- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Рабочая программа по предмету Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шадеева Л.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
"Коррекционная школа-интернат"
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____________
от «___»_________ 20___г.
Руководитель МО
________ Казанцева Е.Б.
СОГЛАСОВАНА на методическом совете Протокол № ___________ «____»___________20___ г. Заместитель директора по УВР
___________ Трескина Л.Г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________Смышляева М.В.
Приказ №______________
от «____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальному обучению
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающегося 1 «а» класса
Разработчик:
Шадеева Любовь Мереевна,
учитель надомного обучения
г. Горно-Алтайск
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА « Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.
Цель программы: коррекция и развитие высших психических процессов: всестороннего восприятия, внимания и мелкой моторики. Задачи: -развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода); -учить различать объемные формы в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого; воспринимать величину (большой, маленький); брать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой; -учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен); Особенность изучаемого курса состоит в том, что он составлен для неговорящего ученика с глубокой степенью умственной отсталости. Познавательные способности ребенка не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Моторика рук слабая, движения медленные, неуверенные. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый. Сенсорное развитие ребенка с глубокой степенью умственной отсталости значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: он испытывает трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у него замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Работа по сенсорному воспитанию реализуется в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни. Обучающегося знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы. На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должен уметь
- демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
- понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
- откликаться на свое имя;
- узнавать себя в зеркале;
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
- по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их);
- положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
- узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
- реагировать на слуховые раздражители;
- воспринимать на ощупь величину предметов.
Должен знать
Свое имя
Содержание предмета
1 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций. Наблюдение за крутящимся барабаном. «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком. Наблюдение за природой. Развитие слуховых ориентировочных реакций Слушание музыки. Игра с колокольчиком. Игра с металлофоном. Развитие ручной моторики Ощупывание предметов. Построй башню. Достань игрушки из мешочка.
2 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Игра с цветными трубочками. Яркие погремушки, шарики. Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце. Развитие слуховых ориентировочных реакций Игры с шуршащей бумагой. Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки». Развитие ручной моторики Пальчиковые игры. Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
3 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Большие и маленькие. Игры с заводными игрушками. Развитие слуховых ориентировочных реакций Прятки с платочком. Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» Игры со свистулькой. Развитие ручной моторики Перекладывание игрушек из коробки в коробку. Складывание матрешки. Собирание пирамидки Игра с вкладышами.
4 четверть Развитие зрительных ориентировочных реакций Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. Игрушки, закрепленные на ленточках. Знакомство с новой игрушкой. Развитие слуховых ориентировочных реакций Слушание песни «Во поле береза стояла». Игра с бубном. Развитие ручной моторики Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. Наводим порядок в комнате. Игра с кубиками. Игрушки с прорезями для фигур.
Информационно-методическое обеспечение
Дополнительная литература
- Алябьева, Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие / Е.А Алябьева. - М.: Сфера, 2008. - 158 с.
- Волков, Р. «Радужная страна». Знакомство с цветом / Р.Волков. - Волгоград: Учитель, 2003. -56 с.
- Гладык,Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью./ Т. Р Гладык. - Петродворец , 2008.-34 с.
- Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста./ О.В.Закревская.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-89 с.
- Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А Катаева., Е.А. Стребелева. - М.: 2001. - 216 с.
- Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Книголюб, 2007. - 119 с.
- Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
- Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-23 с.
- Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.
Дидактический материал Игрушки. Тарелочки, мисочки. Колпачки - вкладыши разного цвета. Сачок и таз с водой. Игрушки для игр с водой. Деревянный строительный конструктор.
Приложение 1.
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Дата
1 четверть ( 18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
( 6 ч)
1-2
Наблюдение за крутящимся барабаном.
2
04.09
05.09
3-4 «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком.
2
11.09
12.09
5-6
Наблюдение за природой.
2
18.09
19.09
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6 ч)
7-8
Слушание музыки.
2
25.09
26.09
9-10 Игра с колокольчиком.
2
02.10
03.10
11-12
Игра с металлофоном.
2
09.10
10.10
Развитие ручной моторики (6 ч)
13-14
Ощупывание предметов.
2
16.10
17.10
15-16 Построй башню.
2
23.10
24.10
17 Достань игрушки из мешочка.
1
30.10
18 Повторение изученных упражнений.
1
31.10
2 четверть (14ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций
(6 ч)
19-20 Игра с цветными трубочками.
2
13.11
14.11
21-22
Яркие погремушки, шарики.
2
20.11
21.11
23-24
Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
2
27.11
28.11
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
25-26
Игры с шуршащей бумагой.
2
04.12
05.12
27-28
Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
2
11.12
12.12
Развитие ручной моторики( 4ч)
29-30 Пальчиковые игры.
2
18.12
19.12
31-32
Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
2
25.12
26.12
3 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
33-34
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.
2
15.01
16.01
35-36
Большие и маленькие.
2
22.01
23.01
37-38
Игры с заводными игрушками.
2
29.01
30.01
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6ч)
39-40
Прятки с платочком.
2
05.02
06.02
41-42
Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота»
2
12.02
13.02
43-44
Игры со свистулькой.
2
26.02
27.02
Развитие ручной моторики (6ч)
45-56
Перекладывание игрушек из коробки в коробку.
2
04.03
05.03
47-48
Складывание матрешки.
2
11.03
12.03
49
Собирание пирамидки
1
18.03
50
Игра с вкладышами.
1
19.03
4 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
51-52
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой.
2
01.04
02.04
53-54
Игрушки, закрепленные на ленточках.
2
08.04
09.04
55-56
Знакомство с новой игрушкой.
2
15.04
16.04
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
57-58
Слушание песни «Во поле береза стояла».
2
22.04
23.04
59-60
Игра с бубном.
2
29.04
30.04
Развитие ручной моторики (8ч)
61-62
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки.
2
06.05
07.05
63-64
Наводим порядок в комнате.
2
13.05
14.05
65
Игра с кубиками.
1
20.05
66
Игрушки с прорезями для фигур.
1
21.05
.