Статья Воспитательное дело как часть воспитательной системы школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ. Богданова Екатерина Ивановна, Михайлова Луиза Мансуровна. Город Астрахань. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Астрахани «Средняя Общеобразовательная Школа №49», В процессе формирования личности воспитание играет решающую роль, ведь с помощью него в сознании и поведении учащихся формируются основные социально-нравственные ценности. Именно воспитательная система школы должна служить оптимизацией процессов личностного развития детей. Частью воспитательной системы школы являются воспитательные дела. Воспитательное дело представляет собой форму организации и осуществления конкретной деятельности учащихся (воспитанников), направленной на формирование интеллектуального, нравственного, эстетического, патриотического, коммуникативного потенциалов, овладение учащимися практическими умениями и навыками, ценностными отношениями к себе и окружающим людям. Сам воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. И.П.Иванов отмечает: «Воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это делать». В воспитательном деле школьники развивают свою творческую и познавательную активность, реализовывают свои лучшие личностные качества. Выделим признаки, характеризующие любое воспитательное дело: - воспитательное дело носит коллективный характер; - воспитательное дело должно быть посильным для выполнения, т.е. соответствовать возрастным особенностям, уровню развития ученического коллектива; -воспитательное дело должно быть полезным для каждого ребенка для личностного развития и социализации; -воспитательные дела должны быть разнообразными по направлениям и видам деятельности (духовно-нравственные, эстетические, экологические, интеллектуально-познавательные, спортивные и т.д.), эмоционально-насыщенными. При подготовке воспитательного дела необходимо соблюдать следующие этапы: 1этап - целеполагание (в основе формулировки цели - анализ интересов и потребностей учащихся); 2 этап -планирование ( на данном этапе распределяются обязанности между участниками дела); 3 этап - организация (педагогу на данном этапе необходимо поддерживать уверенность в успехе); 4этап - осуществление (если есть необходимость, педагог корректирует ход воспитательного дела); 5 этап - анализ достигнутых результатов (коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение каждого ребенка к происходящему). Отметим, что воспитательные дела не терпят шаблонов, ведь отличительной особенностью любого дела является его гибкость, т.е. способность к корректировке. Не всегда воспитательное дело, успешно реализованное в одном классе, пройдет « на бис» в другом классе. Исходя из собственного педагогического опыта, добавим, что родители не должны оставаться вне рамок моделирования и функционирования воспитательных дел в классе. Таким образом, для успеха воспитательного дела необходимы следующие обязательные элементы: информация, переживания, действия. Информация представляет собой то новое, важное и полезное, о чем узнают учащиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания - это эмоциональное восприятие различной информации, а также отношение ребенка к происходящему. Действия заключаются в совместной деятельности, которая обогащает и развивает детей. Учащиеся, вовлеченные в воспитательное дело, познают новое, переживают успехи и неудачи, а также счастливые минуты творчества. Соответственно учащиеся приобретают необходимый социальный опыт для дальнейшей самореализации в обществе. Приведем пример воспитательного дела «Чему учат русские народные сказки?» Задачи воспитательного дела: -приобщение учеников к богатому духовному наследию русского народа; -развитие кругозора, познавательных способностей через знакомство с русской культурой; -развитие творческих способностей учащихся через предоставление возможностей каждому проявить себя в различных видах деятельности (инсценировка, рисование, лепка, конструирование, творческие задания). Особо следует отметить, что в процессе таких коллективно- воспитательных дел стимулируется творческий подход, возрастает дружелюбие, увлеченность, и конечный результат, чувство удовлетворенности от хорошо проведенного дела.


© 2010-2022