Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание корня

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема. Правописание корня. Цели. Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных в корне. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление. Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.

Ход урока. I. Организационный момент.


Чтоб лукаво не мудрить и словами не сорить,

Но при этом без ошибок и писать и говорить,

Собирайся, милый, в путь, да смекалку не забудь.

Отыщи копилку знаний и сокровище добудь.


II. Актуализация ранее изученного. - Какое сегодня число? Какой месяц? - Запишите число, месяц и вид работы в тетрадь.


Двадцать шестое ноября.

Классная работа.
- Найдите и подчеркните орфограммы в этих словах. - В какой части слова находятся названные вами орфограммы? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Сегодня на уроке мы вспомним правила правописания букв в корне в корне)

  1. Работа по карточкам.

Карточка № 1. _________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. За Доном в л..су приж..лась тихая, ласковая ос..нь. Кусты ш..повника и красные яг..оды в ре(д,т)кой л..стве пылали, как огненные ..зыч(?)ки. Горький зап..х дубовой к..ры зап..лнял ле.. . На тр..ве в т..ни л..жала р..са. Рядом ст..ял куст калины. Нарядный, он весь сиял, под х..лодным ..сенним со..нцем.
------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2. _________________________________________________
1. Из данных слов составь предложения. Идёт, лесной, по краю, с охоты, полянки, лиса. __________________________________________________________
Разместилась, сосны, на, воробьёв, верхушке, стайка. __________________________________________________________
  1. Подчеркни в словах орфограммы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 3. _________________________________________________
1. Вставь пропущенные орфограммы, подбери проверочные слова. тр..винка - ___________________________________ к..лечко - ___________________________________ бума…ка - ___________________________________ сла..кий - ____________________________________ чес..ный - ____________________________________ небес..ный - __________________________________
  1. Разбери по составу слово травинка.
------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Чистописание. - Прочитайте стихотворении, которое написал Юрий Коринец.

Вьётся в воздухе л..ства,

В жёлтых листьях ст..р..на,

У ..кошка мы с..дим

И гл..дим наружу.

Шепчут листья: ул..тим!

И ныряют в лужу. - Объясниете правописание пропущенных букв, используя сигнальные карточки. - О каком явлении природы говорится в стихотворении? - Какие гласные буквы есть в слове «листопад»? - Запишем эти буквы? Аа Ии Оо - А теперь напишем цепочку из данных букв. ИиОоАа
3. Повторение ранее изученного. - Придумайте однокоренные слова к слову «листопад»? (Лист, листик, листочек, листовая (пластинка), листья, перелистать) -Докажите, что эти слова являются однокоренными. (Близкие по смыслу и имеют общую часть - корень) III. Работа по теме урока. 1. Работа в паре. (Упр. №7 стр. 102) - Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов с корнями: 1 ряд - -корм- 2 ряд - -воз- 3 ряд - -весть-
- Как пишутся корни в однокоренных словах? - Какие звуки в корне могут быть слабыми? (Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные) - Что нужно сделать для проверки слов со слабым звуком в корне? (Подобрать проверочное слово) - Какое слово будет проверочным для проверки безударной гласной в корне? (Такое, когда безударная гласная станет ударной. Например: кормушка - кормит) - Какое слово будет проверочным для проверки парного согласного в корне? (Такое, когда после согласного будет стоять гласный звук или звонкие согласные л, м, н, в. Например перевозка - возит) - Какое слово будет проверочным для проверки непроизносимого согласного в корне? (Такое, когда непроизносимый станет слышен. Например: известный - известие)
2. Упражнение в подборе проверочных слов. - Составьте словосочетания и объясните правописание пропущенных букв. (Упр. № 8, стр. 104) IV. Физкультминутка.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Пробежал по стёклам,

Постучал по крыше.

Покачал тихонько

Ветками черёмух.

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И, расправив гордо,

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью
3. Интеллектуальный марафон. Упражнение в записи слов с непроверяемыми орфограммами.
- Помогите дедушке ответить на вопрос внука. (Упр. № 5 стр. 103)
(Слова «солома» и «сало» не являются однокоренными. «Солома» - это стебли пшеницы, которые остаются после обмолота колосьев, а «сало» - это животный жир)
- Ко всем ли словам можно подобрать проверочные слова? (Нет. Есть слова с непроверяемыми орфограммами) - Что же делать с такими словами? (Записывать в словарик и запоминать) - Запишите слово «солома» в словарик.
4. Самостоятельная работа.
- Ветерок дунул и разлетелись листики со словарными словами. Запишите эти слова в столбики, распределяя по типу орфограмм. (Праздник, лестница, чувство, рюкзак, вокзал, футбол, аппетит, хоккей, аллея). - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов. - Устно составьте словосочетания с данными словами.
V. Гимнастика для глаз.
- Наш осенний листик может выполнять команды. Посмотрим?










Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание корня.







- Глазками передвигаем листик из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз. Где оказался наш листик?
- Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за листиком.




VI. Закрепление изученного на уроке. Тест. - А теперь, ребята, выполним тест по теме урока «Проверь себя» 1. Выбери верное утверждение.

Корень - это главная значимая часть слова. Корень - это главная, но не значимая часть слова. Корень - это часть речи.



  1. Отметь все слова, однокоренные слову нос

переносица носить носовой (платок) носик



  1. Отметь все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
    старушка дождливый лопата садовник


  2. Отметь все слова, которые являются проверочными к слову лентяй.

лениться лента ленимся лень



  1. Отметь все слова, которые являются проверочными к слову низкий.

низко низенький низок низ



  1. Отметь все слова, в которых пропущена буква д

гря..ка ме..кий гла..кий сла..кий



7. Отметь слово, в котором допущена ошибка.
резкий замаска перевязка переноска



  1. Отметь все слова, в которых пропущена буква т.

вкус..ный влас..ный опас..ный сладос..ный




VII. Итог урока. - Правописание каких букв в корне мы повторили на уроке? - У вас на столах лежат осенние листочки. Если вам было интересно и всё понятно на уроке, поднимите зелёный листик. Если вам было интересно, но вы кое-что не поняли на уроке, поднимите жёлтый листик. Если вам было не интересно, и вы ничего не поняли на уроке, поднимите красный листик. - Мне тоже было интересно и приятно работать с вами на уроке. VIII. Домашнее задание.
- Домашнее задание будет у вас творческим и дифференцированным.
1. Подберите загадки, в которых встречаются слова с непроверяемыми орфограммами. 2. Подберите загадки по теме «Осень», в которых встречаются слова с непроверяемыми орфограммами. 3. Придумайте свою загадку, используя слова с непроверяемыми орфограммами.

































Карточка № 1. _________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. За Доном в л..су приж..лась тихая, ласковая ос..нь. Кусты ш..повника и красные яг..оды в ре(д,т)кой л..стве пылали, как огненные ..зыч(?)ки. Горький зап..х дубовой к..ры зап..лнял ле.. . На тр..ве в т..ни л..жала р..са. Рядом ст..ял куст калины. Нарядный, он весь сиял, под х..лодным ..сенним со..нцем.
------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2. _________________________________________________
1. Из данных слов составь предложения. Идёт, лесной, по краю, с охоты, полянки, лиса. __________________________________________________________
Разместилась, сосны, на, воробьёв, верхушке, стайка. __________________________________________________________
  1. Подчеркни в словах орфограммы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 3. _________________________________________________
1. Вставь пропущенные орфограммы, подбери проверочные слова. тр..винка - ___________________________________ к..лечко - ___________________________________ бума…ка - ___________________________________ сла..кий - ____________________________________ чес..ный - ____________________________________ небес..ный - __________________________________
  1. Разбери по составу слово травинка.
------------------------------------------------------------------------------------------------









Тест «Правописание корня»
Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание корня.

8


© 2010-2022