Презентация. Окружающий мир. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111», г.Пермь

Помнить всё

Научно-исследовательская работа


Колчанова Ирина, 3 «В» класс

2015 год


Введение

Ученые говорят, что главным видом деятельности каждого ребёнка является обучение. Что мы учимся даже тогда, когда просто общаемся или играем. А в семь лет каждый ребёнок приходит в школу, изучает разные научные дисциплины и получает за это оценки. И каждому из нас хочется быть отличником, не отнимая при этом слишком много времени у игры и общения с друзьями. Одним из важнейших качеств, необходимых для успешной учёбы, является хорошая память. Некоторые ученики запоминают материал на уроке, другим приходится подолгу сидеть над учебником дома. Исследования доказали, что качество памяти - не врождённое неизменяемое свойство, память можно развивать и тренировать, как мышцы. Предполагаю, что для любого ученика могут быть актуальны методы тренировки памяти, не требующие много времени и усилий.

Цель исследования: Изучить работу памяти, факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние; исследовать эффективность простых способов тренировки памяти.

Гипотеза: Для улучшения памяти может быть достаточно 5-10 минут тренировки в день.

Задачи:

  1. Исследовать феномен памяти человека при помощи литературы
  2. Найти способ тренировки памяти, не требующий больших затрат времени
  3. Провести испытания обнаруженного способа лично и сделать выводы

Объект исследования: Эффективность простых методов тренировки памяти.

Что такое память


Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации мы называем запоминанием, а её извлечение - воспоминанием. Качество запоминания зависит от внимания, направленного на объект записи. Внимание - это форма организации психической деятельности, для которой свойственны - избирательная направленность - концентрация - относительная устойчивость. Противоположностью запоминания является забывание. Удивительно, но забывание служит важным условием запоминания: оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Очень сильно на нашу память влияют эмоции. Как позитивные, так и негативные, они буквально «впечатываются» в память, отбирая для нас наиболее важную информацию. Дольше всего мы помним вещи и события, которые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, обрадовали или сильно разозлили. Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь - это биологический процесс, зависящий от деятельности органов чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает более активное участие в акте записи информации, различают несколько разновидностей памяти: - визуальная (зрительная) - вербальная (связанная с функцией слуха) - тактильная (связанная с осязанием) - обонятельная и т.д. По длительности хранения информации память подразделяют на кратковременную, которая работает непосредственно в процессе выполнения каких-либо действий, например, наборе номера телефона или приготовления бутерброда; и долговременную, в которой информация сохраняется на дни, месяцы и даже годы. По степени активности человека в процессе запоминания память подразделяют на непроизвольную, когда усилий к запоминанию прикладывать не приходится, и произвольную, когда человек старается что-то запомнить. Например, вы можете услышать какую-нибудь смешную рекламную песенку, и она сама собой запомнится - это непроизвольная память. А когда вы учите стихотворение по чтению - произвольная.

Работа памяти

Представим, что нам нужно поделиться какой-то информацией и примем её объём за 100%. В словесные формы (предложения) переводится и высказывается окружающим только 80%. Выслушивается из задуманного - 70%, воспринимается и понимается - 60%, а в долговременной памяти остаётся от 10 до 24%. В среднем человек запоминает пятую часть всего, что слышит и три пятых того, что видит. Именно поэтому существует поговорка «повторение - мать учения» и кроме того, что просто слушать учителя на уроке, приходится самостоятельно читать учебники дома. Изучением работы мозга, в том числе и памяти, занимается наука нейропсихология. Нейропсихологические исследования памяти показали, что различные формы и звенья процессов памяти имеют различные мозговые механизмы и примерно соотносятся с различными отделами мозга (см. рисунок 1). Например, при нарушении работы определенных зон мозга наступают нарушения в работе определенных видов или форм памяти. Презентация. Окружающий мир. 3 класс Удалось установить, что за осуществление процессов произвольной памяти отвечает в основном левое полушарие, а правое полушарие доминирует в непроизвольных формах памяти. Травма затылочной области может повлечь за собой нарушение зрительной памяти, а проблемы в теменной области могут сказаться на памяти тактильной. Неполадки в моторной области мозга могут повлечь за собой нарушения двигательной памяти и т.д. Поражения лобных долей мозга ведут к нарушению произвольной деятельности вообще и естественно к нарушению всех процессов произвольного запоминания (и зрительного, и слухового, и др.). Такие больные могут с успехом запоминать непроизвольно, когда перед ними не стоит задача запомнить, и оказываются совершенно несостоятельными, как только задача запомнить появляется. Кстати, если вы замечали за собой похожее свойство, сильно не пугайтесь. Дело в том, что лобные доли мозга окончательно формируются только к возрасту 11-12 лет, поэтому иногда плохая успеваемость младших школьников связана именно с трудностями осуществления произвольных операций. Поэтому нам часто по-разному рассказывают одну и ту же информацию и не так строго ставят оценки, как в старших классах. Плохое запоминание человеком любых видов информации ("плохая память на все") ученые связывают преимущественно с нарушениями глубинных мозговых структур (таких, как продолговатый мозг, лимбическая система, гипофиз и др.), однако в зависимости от того, что именно повреждено, эти нарушения также носят различный характер. Ещё одним из удивительных свойств памяти является то, что для её хорошей работы нам необходимо доверие к памяти. Нужно быть добрее к себе, прощать мелкие случаи забывчивости, но стараться избегать крупных. Обычно, жалуясь на совершенно «дырявую» память, мы сильно преувеличиваем свой дефект. Возьмите лист бумаги, составьте список дел, которые вы сделали в течение дня и сравните его со списком дел, которые вы сделать забыли. Вы убедитесь, что второй список гораздо меньше первого. И наоборот, чем сильнее вы беспокоитесь и нервничаете, тем хуже сохраняется информация. Беспокойство и депрессия - вот две основные причины плохой работы памяти в любом возрасте. Они целиком отнимают внимание человека, мешая ему сосредоточиться на чем-либо. В экстремальных эмоциональных состояниях человек вообще перестаёт замечать внешний мир, он замыкается в своих переживаниях и теряет способность нормально усваивать информацию. Ум такого человека занят печальными мыслями и в нём не остаётся ничего такого, что могло бы расшевелить память. В таких ситуациях бесполезно заставлять себя что-то учить и запоминать и нельзя себя ругать, если ничего не получается. Нужно сначала разобраться с проблемой, решить то, что беспокоит, справиться с бедой и неприятностями, пережить горе и успокоиться. Кроме того, чтобы обеспечить мозгу лучшие условия работы, нужно соблюдать несколько простых правил:
  • Давать больше кислорода крови, гулять на свежем воздухе;
  • Хорошо высыпаться (9-10 часов);
  • Не курить;
  • Правильно питаться.
Мозгу очень полезны фосфоросодержащие продукты - рыба, креветки, морская капуста. Много фосфора в гречихе, недробленом овсе, проросшей пшенице и ржи, неочищенном рисе. Достаточное количество фосфора содержится в орехах, есть он в семечках тыквы и подсолнечника, семенах кунжута и льна. Второе вещество, жизненно необходимое для питания клеток мозга - это глюкоза. Её лучше получать не из простого сахара, а из сложных углеводов, которые содержатся в овощах и фруктах: сладких яблоках, винограде, грушах, абрикосах, персиках, бананах, апельсинах, мандаринах. Отлично улучшают и помогают развить память продукты с высоким содержанием йода - морская капуста, морская и йодированная соль.

Улучшение памяти

Часто «плохой памятью» называют рассеянность. Это не одно и то же. Большая часть повседневных случаев с забывчивостью связана с тем, что человек не уделяет достаточного внимания своим действиям. Например, можно бессознательно запереть дверь квартиры, а потом не мочь вспомнить, запер ты её или нет. Бороться с рассеянностью можно начать с твёрдой решимости обращать внимание на все свои действия. Первое необходимое условие для избавления от привычного автоматизма действий - пауза. Нужно переключить мозг на сознательный режим работы и проговорить про себя, что вы делаете, сделали или намерены сделать. Так же важно, столкнувшись с мелкой проблемой или задачей, требующей незначительного времени и усилий для её выполнения, немедленно её решить. Разбросанные вещи, которые нужно прибрать, цветок, который нужно полить, ботинки, которые нужно поставить сушиться - всё это рассеивает наше внимание, висит во внутреннем списке задач, даже когда мы этого не осознаём. Для тех, кто занят умственным трудом - а учёба как раз такой труд, - будет очень полезным не держать в голове повседневные бытовые мелочи. Поручения родителей, учителей и свои собственные дела можно заносить в память телефона или составлять списки, таким образом «разгружая» память, «освобождая место» для учебных задач. Три главных условия запоминания:
  1. Необходимо обратить достаточное внимание на человека, событие, информацию, то есть сосредоточиться, проявить интерес. Чем сильнее впечатление, тем лучше запоминается. Можно специально усилить впечатление, и ни в коем случае не стоит его обесценивать, приуменьшать его значение.
  2. Создание ассоциаций очень способствует запоминанию. Связывайте новую информацию с уже имеющейся, например, цифры можно запоминать в связи с днями рождений друзей и близких, имена новых знакомых связывать с именами знаменитостей, родных и близких.
  3. Сильный фактор запоминания - это повторение. Оно позволяет запоминать вещи, к которым никак не удаётся вызвать интереса и которые не связаны ни с чем уже хранящимся в вашей памяти. Повторите всё, что вы только что узнали, делайте это через некоторые промежутки времени, пересказывайте своими словами, рассказывайте плюшевому другу детства или кошке. Психологи выяснили, что если прочитать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в 5-10 минут.
Существует множество эффективных методик улучшения и развития памяти. Во всех случаях ключом к хорошей работе памяти является организованность и системность тренировки. Но большинство из нас занято массой важных и интересных дел: нужно сделать уроки и помочь родителям дома, многие ходят на разные кружки и секции, хочется посмотреть новый фильм и поболтать с друзьями. Выкроить время и заставить себя заниматься чем-то, за что никто не поставит пятёрку и не даст конфету, довольно сложно. Как же быть, совсем не тренировать свою память?

Практическое исследование

Я поставила себе задачу найти способ тренировки памяти, не отнимающий много времени. В интернете удалось обнаружить онлайн-головоломку, сделанную по числовому тесту на память и внимание, который был опубликован в журнале «Наука и жизнь» уже довольно давно - в 1967году. В тесте нужно было за наименьшее время указать все числа от 1 до 50 в порядке возрастания. Автор онлайн-головоломки уменьшил количество чисел вдвое, чтобы окно игры не было слишком большим. Подобные тесты на память и внимание используются для подготовки лётчиков, в них используются помехи для отвлечения внимания и другие усложняющие задачу хитрости, но предлагаемая онлайн-головоломка соответствовала условиям поставленной мною задачи: тренажёр должен был быть по возможности простым. Выглядит головоломка следующим образом: Презентация. Окружающий мир. 3 класс Рисунок 2 В течение трех недель ежедневно я занималась на этом тренажёре, фиксируя результаты. Дата Результат теста на память и внимание 30.11.2015 08:36 01.12.2015 07:15 02.12.2015 06:41 03.12.2015 05:10 04.12.2015 06:34 05.12.2015 06:01 06.12.2015 05:53 07.12.2015 05:44 08.12.2015 04:31 09.12.2015 03:45 10.12.2015 05:29 11.12.2015 06:30 12.12.2015 05:34 13.12.2015 05:20 14.12.2015 05:55 15.12.2015 04:25 16.12.2015 05:33 17.12.2015 05:43 18.12.2015 05:54 19.12.2015 05:26 20.12.2015 05:57 Как мы видим, результаты неровные и стабильного прогресса не наблюдается. Но перед началом тренировок я прошла тест на визуальную память: Презентация. Окружающий мир. 3 класс Рисунок 3 В тесте предлагается запомнить от одной до десяти картинок и потом найти их среди других. Перед началом тренировок результат теста составлял 70,5%. После двух недель тренировок результат оказался 81,5%.

Вывод: Есть основания предполагать, что данный тренажер может положительно влиять на память.

Заключение

  • Память не является неизменной, ее можно развивать.

  • Существуют различные виды памяти: зрительная, вербальная, тактильная, обонятельная. Они различаются тем, какой орган чувств задействован в процессе запоминания.

  • Для хорошей работы памяти нужно:

    • Больше гулять на свежем воздухе;

    • Хорошо высыпаться;

    • Не курить;

    • Правильно питаться.

  • Три главных условия запоминания:

    • внимание к предмету, сосредоточенность и интерес;

    • создание ассоциаций;

    • повторение через некоторые промежутки времени.

  • Работу памяти можно улучшить, используя специальные упражнения и тренажеры.

  • Я могу порекомендовать «тест на память и внимание» своим друзьям для улучшения памяти. Он не занимает много времени и эффективен при регулярном выполнении.


© 2010-2022