- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему Тема и основная мысль текста
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему Тема и основная мысль текста
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матейкович Е.В. |
Дата | 02.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок русского языка в 3 Б классе с использованием приемов
Тема: «Тема и основная мысль текста».
Цель: Формирование понятий тема и основная мысль текста.
Ожидаемые результаты:
Знают, что такое текст, признаки текста; правила работы в группе
умеют определять тему и основную мысль текста; сотрудничать друг с другом
понимают, что текст имеет основную мысль; важность уважения и проявление толерантности по отношению друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, слайды; сигнальные карточки (желтый, красный цвета), жетоны за активную работу и «Дерево успеха» (формат. оценивание)
Ход урока:
1. Орг. момент
Деление на группы по частям речи - им.сущ.,им.прил.,глаг.
2. Психологический настрой. Позитив «Прыг - скок».
3. Актуализация знаний (разминка)
Прием «Корзина знаний»
ГР: Каждая группа совместно вспоминает и обсуждает все признаки своей части речи и записывает на флипчарте, прочитывает и кладет в «Корзину знаний»
Прием «Согласен, не согласен» (показывают жетонами красный-согласен, зеленый -не согласен)
1) Наша речь состоит из предложений.
2) Предложения бывают только распространенными.
3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное.
4) Тема текста - это то, о чем говорится в предложении.
5) В тексте бывают разные по цели высказывания предложения.
6) Словосочетание-это 2слова, не связанных между собой по смыслу.
4. Минутка чистописания
Посмотрите на данные слова и определите, какую букву мы будем прописывать? (буква Кк) Почему?
М
Я
Ч
И
К
С
У
М
К
А
К
Н
И
Г
А
Ш
А
П
К
А
М
Е
Ш
О
К
1строка Кк Ккк Кккк
-Обратите внимание на закономерность, объясните.
2строка -Запишите открытые слоги с буквой К с гласными буквами, обозначающие твердость согласных.
Устно придумайте слова на эти слоги.
5. Словарная работа
ГР: К рисункам подбери загадки. Запиши отгадки. Составь с любыми словами 2 словосочетания (выдели главное слово) и одно предложение (синтакс. разбор). (Сн…гирь, ласт…чка, скв…рец, с…ва, цапля, в…рона).
Определи, чем отличается предложение от словосочетания
Консультанты проверяют и помогают.
Самопроверка по слайду.
Самооценивание по критериям ( В каждой группе небольшое «Дерево успеха» зел. листок - нет ошибок, желтый листок- 1ош., кр. листок-2,3 ошибки, отметить лучшую команду, в которой больше зеленых листочков)
-
Угадайте, что за птичка-
Темна да невеличка?
Беленька с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
-
Чернокрыл, красногруд
Здесь зимой найдет приют:
Не боится он простуд,
Первый снег -
Он тут как тут!
-
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло.
-
Чужие песни петь умеет,
Хоть голос собственный имеет.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
-
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорунья,
На весь лес болтунья.
-
Встала на ходули-
Нипочем болото.
Лягушат найду ли?
Вот моя забота.
6. Работа над новым материалом
Постановка темы и целей урока
ГР: Разгадывание кроссворда (ключевое слово-текст)
На формате А-4 в группах и на интерактивной доске сам кроссворд
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ Разгадывание кроссворда( ключевое слово - ТЕКСТ
1. Часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его (местоимение)
2. Общая часть родственных слов (корень)
3. Изменяемая часть в слове (окончание)
4. Слова близкие по смыслу, но разные по написанию (синонимы)
5. Падеж, отвечающий на вопросы кем? чем? (творительный)
-Какое ключевое слово у вас получилось?
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Сегодня будем говорить о тексте, основной мысли текста и о других его признаках, научимся определять текст по его признакам, находить главную мысль текста, озаглавливать.
-Что такое текст?
-Что такое основная мысль текста?
Прием «Шкатулка знаний» - сбор информации по теме. В течение урока будем определять признаки текста и собирать в «Шкатулку знаний» (тема, основная мысль, тематическое единство- связность, последовательность развитие событий, завершенность)
ГР (групповая работа): На примере двух текстов выбрать текст.
-
- Как вы определили, что это текст? Докажите. По какому признаку? (ПРИЗНАК СВЯЗНОСТИ - тематическое единство, тема - в «Шкатулку знаний»)
А) Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжелые вьюки. Наконец привели его домой на отдых. Лежит в хлеву, солому жует. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.
Б) После дождя на небе появилась радуга. Мне купили электронную книгу. На картине изображены горы. Обычная книга никогда не уйдет из нашей жизни.
-
- Ребята, я могу похвастаться что умею, не читая текста предположить то, о чем говорится в тексте. Как я это делаю? Что мне помогает? (название - в шкатулку)
Например: «Мои любимые увлечения» - об увлечениях, «Моя школа» - о школе, в которой я учусь (слайд)
-Озаглавьте запись, которую посчитали текстом.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( прием «Добавь следующее» передают мяч друг другу и добавляют по одному слову, называя предыдущие, до тех пор пока будут помнить все слова в последовательности (ЖИВОТНЫЕ-…)
-
Работа с деформированным текстом (для определения других признаков текста)
Восстанови развитие событий, чтобы получился текст. Докажи что это текст. Сколько в тексте абзацев? Озаглавь его (Как собака спасла хозяина)
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
Вдруг собака рванулась к коляске. Она схватила девочку за рубашку и вынесла ее на улицу. Хозяин очень испугался. Он думал, что собака взбесилась. С ружьем он выскочил из дома. И тут затряслась. Рухнул дом. Началось землетрясение.
Была у одного хозяина собака. Однажды поздним вечером хозяин сидел у стола. Маленькая дочка спала в коляске. В углу дремала собака.
- О каком признаке текста вы узнали? (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - в шкатулку)
- Что такое абзац?
-На что хотел обратить наше внимание автор?
-Как будет называться этот признак? (ОСН. МЫСЛЬ-в шкатулку)
-ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ КАКИЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА У НАС СОБРАЛИСЬ В НАШЕЙ «Шкатулке знаний»( тема, основная мысль, последовательность, связность-тематическое единство, название)
7. Обобщение знаний
ГР: Выбрать из всех предложенных признаки, являющиеся признаками текста.
Составить схему признаков текста (на формате А3)
Склонение
Тема
Род
Связность
Число
Время
Осн. мысль
Последовательность
Заголовок
Лицо
8. Д/з: Составить текст на тему: «В зоопарке»
9. Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Матейкович Е.В.
2014 - 2015уч.год