Откуда в наш дом приходит электричество? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»
















Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока:

«Откуда в наш дом приходит электричество?»

УМК «Школа России»























Болурова Анна Николаевна - учитель начальных классов,

Уварова Людмила Ивановна - учитель физики


г. Якутск

2015



Тема урока: Откуда в наш дом приходит электричество? Планируемые образовательные результаты: Предметные результаты: - иметь представление о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека, использующего объекты природы, - знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям, - называть электроприборы и опасности, которые они таят в себе, узнавать электроприборы по фотографиям, знать правила обращения с бытовыми электроприборами
Метапредметные результаты: - обсуждать значение в доме электричества - - устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы, - - прослеживать и объяснять путь электричества в наш дом, - - выявлять потенциальную опасность электричества в доме, рассказывать о мерах безопасности при использовании электроприборов
Личностные результаты: - понимать значение в доме электричества - осознавать необходимость соблюдения правил безопасности при пользовании электроприборами Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс; рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс; презентация «Откуда в наш дом приходит электричество», электрофорная машина, презентация I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая!

II. Актуализация знаний и умений.
- Что происходит в вашем доме по утрам, когда все просыпаются? (предположительные ответы детей)

- Ну, конечно же, включается СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. - Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Чтобы ответить на эти вопросы отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это … - Правильно, это электричество.


III. Постановка проблемы урока.

- Откройте учебник на стр. 58 и 59, рассмотрите рисунки. Какие из них можно объединить в группу "Электричество"?
- Кто из вас догадался, ребята, что нам сегодня надо узнать? (предположительные ответы детей)
- Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш дом приходит электричество. IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы. История появления электрической лампы. - О чем говорили на прошлом уроке? (О воде. Откуда приходит вода в наш дом, куда потом уходит.) - Что значит вода для всего живого? (Воду пьет человек, она нужна полям, лесам. Без нее не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. По морям и океанам днем и ночью плывут корабли, перевозят грузы.) - У воды есть еще одна способность - она добывает электричество, электрический ток, работая на электростанциях. (Включает свет.) Посмотрите, как в классе стало светло, когда включили электрическую лампочку. Но так было не всегда. Давайте посмотрим, чем раньше, до появления электрической лампочки, люди освещали свои жилища. (презентация) - В далёкие-далёкие времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА. - Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. - В домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Под светец ставили специальную ванночку с водой, чтобы угли падали в воду. - Света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Это было неудобно! - Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал огонь. - Масляная лампа удобнее лучины, но все же, и она давало мало света, а масло часто проливалось. А что если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось. - Как вы думаете, что придумали люди? Ну, конечно же, СВЕЧКУ. (Показ свечи.) -А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. (Показ керосиновой лампы.) - Позже, один учёный Джозев Свон изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ. (Показ лампочки.) -Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. - Теперь в наших домах есть электричество. Мы знаем, что оно освещает нам комнату, чтобы было светлее. А как еще нам дома помогает электричество? (Электрический чайник греет воду, пылесос убирает квартиру, стиральная машина стирает белье.) V. Работа по учебнику (с. 62-63). - Откройте учебник на стр. 62-63. Возьмите красный карандаш и закрасьте те предметы, которые работают от электричества. Назовите их. (Электромясорубка, пылесос, стиральная машина, электрочайник, электроплита.) - Составьте пары рисунков, соединив их линиями. Но помните, ребята, мы с вами говорили и о том, что эти приборы могут быть не только друзьями, но и врагами, если с ними обращаться неправильно или неосторожно. Послушайте, какой вывод советует нам прочитать Мудрая Черепаха. Чтение вывода (с. 62 учебника).

Физкультминутка Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжется в доме свет.
VI. Практическая работа с учителем физики. - Ребята, а кто знает, откуда в наш дом приходит электричество? (предположительные ответы детей) - Для того чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в гости к учителю физики Людмиле Ивановне. (вместе с детьми направляемся в кабинет физики) Учитель физики: Ребята, а может кто - то из вас знает, откуда в наш дом приходит электричество? (предположительные ответы детей) - Давайте я вам подскажу некоторые слова - электростанция, плотина, электрические провода. Вывод: Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам. Практическая работа №1 с электрофорной машиной. - А теперь ребята я вас познакомлю с волшебной машиной, которая называется электрофорной машиной. (Электрофо́рная маши́на - это маленькая электрическая машина для генерирования высокого напряжения). (Учитель физики демонстрирует опыт с помощью электрофорной машины. Для этого с помощью электрофорной машины, а затем стеклянной и эбонитовой палочек заряжали электрические султаны и приводили их в соприкосновение. При этом наблюдали за поведением нитей султана.)

- Что вы видите? Что происходит с нитями электрических султанов? (ответы детей) Вывод: существуют два рода электрических зарядов и что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются.
- Ребята, а можно ли с собой в лес взять холодильник или компьютер? (ответы детей) - Конечно, нет, но есть приборы, которыми мы можем пользоваться, находясь далеко от розетки. Что это за приборы? (ответы детей) Вывод: есть приборы, которые работают от батареек. Практическая работа №2 «Электрическая цепь» (учитель физики знакомит детей с основными элементами электрической цепи: источником тока, потребителем и соединительными проводами. Совместно с детьми собирает простую электрическую цепь. При этом говорит, что источник тока имеет два полюса, и ток может существовать только в замкнутой цепи.) Игра «Поймай электричество» - Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. - Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. На расчёске есть электрический заряд, поэтому расчёска стала притягивать кусочки бумаги. - Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили? На поверхности шарика выработалось электричество. Оно привело к тому, что притягиваются к шарику.

Вывод: в волосах тоже живет электричество.
В заключение учитель физики говорит о том, что все вещества разделяются на проводники и изоляторы. Знакомит детей с правилами безопасности при пользовании электроприборами. Памятка:

- Не прикасаться к электроприборам и проводам мокрыми руками.
- Не прикасайтесь к человеку, который находиться под действием электрического тока.
- Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
- Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами.
- Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током.
- Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар.
- Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. VII. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

Соединить линиями предметы, работающие от розетки и работающие от батареек.

VIII. Итог урока
- Откуда же в наш дом приходит электричество? (Вырабатывается на электростанциях или в батарейках)
- Расскажите ребята, что вы узнали сегодня интересного?
- Что вы узнали полезного об электричестве?
Рефлексия.
У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился урок: это было полезно, интересно и вы узнали что - то новое - покажите мне зелёную карточку. А если было не интересно - покажите жёлтую карточку.

6


© 2010-2022