Открытый урок по русскому языку Имя числительное

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Чащина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГУ «Гимназия № 5»

























г. Рудный











































































Урок русского языка 4 класс



Тема: Имя числительное.

(Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.) Задачи урока: 1. Открыть новое знание: имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете. 2. Создать условия для открытия нового знания учащимися; 3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные. 4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт. 5. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка 6. Развивать активность, самостоятельность мышления учащихся через создание СМА (ситуации мыслительной активности) 7. Воспитывать умение работать в паре (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.) 8. Развивать речь и культуру мышления.

Ход урока: Учитель Ученики

Карта СМА Орг.момент. Ребята, сегодня я получила необычную смс. Давайте попробуем её прочитать. Ничего в ней непонятно. Всё закодировано. Попробуем? Минутка чистописания Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах: А………В Ж………И О…………Р Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке? ( Буква, находящаяся внизу стоит в алфавите между двумя верхними. Буква Б- между а и В. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит буква п) Значит сегодня мы будем писать букву п. - Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква п и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке: па,аб,пв, пж, пз, пи, по, пр и т.д.
Словарно-орфографическая работа - Назовите слово из словаря, с которым сегодня познакомимся на уроке. Для этого в каждом слове выделите букву, являющуюся в нём орфограммой: крепкая, чугун, грустно, бежать, малышка, шестой, просьба, хрустнуть, завтра, ритмичный, четыре Это слово путешествие. -Каким способом можно совершать путешествие? (пешком и на разных видах транспорта) С какой целью совершаются путешествия? Назовите синоним к слову путешествие.(турне, круиз) -Что можете сказать о его написании? ( Сложное слово. Два корня) Сегодня мы совершим путешествие за тридевять земель, в тридесятое государство, где много ещё неизведанного, откроем ещё одну тайну языка.

Подготовка к активному и сознательному усвоению материала. (Актуализация знаний) слайд№1,2,3 - На какие группы можно разделить эти слова? По какому признаку? Выполняют работу в карточках.











чугун

малышка

просьба


крепкая ритмичный
бежать хрустнуть
завтра грустно четыре шестой
Что получилось?
Сущ. Прил. Гл. Наречие ?






Актуализация знаний. - Докажите что распределили слова верно - проведём исследование и откроем ещё одну тайну русского языка. Уточним поставленную цель: выявить особенности этой части речи.
Часть речи Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Каким членом предложения является?
Первичное закрепление. Слайд №4 «Третий лишний» Найди и обоснуй Записываем под диктовку слова: Один, одиночество, однажды. Второгодник, второй, вторник. Пятачок, пять, пятка. Вчетвером, четверг, четвёртая. - На какие группы можно разделить эти числительные? Один, пять - Вопрос? Что обозначает? Это количественные числительные. Второй, четвёртая - Вопрос? Что обозначает? Это порядковое числительное. - Дайте определение. Закрепление. Игра «Репка» «Волшебники» Работа с флипчартом «Забей мяч» Проблемный вопрос: Какой вопрос по частям речи у нас остался ? ( Какими членами предложения является числительное? Работа с флипчартом Разбор по членам предложения: Три медведя жили в лесной избушке. Четвёртой стояла Жучка. Белоснежка поселилась у семи гномов. Вывод: разными членами предложения. Отличие числительного от других частей речи. -Слайд № 5 (Помоги Буратино справиться с заданием Мальвины) Определи части речи? Два, второй, двойка, двойной, двое, удвоить, двойник, двойня, двойняшки, двоечник. Обобщение: Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен.
Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Например: Сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров. Впечатляет? Ещё бы. С помощью цифр мы знаем сколько деток родилось в нашем городе за определённый срок, вот например: в новогоднюю ночь в Рудном родилось два мальчика и одна девочка, можем узнать сколько стран будет принимать участие в Олимпиаде в Сочи. Закрепление изученного Работа с разноуровневыми заданиями: 1уровень. (зелёный кружок) Прочитай пословицы и поговорки. Найди и выпиши числительные: Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, а двоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро. 2 уровень. ( синий кружок) Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни. Какая душа в 5 лет, такая она и в 100лет. У него 6 хитростей и 5 обманов. 7 бед, один ответ. Думай 10 раз, говори 1. Правда 12 цепей разорвёт.3 уровень. 3 уровень( красный кружок) Распредели по группам:

  • Существительное 2. Прилагательное 3. Глагол 4.Числительное
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восмёрка, десятка, трёхчасовой, сотня, сотый, двадцать, пять, седьмой, пятилетка, четверг, сто, сороковой. Проверка.
Итог урока. Рассказать всё, что узнали о числительном (опорные слова на листочках) Тест. У м н и ц а а
  • Укажи правильный вариант определения имени числительного как части речи
Д) слова , обозначающие числа. У) часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок предметов при счёте О) слова, отвечающие на вопросы сколько? Как много? 2. Определи какой частью речи является слово три в предложении. Три морковь для борща. В) сущ. Д) числит. М) глаголом 3. Определи какой частью речи является слово три в предложении. У меня три карандаша. В) сущ. Н) числит. Ж) глаголом 4. Определи синтаксическую роль числительного в предложении. У семи нянек дитя без глазу. И) дополнение А) подлежащее Д) сказуемое 5. Укажи имя числительное в следующем ряду. В) Тройка Б) Тройник Ц) Три Г) Тройной 6. Укажи «лишнее» в данном ряду. З) Двойной Ж) Двойник А) Два


Рефлексия.

Найдите в блокноте фразеологизм и составьте предложение, которым вы оценили свою работу на уроке.

( гонять лодыря, засучив рукава, не покладая рук, зарубить на носу, бить баклуши, работать в поте лица, делать на совесть, витать в облаках)

Оценка на уроке. Открытый урок по русскому языку Имя числительное ( пирамидка: Активность. Внимательность. Старательность. Работоспособность. Аккуратность. Тест. Итоговая оценка.

Домашнее задание.

  • Нарисовать портрет числительного.

  • Сочинить сказку про числительное.

  • Сочинить стих-е о числительном.




Работа в тетрадях







































Таблица на партах




Блокнот Грамотейкина









ДЕТИ ДОКАЗЫВАЮТ СВОЙ ВЫБОР



Письменно в тетрадях






На интерактивной доске

На интерактивной доске

Работа в парах
(на листочках)



























Работа по карточкам




прогноз






































Выбор




ППС








Выбор



Прогноз






Выбор







Прогноз




































Выбор






















выбор







































© 2010-2022