- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Чередование согласных в корне слова
Конспект урока по теме Чередование согласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бейсембаева П.С. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема занятия: 2. Чередование согласных в корне слова Ссылка: Учебник русского языка для 3 класса, авторы Мендикинова Р.Т., Никитина С.А. Общая цель: Формирование понятия возможности чередования согласных в корне слова, развивать умение находить группу однокоренных слов c чередованием согласного и доказывать правильность своего решения, обогащать словарный запас учащихся. Задачи урока
Научить образовывать однокоренные слова чередованием согласных;
Формировать познавательную мотивацию учащихся;
Развивать речь, внимание, память, мышление, умение подбирать однокоренные слова;
Развивать навыки исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;
Закрепить полученные знания с помощью практических заданий. Критерии успеха Умею образовывать однокоренные слова с чередованием согласных; Умею применять изученные правила.
Задания
1. Каллиграфическая минутка
фронтально
2. Составление кластера
в группах
3. Работа с текстом
в группах
4. упражнение 104
фронтально
5.Работа с правилом
фронтально
6. упражнение 105
в группах
..5.Выполнение упражнения 104(устно).
в группах
6. синквейн
в группах
7. Оценивание
в группах
Последующее задание1.Прочитать теоретический материал учебника: правила с.47
2.По учебнику выполнить упражнение 107. Источники Учебник русского языка для 3 класса, автор Мендикинова Р.Т., Никитина С.А. Ресурсы Листы А-4, цветные ручки. фломастеры, стикеры, предметные картинки, опорная схема. Ход урока I.Организационный момент. (2 мин) 1. Приветствие. Психологический настрой. Ученики стоят в кругу, взявшись за руки:Друг за тебя одолеть сто преград
Рад! Рад! Рад!
С другом любая беда не беда-
Да! Да! Да! Учитель: Ребята, вот уже три года мы вместе. Оставайтесь всегда такими же добрыми и дружными! 2. Деление на две группы - по мозаике. (3 мин) Учитель: Сегодня для работы в группах вы должны собрать целую картинку из предложенной мозаики. 1 группа - картинка с изображением собаки; 2-ая группа- оленя.
(ученики собирают картинки и занимают места за столами) 3. Повторение правил работы на уроке. (1 мин) Учитель: Ребята, давайте повторим правила работы в группах (ученики читают хором правила с доски)
4. Оформление тетради. Ученики записывают число и «Классная работа» (1 мин)
II. Актуализация опорных знаний. 1. Каллиграфическая минутка. (3 мин) У.: Послушайте стихотворение и обратите внимание на слова:
Делал дупла дятел в дубе.
Дуб долбил день ото дня.
Думал, домики здесь будут
И для птиц, и для зверья. - Кто догадался, какую букву мы будем прописывать? У.: Почему именно эту букву? (ученики прописывают буквы строчную и заглавную Д д) У.: В каком дереве дятел делал дупла? У.: Чем будут эти дупла для птиц и для зверья? 2. Повторение пройденного через применение стратегии «Кластер» 5 мин Работа в группах. У.: Составьте кластер - подберите однокоренные слова к словам «дуб»- 1-ая группа и «дом»- 2-ая группа. У.: Какие однокоренные слова вы подобрали? (ученики от групп зачитывают свои кластеры.) У.: Как называются записанные вами слова? -Какие слова называются однокоренными? Что такое корень? - Для чего нужно знать правила? III. Вызов. 1. Постановка цели урока через выявление проблемы. 8 мин Работа в группах по тексту. Каждая группа получает лист с текстом. Задание №1 -Прочитайте текст, найдите в нем и подчеркните однокоренные слова, Выпишите эти слова в тетрадь и выделите корень. « На столе стоит светильник. Его свет освещает комнату. Вокруг становится светло и уютно. А по вечерам мы зажигаем свечи и любуемся их свечением .» (По завершении работы группы вывешивают свои листы с текстом на доску и сравнивают с текстом на доске.) У.: Каждая группа выполнила задание верно. Сравните ваши слова. Что вы заметили? Что вас удивило? Д.: У 1-ой группы одни однокоренные слова, у 2-ой группы- другие. У.: Какая проблема возникла? Д.: Слова не совсем одинаково пишутся, корни немного разные, но эти слова близкие по значению, однокоренные. У.: Какой вывод можно сделать? Д.: Встречаются однокоренные слова, в корнях которых меняется согласный. У.: Да, произошла замена согласного или чередование. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Д.: Мы будем учиться писать слова с чередование согласных в корне. У.: Назовите тему урока. Д.: Чередование согласных в корне. IV. Осмысление. Решение проблемы. 1. Выполнение упражнения 104(устно). 3 мин У.: Для того, чтобы решить возникшую проблему, нам необходимо провести исследование. Начнем мы его с таблицы на странице 47 упражнения 104. Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте и сравните слова. Когда происходит чередование согласного в корне? Д.: Чередование согласного в корне происходит при образовании нового слова, при изменении слова. У.: Прочитайте слова с чередованием согласного в корне. (ученики читают слова, называя чередующиеся согласные) 2. Работа с правилом. 2 мин У.: Прочитайте правило под таблицей. Что называется чередованием согласного в корне? Д.: Замена согласного в корне слова при изменении слова или при образовании нового слова называется чередованием. 3. Выполнение упражнения 105. 5 мин У.: Продолжаем свое исследование. Для этого нужно выполнить упражнение 105. Прочитайте задание и выполните его в тетрадях.
(Проверка: по завершении работы 1-ая группа проверяет 2-ую и наоборот.)
У.: Все ли справились с заданием. Какие новые слова у вас получились? С помощью какой части слова они образовались? Д.: с помощью суффикса - к- У.: Какие согласные чередуются в этих словах? Д.: Чередуются ч I I к.
4. Физминутка.
Два прихлопа, два притопа. Ежики, ежики. 1 мин
Наковали, наковали ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте- зайчики, зайчики.
Ну-ка хором! Ну-ка вместе: «Девочки! Мальчики!»
5. Работа в группах. 5 мин У.: Продолжаем исследование. Измените данные глаголы с помощью местоимения Я. Подчеркните чередующиеся согласные в корне слова. (Группам даются листы с заданием.) 1 группа: Писать- я пишу 2 группа: стеречь- я стерегу бежать- ходить- возить- сказать- напечь- летать следить- скакать- * Проверка задания. У.: Сообщите о результатах исследования. Какие слова вы записали? (каждый ученик читает пары слов). Почему произошло чередование согласного? Д.: Потому что мы изменили слова. У.: Поднимите руки те, которые без труда смогут определить в словах чередовании. Молодцы! 6. Стратегия «Синквейн». Работа в группах. 5 мин У.: Вспомните стихотворение, с которого мы начался урок. (ученики повторяют стихотворение хором) У.: О ком говорится в этом стихотворении ? Д.: О друге. У.: Каким должен быть настоящий друг? Подберите к слову «друг» однокоренные слова с чередованием согласного в корне. Д.: Друзья, дружба. У.: Составьте синквейн к слову «друзья» -1-ая группа, «дружба»- 2-ая группа. (предварительно повторить структуру синквейна) У.: Прочитайте свои стихотворения. - Молодцы! Запишите их в тетрадях.
V. Итог урока. Рефлексия. 3 мин У.: Первая часть нашего исследования подходит к концу. Что мы исследовали? Д.: Чередование согласного в корне. У.: Что называется чередованием согласного в корне? -Как могут пригодиться вам эти знания? -Что помогло вам на уроке? Как вы работали? - Вы сегодня работали дружно, помогали друг другу в исследовании. На ваших столах лежат листы оценивания, которые нужно заполнить. -Итак, как работала каждая группа? (Один из группы рассказывает о работе каждого ученика.) У.: Вторую часть исследования вы продолжите дома по упражнению 107. А теперь я объявляю завершение исследования на уроке. На стикерах запишите ваши пожелания друг другу.
Анализ занятия
Рассуждения по следующим вопросам: Как проходило занятие? Что было удачно? Что было неудачно? Что бы вам хотелось делать? В какой поддержке вы нуждаетесь? Что вы могли бы развивать?
Оценивание практического занятия
Мотивация учителем учеников к поиску информации. Факторы, которые положительно или отрицательно влияли на ученика в ходе занятия (социальный, эмоциональный). Качество заданий (соответствие содержанию темы, слишком легкие или сложные, скучные задания, соответствующие уровню мышления, эмоционально удовлетворяющие). Формы социальной поддержки.
Изменения к занятиям
Рекомендации
ДУБ
ДОМ
На столе стоит светиль-ник. Его свет освещает комнату. Вокруг становит-ся светло и уютно. А по вечерам мы зажигаем свечи и любуемся их свечением.
На столе стоит светиль-ник. Его свет освещает комнату. Вокруг становит-ся светло и уютно. А по вечерам мы зажигаем свечи и любуемся их свечением.
Чередование согласных
в корне слов
писать ______ бежать ______ возить ______ напечь ______ следить ______
стеречь ______
ходить ______
сказать ______
лежать ______
скакать ______
Оценочный лист группы № __
№
Имя
Знает правила
Отвечал на уроке
Писал в тетради
грамотно
аккуратно
1
2
3
4
5
Оценочный лист группы № ____
№
Имя
Знает правила
Отвечал на уроке
Писал в тетради
грамотно
аккуратно
1
2
3
4
5
Синквейн
-
1 существительное
-
2 прилагательных
-
3 глагола
-
Предложение из 4-ёх слов
-
синоним