Метод проектов — современная педагогическая технология

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

Малышевского городского округа

Секция № 1. Современные педагогические технологии -
основа достижения качественного образовательного результата

Метод проектов как основа компетентностно-
ориентированного образования

Исполнитель: Аэлита Николаевна Фирсова

МАОУ СОШ №3

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

тел.: 89122398708

E-mail: [email protected]

п. Малышева
2014 год Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию образования, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Актуальность данной темы еще более очевидна в условиях новой парадигмы образования, которая ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Метод проектов был разработан еще в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джоном Дьюи. «От души выполняемый замысел» - такое определение дал методу проектов его ученик Уильям Килпатрик. В нашей стране идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Еще в 1905 г. группа педагогов под руководством С. Г. Шацкого активно использовала проектные методы в практике. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. В настоящее время использование проектной технологии - является одной из самых актуальных и интересных тем в образовательной среде. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который позволяет формировать ключевые компетенции. Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, в ходе которой создается особое пространство взаимоотношений «Учитель - ученик», в котором нет скуки и принуждения, страха плохой отметки. Учитель является независимым консультантом, который играет роль инициатора, организатора и равного участника проекта на всех этапах деятельности: от постановки ведущих и текущих целей и задач, поиска путей их решения, до корректировки результатов и объективной оценки деятельности. В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:

  • при составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся; в полной мере давать возможность реализоваться каждому;
  • стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического завершения.
В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. В рамках предмета обществознания при изучении темы «Семья» учащиеся 5-х классов выполняют уже ставшие традиционными индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя родословная». Цель работы: вызвать интерес к изучению истории своей семьи (на фоне истории страны); вызвать чувство гордости за своих предков, уважения к семейным ценностям; формировать навыки проведения социологического исследования, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности (презентации, графические макеты «Генеалогического древа»). Приступая к изучению темы «Школа», учащиеся 5-х классов работают над проектом «Наш класс». Проекты как групповые, так и индивидуальные. Работа над проектом заставляет ребят по-новому взглянуть на своих одноклассников и задуматься:
  • в чем ценность каждого из них?
  • в чем заключаются достоинства и недостатки?
  • в чем моя уникальность?
  • что делает класс дружным?
В ходе работы над проектом учащиеся задумываются:
  • о многогранности межличностных отношений и об умении принимать человека таким, какой он есть;
  • о том, что каждый человек обладает особенностями характера, внешности и то, что воспринимается на первый взгляд как недостатки - на самом деле является проявлением его уникальности;
  • о том, что интересы и мнения людей могут совпадать, а могут расходиться и сталкиваться и очень важно уметь находить общий язык в процессе общения.
Работа над проектом позволяет ребятам осознать то, что класс - объединение людей, где «Я» каждого превращается в «Мы». Это то социальное пространство, в котором надо уметь ориентироваться, выстраивать свои отношения с другими, занимать определенную позицию, не превращаясь при этом в конформиста, а оставаясь самим собой. Классный коллектив - это модель социума, поэтому опыт, приобретенный ребятами в ходе работы очень важен, т. к. он способствует формированию социальной компетентности. В старших классах проектирование - один из основных видов деятельности, т. к. работа над проектом, рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов, предоставляют учащимся возможность осознать, что знание - не столько сама цель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии. В курсе обществознания в 10 классе при изучении тем «Социальная структура общества», «Глобальные проблемы современности и пути их решения», учащиеся выполняли индивидуальные исследовательские проекты в рамках изучаемой темы. Выдвижение гипотез, поиск информации с привлечением интернет - ресурсов, публичное представление своих презентаций - основные этапы работы. Интересный проект реализован в текущем учебном году в 6А классе в рамках подготовки к юбилею школы. Проект назывался «Дом, в котором мы живем. Наши учителя». Что делает учителя Учителем? - особенности характера, а может быть детская мечта? Что значит быть учителем? - это призвание, судьба или что-то иное? Что помнят из своей школьной жизни педагоги, что ценят в людях и в своих учениках? Любят ли свою профессию? Есть ли у педагогов хобби, жизненное кредо? - это вопросы возникли в ходе обсуждения темы и цели проекта и легли в основу вопросов интервью, которые ребята разрабатывали в своих группах. На этапе реализации проекта учащиеся проводили интервью с учителями, обрабатывали полученную информацию, а затем оформляли в группах «книги - раскладушки». На этапе защиты проекта, ребята представили свои продукты педагогическому коллективу. Социальный эффект проекта заключается в том, что с результатами работы (т. е. заочно - с педагогическим коллективом школы) познакомились представители общественности и гости, участвовавшие на юбилейном Вечере встречи выпускников. Подобные исследования учат ребят коммуникативной культуре, умению расположить к себе собеседника, задать вопрос, выслушать и услышать - этому тоже надо учиться. Интонация, мимика, жесты - весь потенциал живого, невербального общения является существенным дополнением к полученной информации, которого не могут дать письменные источники. Таким образом, учебное проектирование - это форма организованной активности школьников, которая дает им возможность приобрести социальный опыт, опыт сотрудничества, навыки практической самостоятельности, интеллектуальные познавательные навыки, т.е. в процессе проектной деятельности формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей и ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. На наш взгляд, проектная деятельность является одним из перспективных направлений в современном образовании по развитию ключевых компетенций как условия этой успешности.
© 2010-2022