Обучение грамоте. УМК Перспективная начальная школа. Тема урока: Буква Я-показатель мягкости согласного звука

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БУКВА Я - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Цели:

  • раскрыть функцию буквы «я» в качестве показателя мягкости согласных звуков;
  • способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
  • закрепить в сознании детей функцию буквы «я»; продолжить формирование фонематического слуха, памяти, мышления;

Ход урока.
  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час.

Я приветствую всех вас.

Чтобы новое узнать,

Надо нам урок начать.

А в работе нам помогут:

Ушки (потирает уши),

Глазки (широко раскрывает глаза),

Ручки (потирание кистей рук),

Голова (круговые движения головой).

Ну, а ротик мы попросим Нам в работе не мешать,

Когда спросят отвечать.

(для снятия напряжения)



  1. Актуализация опорных знаний.

У вас на партах лежит листочек самооценки. В начале урока мы находимся на самой первой ступеньке. Нарисуйте красный кружочек на этой ступеньке-это вы.Интересно, кто на какой ступеньке окажется в конце урока?

- Давайте вспомним с какой новой буквой мы познакомились вчера на уроке. Правильно, мы познакомились с гласной буквой Я.

/слайд 2/

- Чем нас удивила буква Я? Какие новые знания мы получили?

/буква Я -хитрая буква, она может обозначать 2 звука/

/на 2 слайде открывается блок схема, буква я , обозначающая 2 звука/

- Кто из вас запомнил, когда буква Я обозначает 2 звука?

/когда стоит в начале слова или после гласной буквы/

Буква Я не совсем уверена, что вы хорошо усвоили новое знание, поэтому решила вас проверить. Готовы ли вы к ее проверке?

Тогда докажем , что мы можем пользоваться полученными знаниями.

/слайд 3/

На доске буквы, которые перемешались из них нужно составить слово, главное правило в слове должны быть все буквы.

Оликбя - яблоки

ляноби - яблони

яоз - Зоя

аря - Рая



  • Прочитаем слова, в которых буква Я стоит в начале. Сколько звуков она обозначает?

  • Прочитаем оставшиеся слова. После каких букв стоит буква Я? Сколько звуков она обозначает?

  • Какой вывод сделаем?/буква Я обозначает 2 звука, когда стоит в начале и в середине слова./открваем поледнюю надпись/

Молодцы.

Ну а со следующим заданием вы конечно справитесь очень легко.

/слайд 4/

Какое задание будем выполнять?

Определение темы урока.

Прежде чем мы найдем слово, которое «заблудилось» поупражняемся в чтении слов. Что общего у всех этих слов? Почему они написаны с большой буквы? Неужели среди них есть лишнее? Покажите знак пары-посоветуйтесь друг с другом. Есть варианты ответов?

/лишнее слово Аня/Почему?/потому что в нем буква Я стоит после согланой буквы/ Проверяем.

Прочитаем слово по слогам./слайд5/

Почитаем последний слог. Что заметили? Какой звук обозначает здесь буква Я? Правильно, она обозначает 1 звук а. Какое новое знание мы открыли? /буква я может обозначать 1 звук!/

А теперь произнесите согласный звук, которы стоит перед ней. Дайте ему характеристику. Какой он?/согласный звонкий мягкий звук/ посмотрите на схему и попробуйте догадаться, какую вторую работу выполняет буква Я.

/она смягчает стоящий перед ней согласный звук/ Это и есть вторая работа буквы Я.

Теперь ы можете определить тему урока.

/слайд 6/

Закончите фразу: Если после согласного стоит буква Я, то этот согласный звук -…..

Продолжим. А если этот согласный звук мягкий , то слияние мы будем читать «мягко».

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля,

- Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке.

Физминутка

Работа с учебником.

Вы все внимательно сравнили и подробно рассказали о своих наблюдениях. Пора закрепить наши знания и в этом нам нам поможет наша Азбука.

Открываем учебник на нужной странице. Внимание на доску.

Мы видим 2 модели слогов , которые начинаются с согласной буквы. Чем они отличаются?

/модель слева демонстрирует слог, который начинается с твердого звонкого согласного звука. Слог образует звук [а]. Под моделью находятся слоги, которые ей соответствуют. Прочитаем эти слоги.

Модель справа демонстрирует слог, начинающийся со звонкого мягкого согласного звука. Слог образует также звук [а]. Под моделью находятся слоги, которые ей соответствуют. Прочитаем эти слоги.

Вывод.

Слог образует один и тот же гласный звук, но гласная буква разная. Поэтому мы можем утверждать, что буква Я после согласных обозначает звук а и является показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Совсем недавно вы были просто малышами, которые ходили в детский сад. Там вас встречали ваши любимые воспитатели. Вы помните как их звали?/дети отвечают/. Но кроме воспитателей вас встречали и другие немаловажные люди в детском саду. Как вы думаете кто? Спрва или слева находится слово НЯНЯ? Читаем по схеме. А теперь узнайте как звали няню девочки?/читают/

Упражнение в чтении слов.

  • Самостоятельно

  • Вместе

  • Друг другу

Работа над предложением.

Что сейчас будем читать?/предложения/.

Сколько предложений нам предстоит прочитать?/4/

  • Чтение по порядку

  • Выборочное чтение

  • Соотнесение предложения с моделью слова.

Рефлексия

Ну и чтобы я была точно уверена, что вы добыли нужные знания вам предстоит это доказать…отправляемся на страничку Размышляй-ка и выполняем задачу буквы Я./работа в группах/

Найдите имя, в котором 2 разные буквы обозначают один и от же звук. Напечатайте это имя на листочке. Покажите. А теперь проверим.

А теперь возьмите в руки карандашик и отметьте себя на листочке самооценки. На какой ступенечке вы находитесь в конце урока.

Кто добрался до самой вершины? Молодцы.

А теперь урок окончен-вас ждет перемена , а начнется она с музыкальной физминутки../Банана-мама/

© 2010-2022