.05

65

Игра с кубиками.

1

20.05

66

Игрушки с прорезями для фигур.

1

21.05

















.



© 2010-2022