КТП по окружающему миру Школа России 3 кл

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Окружающий мир / А.А. Плешаков.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа формирует в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлено на:

- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

- воспитание личностных качеств культурного человека - доброты, терпимости, ответственности.

Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

- создание условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах; общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

В соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ и контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проверочные работы.

Место предмета в базисном плане учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год.

Планируемый уровень подготовки учащихся:

- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Содержание курса


Наименование темы

кол-во часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

12

Итого:

68

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Требования к уровню подготовки обучающихся


Обучающиеся должны знать:

- человек - часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в при­роде;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бакте­рии);

- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри жи­вой природы (между растениями и животными, между различны­ми животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие лю­дей на природу, меры по охране природы, правила личного по­ведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - -- противопожарной безопасности, осно­вы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сель­ского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, ос­новы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны за­рубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-опреде­лителя; различать наиболее распространенные в данной местно­сти растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновы­вать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказы­вать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обра­щаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Календарно-тематическое планирование


п\п

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия и термины.

Знания и умения обучающихся

1 четверть

Как устроен мир (7ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы

1

Биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

2

Человек.

1

Разумное существо, головной мозг, психология, мышление, воображение

Учащиеся должны знать/ понимать, чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

4

Общество

1

Человечество, семья, народ, государство, общество.

Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России

5

Что такое экология

1

Экология, окружающая среда

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

6

Природа в опасности.

1

Заповедник, национальный парк

Учащиеся должны знать правила поведения в природе, некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь правильно вести себя в зелёной зоне.

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

1

Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Эта удивительная природа (19ч.)

8

Тела, вещества, частицы

1

Тело, вещество, частица

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества, приводить примеры.

9

Разнообразие веществ

1

Химия, поваренная соль, крахмал, кислота

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

10

Воздух и его охрана. Состав, свойства

1

Углекислый газ, азот, кислород

Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха.

11

Вода и жизнь.

1

Свойство воды

Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды; очищать воду с помощью фильтра. Знать о значении воды для живых существ.

12

Превращения и круговорот воды

1

Состояние, испарение, круговорот

Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды; увязывать круговорот воды с её свойствами.

13

Берегите воду

1

Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

14

Что такое почва

1 Свойство почвы

Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел; наличие разных компонентов в почве. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы.

15

Разнообразие растений

1

Ботаника

Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой. Знать основную классификацию растений; подготавливать сообщения.

16

Солнце, растения и мы с вами

1


Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека; составлять схему дыхания и питания растений.

17

Размножение и развитие растений

1

Опыление

Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

18 Охрана растений

1

2 четверть

19 Разнообразие животных

1

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие

Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

20 Кто что ест?

1


Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

21 Проект «Разнообразие природы родного края»

1


Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

22 Размножение и развитие животных

1

Личинка, куколка, малёк, головастик

Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов.

23 Охрана животных

1

Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

24 В царстве грибов

1

Грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы

Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы; правила сбора грибов. Уметь определять строение шляпочного гриба.

25 Великий круговорот жизни

1


Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

26 Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

1


Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Мы и наше здоровье (10ч.)

27 Организм человека

1

Система органов

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

28 Органы чувств

1

Обоняние, осязание

Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

29 Надежная защита организма

1

Ушиб, ожог, обмораживание

Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

30 Опора тела и движение

1

Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

31 Наше питание.

1

Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система

Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания; устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

32 Проект «Школа кулинаров»

1


Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

3 четверть

33 Дыхание и кровообращение

1

Дыхательная система, пищеварительная система

Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

34 Умей предупреждать болезни

1

Закаливание, инфекционные болезни, аллергия

Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

35 Здоровый образ жизни

1

Здоровый образ жизни

Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их

36 Обобщений знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

1


Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Наша безопасность (8ч.)

37

Огонь, вода и газ

1

Диспетчер

Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

38

Чтобы путь был счастливым

1

Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

39

Дорожные знаки

1

Сервис

Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

40

Проект «Кто нас защищает»

1


Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

41

Опасные места

1

Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

42

Природа и наша безопасность

1


Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.

43

Экологическая безопасность

1

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

1


Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Чему учит экономика (12ч.)

45 Для чего нужна экономика

1

Потребности, товары, услуги

Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

46 Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

Природные богатства, труд

Учащиеся должны знать основные составляющие экономики.

47 Полезные ископаемые

1

Месторождение, геолог

Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

48 Растениеводство

1

Отрасль, растениеводство

Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих.

49 Животноводство

1

Животноводство

Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных.

50 Какая бывает промышленность

1


Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

51 Проект «Экономика родного края»

1


Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

52 Что такое деньги

1

Деньги, рубль, заработная плата

Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

4 четверть

53 Государственный бюджет

1

Бюджет, доходы, расходы, налоги

Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54 Семейный бюджет

1

Стипендия, пенсия

Учащиеся должны знать основы семейного бюджета.

55 Экономика и экология

1

Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз

Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

1


Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Путешествие по городам и странам (12ч.)

57 Золотое кольцо России

1

Золотое кольцо России

Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте

58 Золотое кольцо России

1

59 Золотое кольцо России

1

60 Проект «Музей путешествий»

1


Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

61 Наши ближайшие соседи

1

Сухопутные границы, морские границы

Учащиеся должны знать государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

62 На севере Европы

1

Фьорд, аквапарк, гейзер

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

63 Что такое Бенилюкс

1

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

64 В центре Европы

1

Фиакр

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

65 Во Франции и Великобритании

1

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

66 На юге Европы

1

67 По знаменитым местам мира

1

Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

1


Учащиеся должны работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

















УМК


№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год

1

Е.С. Савинов

Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

М.: Просвещение, 2011

2

Плешаков А.А

Окружающий мир: учебник для 3 класса в 2 ч. М.: Просвещение, 2013

3

Плешаков А.А

Тетрадь по окружающему миру для 3 класса: в 2 ч М.: Просвещение, 2015.

4

Васильева Н. Ю

Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. К учебному комплекту А. А. Плешакова («Школа России»)


М: «ВАКО», 2013.

5

Электронное приложение к учебнику А. А Плешакова «Окружающий мир 3 класс» (1 CD)


М.: Просвещение, 2013

6

Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru


© 2010-2022