Мастер-класс на тему 10 способов заучивания стихотворений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

городского округа город Агидель

Республики Башкортостан



Мастер - класс

«10 способов заучивания стихотворений»





Разработала учитель начальных классов

МОБУ СОШ №1 г Агидель

Республики Башкортостан

Нургалиева Насима Наиловна

стаж работы 33 года

учитель высшей квалификационной категории

г. Агидель 10 способов заучивания стихотворений Знания о том, как быстро выучить стихотворение могут пригодиться не только школьнику или студенту, но и любому человеку. Ведь нам надо знать и помнить много и с каждым годом все больше и больше Заучивание стихотворений - хорошая тренировка для мозга. Существует несколько способов сделать так, чтобы стихи запоминались быстро и качественно. Сегодня мы поговорим о 10 способах и методиках заучивания стихов. Основываясь на различных особенностях памяти детей, специалисты предлагают несколько методик заучивания стихотворных произведений. 1.Методика визуального восприятия. 2.Методика тактильно-двигательного восприятия. 3.Методика слухового восприятия. 4.Методика мыслительного восприятия. Я разделяю все способы заучивания стихов на две группы: грустные и весёлые. Грустный способ заучивания стихотворений (он же традиционный) Его суть состоит в попугайском повторении стихотворных строчек. Согласитесь, это утомительно, а значит грустно. Можно, конечно, воспользоваться старинным «бабушкиным» способом: перед сном два-три раза прочитать стихотворение и положить раскрытую книгу под подушку, надеясь, что наутро оно запомнится сама собой. А можно воспользоваться весёлыми способами заучивания стихов. Весёлые способы заучивания стихотворений Весёлых способов уже побольше, потому что всё, что весело, не ограничивает фантазию, в результате можно придумывать такие способы до бесконечности. Расскажу только об "испытанных на себе и на своих учениках" и самых "быстрых"способах. Во третьем классе дети учат довольно сложный для заучивания отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина. Сложность стихотворения в том, что интонация, в нём заложенная, часто не замечается детьми. Итак, отрывок о зиме каждый, наверное, помнит.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.


Для третьеклассника в этом маленьком отрывке много непонятного. Когда разъяснительная работа проведена, можно начинать веселье. Подключаем воображение! Это достаточно просто, так как поэзия - это образы и рисунки.
Способ первый: вообрази Бразилию Чтобы вообразить картину, изображённую поэтом, нужно каждую строчку посмаковать. Если понятно, что север - это холодный, ледяной ветер, то просто представить, как он нагоняет тяжёлые чёрные тучи, потом тяжко вздыхает и дует своим ледяным дыханием, чтобы нас заморозить. А воет, чтобы нас напугать холодом, но нам не страшно, потому что мы-то в итоге оказываемся рады проказам наступившей зимы. Способ второй: перевёртыши Переворачиваем книгу и читаем стихотворение "вверхногами". У кого лучше получится? Или… Читаем стихотворение не слева направо, а справа налево и с выражением, чтобы понятно было, что это- стихотворение.

Тов ревес, ичут яяноган,
Лунход, лываз - и тов амас
Теди ацинбешлов амиз. Начинаем читать стихотворение не с первого, а с последнего слова.

Зимы матушки проказам
Мы рады и. Мороз блеснул;
Пеленою пухлой сравняла
Рекою недвижною с брега;
Холмов вокруг, среди полей
Коврами волнистыми легла;
Дубов суках на повисла
Клоками; рассыпалась, пришла.
Зима волшебница идёт
Сама вот и - завыл, дохнул,
Нагоняя тучи, север вот.

(на 1 взгляд кажется нелепостью, но - помогает - проверено)
Способ третий: начало есть В стихотворении, в каждой строке нужно оставить несколько первых символов, остальные убрать.

Вот север, … …,
Дохнул, завыл - … … …
Идет волшебница …
Пришла, рассыпалась; …
Повисла на … …
Легла волнистыми …
Среди полей, … …;
Брега с недвижною …
Сравняла пухлой … ;
Блеснул мороз. … … …
Проказам … ….
Способ четвертый: «а» упала, «б» пропала В стихотворении в каждом слове остаются первая и последняя буквы. Вместо остальных букв ставятся точки.

В.т с…р, т..и н…..я,
Д….л, з…л - и в.т с..а
И..т в……..а з..а.
П….а, р………ь; к…..и
П…..а на с…х д…в;
Л…а в……..и к…..и
С…и п…й, в….г х….в;
Б…а с н…….ю р…ю

С……а п….й п…..ю;
Б…..л м…з. И р..ы мы
П……м м…..и з..ы.

Способ пятый: вокальные данные (очень многие стихи легко поются) Напевая строчки стихотворения, можно придумать свою мелодию, а можно воспользоваться уже существующей. Например, стихотворение С.Есенина «Белая берёза» можно спеть под мелодию песни «Ой цветёт калина».
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Способ шестой: моя реклама Реклама легко проникает в наш мозг, занимает удобное место и выгнать из своей головы навязчивые тексты просто невозможно. Позвольте и стихотворению так же легко найти себе уютное местечко. Прочитайте его вслух, подумайте, о чём оно. Теперь запишите, как вы декламируете стихотворение на диктофон. Включайте запись и занимайтесь своими делами. Старайтесь повторять стихотворение вместе с записью. Чтобы память активизировалась и не «засыпала», повторяйте строки, меняя громкость, акцент, тембр голоса.
Способ седьмой: учим играючи Первый вариант. Читая стихотворение, ребенок должен сматывать нитки в клубок или перекладывать бусины из одного блюдца в другое: одна строка - одна бусинка или оборот ниток. Затем необходимо предложить ребенку повторить стихотворение, мысленно представляя, как наматывается клубок или перекладываются бусинки. Второй вариант. Повторяя стихотворение, перебрасывать мячик из одной руки в другую в соответствии с размером и ритмом стихотворения.
Способ восьмой: визуальное письмо Многим известен такой способ заучивания стихов, как переписывание его на лист бумаги. Но зачем портить бумагу, если написать стихотворение можно мысленно, да еще и не где-нибудь, а на двери вредного соседа (на столе ненавистного начальника или на стене дома любимого человека). Мысленно "вооружаемся" мелом, кистью, пером или губной помадой и тщательно "прописываем" каждую строчку стихотворения.
Способ девятый: мнемотехника Мнемотехника - (от греч. mnemonikon - искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Для мнемотехники необходима мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. В мнемотехнике можно использовать рисунки ребенка, распечатать или вырезать из журнала готовые картинки. Но, почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой можно создавать мнемотаблицы.
Сегодня я вам предлагаю уже готовую мнемотаблицу на стихотворение «Хозяйка». Сначала я вам прочитаю стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох
Петрушка и свёкла, ох! И суп овощной оказался неплох!
Мастер-класс на тему 10 способов заучивания стихотворений
Космонавт В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной - наш дом родной. В. Степанов
Мастер-класс на тему 10 способов заучивания стихотворений
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево». Этот приём в дальнейшем поможет учащимся при написании изложений и сочинений, при составлении и решении задач, на уроках географии и истории. Мастер-класс на тему 10 способов заучивания стихотворений Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и нам самим.
Способ десятый: интерактивный сервис byfart.com Развитие интернет-технологий подарило человечеству еще один способ заучивания стихотворений - это интерактивный онлайн-сервис с помощью которого можно быстро выучить стихотворение любой сложности в игровой форме. Сервис byfart.com подходит как для взрослых людей, так и для детей школьного возраста. Процесс заучивания стихов превращается в увлекательную игру "пазлы". Достаточно откопировать нужное стихотворение и вставить его в соответствующее поле. После этого Вам будет предложено "собрать" стихотворение из разрозненных строк. Во время прохождения шести уровней этой "игры" Вы не только весело проведёте время, но и сможете быстро выучить стихи. В заключении хочу сказать, что быстрое заучивание стихотворения зависит не от уровня развития памяти, а от того, как мы подходим к самому процессу. Чем веселее учить стихотворение, тем меньше будет сопротивление, внутреннее и внешнее, тем интереснее будет жизнь.

Литература:

1. Г. Любина Как учить стихи…играючи, 2000 №1 с.56-58

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

3. Крупенчук О., Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация

4. Т.Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам»-2006.


© 2010-2022