- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности «Любительский театр, праздники»
Программа по внеурочной деятельности «Любительский театр, праздники»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова Л.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по внеурочной деятельности
«Любительский театр, праздники»
Составители: Овчинникова Л.В., Иванова А.В., учителя начальных классов МОУ «Гимназия №19.» городского округа Саранск Республики Мордовия.
Саранск 2010 год
Пояснительная записка к программе Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: "…мало изучить "систему", надо на ее основе придумать свою". Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Актуальность Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 19» г.о.Саранск, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Место данного курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность по курсу «Любительский театр, праздники» в 1 классе отводится 66часов в год (33 учебные недели по 2 часа в неделю), предусмотренной учебным планом.
Алгоритм работы с пьесой.
-
Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.
-
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
-
Репетиция всей пьесы целиком.
-
Премьера.
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Планируемые результаты программы:
Учащиеся должны знать
-
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Ожидаемый результат
1.Развитие актёрских способностей. 2.Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. 3.Овладение способами самопознания, рефлексии. 4. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы
Кол-во часов
Всего
Теоритические
Практические
1.
Введение.
Беседа о театре.
1
1
-
2.
Экскурсии в театры города
6
-
6
3.
Театральная игра
2
-
2
4.
Культура и техника речи
2
-
2
5.
Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали».
6
-
6
6.
Работа над пьесами
8
-
8
7. Основы театральной культуры.
2
1
1
8.
Работа над спектаклем
13
-
13
9.
Работа над выразительностью речи
2
-
2
10 Подготовка и проведение праздников
24
-
24
Итого
66
2
64
Основное содержание программы
1 раздел. (1час)
Вводное занятие.
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами Саранска. (презентация)
2 раздел (6 часов)
Экскурсии в театры Саранска
-Просмотр спектакля.
3 раздел (2часа)
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».
-Сказки «Колобок»
-«Репка». Выделение главных, второстепенных героев. Обсуждение декорации. Инсценировка сказки.
4 раздел (2часа)
Культура и техника речи
-Показ этюдов на тему: «В общественных местах»:
в автобусе, поезде, в магазине.
5 раздел (6 часов)
Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали».
- Праздник- посвящение первоклассников в гимназисты.
6 раздел (8 часов)
Работа над пьесами
-«Репка»
- «Лесная поляна»
7 раздел (2 часа) Основы театральной культуры.
-Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр:
«Репортаж с соревнований по гребле»
«Шайба в воротах»
«Разбилась любимая мамина чашка».
8 раздел (13часов)
Работа над спектаклем -«Теремок!» - «Под грибом
9 раздел (2часа)
Работа над выразительностью речи
-Составление диалога на тему: «Встреча друзей в сказочном кафе».
- Сочинение поздравления к празднику.
10 раздел (24 часа)
Подготовка и проведение праздника
-«Дары осени». -«Мамам посвящается…» -«Какой ценой Победа нам далась»
-«Впереди лето»
Литература
Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - С.- Пб., 1998.
Базанов В.В. Техники и технология сцены. - Л., 1976
Берёзкин В.И. Искусство оформления сцены. - М.1986
Буева Л.П. Личность и среда. Ребёнок в системе коллективных отношений. - М., 1992
Былеева Л.В. Русские народные игры. - М., 1996
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003
Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1984
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М., 2000
Кузина Н. Заводные игры. - М., 2001
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. - М., 2003
Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральных декораций. - М., 1988
Панкеев И. Русские народные игры. - М., 1998
Побединская Л.А. Праздник для детей. - М., 2000
Рындин В.Ф. Как создаётся художественное оформление спектакля. - М., 1962
Савкова З.В. Техника звучащего слова. - М., 1998
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001