- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по окружающему миру Школа России 3 кл
КТП по окружающему миру Школа России 3 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мацакова С.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Окружающий мир / А.А. Плешаков.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа формирует в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлено на:
- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
- воспитание личностных качеств культурного человека - доброты, терпимости, ответственности.
Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах; общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
В соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ и контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проверочные работы.
Место предмета в базисном плане учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Содержание курса
№
Наименование темы
кол-во часов
1
Как устроен мир
7
2
Эта удивительная природа
19
3
Мы и наше здоровье
10
4
Наша безопасность
8
5
Чему учит экономика
12
6
Путешествие по городам и странам
12
Итого:
68
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- человек - часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - -- противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия и термины.
Знания и умения обучающихся
1 четверть
Как устроен мир (7ч.)
1
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы
1
Биология, царства, бактерии, микроскоп.
Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.
2
Человек.
1
Разумное существо, головной мозг, психология, мышление, воображение
Учащиеся должны знать/ понимать, чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
4
Общество
1
Человечество, семья, народ, государство, общество.
Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России
5
Что такое экология
1
Экология, окружающая среда
Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.
6
Природа в опасности.
1
Заповедник, национальный парк
Учащиеся должны знать правила поведения в природе, некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь правильно вести себя в зелёной зоне.
7
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
Эта удивительная природа (19ч.)
8
Тела, вещества, частицы
1
Тело, вещество, частица
Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества, приводить примеры.
9
Разнообразие веществ
1
Химия, поваренная соль, крахмал, кислота
Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.
10
Воздух и его охрана. Состав, свойства
1
Углекислый газ, азот, кислород
Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха.
11
Вода и жизнь.
1
Свойство воды
Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды; очищать воду с помощью фильтра. Знать о значении воды для живых существ.
12
Превращения и круговорот воды
1
Состояние, испарение, круговорот
Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды; увязывать круговорот воды с её свойствами.
13
Берегите воду
1
Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
14
Что такое почва
1 Свойство почвы
Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел; наличие разных компонентов в почве. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы.
15
Разнообразие растений
1
Ботаника
Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой. Знать основную классификацию растений; подготавливать сообщения.
16
Солнце, растения и мы с вами
1
Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека; составлять схему дыхания и питания растений.
17
Размножение и развитие растений
1
Опыление
Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
18 Охрана растений
1
2 четверть
19 Разнообразие животных
1
Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие
Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания
20 Кто что ест?
1
Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.
21 Проект «Разнообразие природы родного края»
1
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
22 Размножение и развитие животных
1
Личинка, куколка, малёк, головастик
Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов.
23 Охрана животных
1
Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.
24 В царстве грибов
1
Грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы
Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы; правила сбора грибов. Уметь определять строение шляпочного гриба.
25 Великий круговорот жизни
1
Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.
26 Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
Мы и наше здоровье (10ч.)
27 Организм человека
1
Система органов
Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.
28 Органы чувств
1
Обоняние, осязание
Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.
29 Надежная защита организма
1
Ушиб, ожог, обмораживание
Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.
30 Опора тела и движение
1
Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка
Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.
31 Наше питание.
1
Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система
Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания; устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.
32 Проект «Школа кулинаров»
1
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
3 четверть
33 Дыхание и кровообращение
1
Дыхательная система, пищеварительная система
Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.
34 Умей предупреждать болезни
1
Закаливание, инфекционные болезни, аллергия
Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.
35 Здоровый образ жизни
1
Здоровый образ жизни
Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их
36 Обобщений знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
Наша безопасность (8ч.)
37
Огонь, вода и газ
1
Диспетчер
Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
38
Чтобы путь был счастливым
1
Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
39
Дорожные знаки
1
Сервис
Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.
40
Проект «Кто нас защищает»
1
Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.
41
Опасные места
1
Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.
42
Природа и наша безопасность
1
Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.
43
Экологическая безопасность
1
Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр
Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности.
44
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
Чему учит экономика (12ч.)
45 Для чего нужна экономика
1
Потребности, товары, услуги
Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.
46 Природные богатства и труд людей - основа экономики
1
Природные богатства, труд
Учащиеся должны знать основные составляющие экономики.
47 Полезные ископаемые
1
Месторождение, геолог
Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
48 Растениеводство
1
Отрасль, растениеводство
Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих.
49 Животноводство
1
Животноводство
Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных.
50 Какая бывает промышленность
1
Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.
51 Проект «Экономика родного края»
1
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
52 Что такое деньги
1
Деньги, рубль, заработная плата
Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.
4 четверть
53 Государственный бюджет
1
Бюджет, доходы, расходы, налоги
Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.
54 Семейный бюджет
1
Стипендия, пенсия
Учащиеся должны знать основы семейного бюджета.
55 Экономика и экология
1
Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз
Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.
56
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
Путешествие по городам и странам (12ч.)
57 Золотое кольцо России
1
Золотое кольцо России
Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте
58 Золотое кольцо России
1
59 Золотое кольцо России
1
60 Проект «Музей путешествий»
1
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
61 Наши ближайшие соседи
1
Сухопутные границы, морские границы
Учащиеся должны знать государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.
62 На севере Европы
1
Фьорд, аквапарк, гейзер
Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.
63 Что такое Бенилюкс
1
Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.
Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.
64 В центре Европы
1
Фиакр
Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.
65 Во Франции и Великобритании
1
Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.
66 На юге Европы
1
67 По знаменитым местам мира
1
Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности
68
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа
1
Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.
УМК
№ п/п
Автор
Наименование
Издательство, год
1
Е.С. Савинов
Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
М.: Просвещение, 2011
2
Плешаков А.А
Окружающий мир: учебник для 3 класса в 2 ч. М.: Просвещение, 2013
3
Плешаков А.А
Тетрадь по окружающему миру для 3 класса: в 2 ч М.: Просвещение, 2015.
4
Васильева Н. Ю
Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. К учебному комплекту А. А. Плешакова («Школа России»)
М: «ВАКО», 2013.
5
Электронное приложение к учебнику А. А Плешакова «Окружающий мир 3 класс» (1 CD)
М.: Просвещение, 2013
6
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru