- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку Имя числительное
Открытый урок по русскому языку Имя числительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чащина С.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чащина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГУ «Гимназия № 5»
г. Рудный
Урок русского языка 4 класс
Тема: Имя числительное.
(Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.) Задачи урока: 1. Открыть новое знание: имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете. 2. Создать условия для открытия нового знания учащимися; 3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные. 4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт. 5. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка 6. Развивать активность, самостоятельность мышления учащихся через создание СМА (ситуации мыслительной активности) 7. Воспитывать умение работать в паре (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.) 8. Развивать речь и культуру мышления.
Ход урока: Учитель Ученики
Карта СМА Орг.момент. Ребята, сегодня я получила необычную смс. Давайте попробуем её прочитать. Ничего в ней непонятно. Всё закодировано. Попробуем? Минутка чистописания Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах: А………В Ж………И О…………Р Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке? ( Буква, находящаяся внизу стоит в алфавите между двумя верхними. Буква Б- между а и В. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит буква п) Значит сегодня мы будем писать букву п. - Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква п и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке: па,аб,пв, пж, пз, пи, по, пр и т.д.
Словарно-орфографическая работа - Назовите слово из словаря, с которым сегодня познакомимся на уроке. Для этого в каждом слове выделите букву, являющуюся в нём орфограммой: крепкая, чугун, грустно, бежать, малышка, шестой, просьба, хрустнуть, завтра, ритмичный, четыре Это слово путешествие. -Каким способом можно совершать путешествие? (пешком и на разных видах транспорта) С какой целью совершаются путешествия? Назовите синоним к слову путешествие.(турне, круиз) -Что можете сказать о его написании? ( Сложное слово. Два корня) Сегодня мы совершим путешествие за тридевять земель, в тридесятое государство, где много ещё неизведанного, откроем ещё одну тайну языка.
Подготовка к активному и сознательному усвоению материала. (Актуализация знаний) слайд№1,2,3 - На какие группы можно разделить эти слова? По какому признаку? Выполняют работу в карточках.
чугун
малышка
просьба
крепкая ритмичный
бежать хрустнуть
завтра грустно четыре шестой
Что получилось?
Сущ. Прил. Гл. Наречие ?
Актуализация знаний. - Докажите что распределили слова верно - проведём исследование и откроем ещё одну тайну русского языка. Уточним поставленную цель: выявить особенности этой части речи.
Часть речи Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Каким членом предложения является?
Первичное закрепление. Слайд №4 «Третий лишний» Найди и обоснуй Записываем под диктовку слова: Один, одиночество, однажды. Второгодник, второй, вторник. Пятачок, пять, пятка. Вчетвером, четверг, четвёртая. - На какие группы можно разделить эти числительные? Один, пять - Вопрос? Что обозначает? Это количественные числительные. Второй, четвёртая - Вопрос? Что обозначает? Это порядковое числительное. - Дайте определение. Закрепление. Игра «Репка» «Волшебники» Работа с флипчартом «Забей мяч» Проблемный вопрос: Какой вопрос по частям речи у нас остался ? ( Какими членами предложения является числительное? Работа с флипчартом Разбор по членам предложения: Три медведя жили в лесной избушке. Четвёртой стояла Жучка. Белоснежка поселилась у семи гномов. Вывод: разными членами предложения. Отличие числительного от других частей речи. -Слайд № 5 (Помоги Буратино справиться с заданием Мальвины) Определи части речи? Два, второй, двойка, двойной, двое, удвоить, двойник, двойня, двойняшки, двоечник. Обобщение: Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен.
Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Например: Сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров. Впечатляет? Ещё бы. С помощью цифр мы знаем сколько деток родилось в нашем городе за определённый срок, вот например: в новогоднюю ночь в Рудном родилось два мальчика и одна девочка, можем узнать сколько стран будет принимать участие в Олимпиаде в Сочи. Закрепление изученного Работа с разноуровневыми заданиями: 1уровень. (зелёный кружок) Прочитай пословицы и поговорки. Найди и выпиши числительные: Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, а двоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро. 2 уровень. ( синий кружок) Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни. Какая душа в 5 лет, такая она и в 100лет. У него 6 хитростей и 5 обманов. 7 бед, один ответ. Думай 10 раз, говори 1. Правда 12 цепей разорвёт.3 уровень. 3 уровень( красный кружок) Распредели по группам:
- Существительное 2. Прилагательное 3. Глагол 4.Числительное
Итог урока. Рассказать всё, что узнали о числительном (опорные слова на листочках) Тест. У м н и ц а а
- Укажи правильный вариант определения имени числительного как части речи
Рефлексия.
Найдите в блокноте фразеологизм и составьте предложение, которым вы оценили свою работу на уроке.
( гонять лодыря, засучив рукава, не покладая рук, зарубить на носу, бить баклуши, работать в поте лица, делать на совесть, витать в облаках)
Оценка на уроке. ( пирамидка: Активность. Внимательность. Старательность. Работоспособность. Аккуратность. Тест. Итоговая оценка.
Домашнее задание.
-
Нарисовать портрет числительного.
-
Сочинить сказку про числительное.
-
Сочинить стих-е о числительном.
Работа в тетрадях
Таблица на партах
Блокнот Грамотейкина
ДЕТИ ДОКАЗЫВАЮТ СВОЙ ВЫБОР
Письменно в тетрадях
На интерактивной доске
На интерактивной доске
Работа в парах
(на листочках)
Работа по карточкам
прогноз
Выбор
ППС
Выбор
Прогноз
Выбор
Прогноз
Выбор
выбор