Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о-, -е-в сложных словах ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карданова Светлана Хасанбиевна, идентификатор: 206-672-637


Урок-исследование по русскому языку в 3 классе «Соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах»


Цели и задачи: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала; научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные - о -, - е - в сложных словах, то есть решать учебную задачу. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать. Практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами; развивать память, внимание, речь учащихся. Воспитательные: Создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету, к своему краю, к Родине; воспитывать информационную культуру учащихся через работу с ЦОР, ЭОР. (Слайды №1, №2)


Оборудование: схема-карта на каждого ученика, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные карточки для учащихся. Интерактивное оборудование, программное обеспечение.


Ход урока

I. Орг. момент.

Актуализация опорных знаний.

1. Знакомство с эпиграфом урока (слайд №3)

«Российскому патриоту любой подвиг в охоту» - это эпиграф нашего урока.

- Как понимаете пословицу?

- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, большой и малой родине) - О каком подвиге идёт речь? (защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций) - Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой. Родина - это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Край, город, дом)

Сегодня на уроке мы поговорим и родине, и о труде, и о доме.

Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

2. Моделирование урока.

- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока (на доске)

Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс) Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока все будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. Учащиеся получают маршрутные листы. (Слайд №4)

Маршрутный лист

Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)

Отлично (красный) кр.

Сомневаюсь (жёлтый) ж.

Не получается (синий) с.

3. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.

II. Актуализация новых знаний.

1. Минута чистописания.

- Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем).

Слайд №5 (И на доске)

Домик

Домработница

Домище

Дом

- Что можно сказать об этих существительных? (Однокоренные, существительные муж./женск. рода, единств. числа, одуш./неодуш., нарицательные)

- Какое слово лишнее? (Домработница)

- Почему? (Т.к. одушевлённое, сложное, состоит из двух основ)

Учащиеся выходят к доске и выделяют основы.

- Что означает слово «сложный»? (Слово, состоящее из двух основ).

- Сложные слова будут в центре внимания и сегодня. Тема урока - Сложные слова.

/Запись темы на доске. Записать число, классная работа в тетради/

- С чего начинается работа в тетради? ( С минуты чистописания)

- Зачем этим нужно заниматься? (Тренируем руку, это необходимо для правильного и красивого письма)

- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания? Это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе.

2. Постановка проблемы.

- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?

Слайд №6

Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс)Урок русского языка на тему Соединительные гласные -о- ,-е- в сложных словах ( 3 класс) О (Составьте другие сложные слова с этими же корнем, соединяя только основы).
Вывод - проблема

- Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова? - Какова цель урока? (Узнать как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово)

- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение исследование)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна, в путь.

3. «Открытие»

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Слайд №7 Слайд №8

Я вдыхаю много пыли, Пылесос

Чтобы вы здоровы были.

Слайд №9 Слайд №10

Закричу, заурчу, Вертолёт

под небеса улечу.

Слайд №11 Слайд №12

Назовите древнейшее занятие Земледелие

кабардинцев и балкарцев

Слайд № 13 А сейчас загадка о лекарственном растении Кабардино-Балкарии. В народе его называют травой от 99 болезней. В старину оно считалось волшебным растением, говорили, что оно отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. Что это за удивительное растение?

Слайд №14

Зверобой

4. Наблюдение за словами. - Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных слов). - Какой вывод можно сделать? - Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные).
- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы листики осенние. На веточках сидим, Дунул ветер - полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покружил и на землю опустил. Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом. 5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными. - Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритмы)
Слайд №15

Значок «велосипед»

- Что означает этот знак?

- Работа в парах.

- Правильно. Работаем в парах.

Проверяем

- С чего начнём?

Читаем слова, выделяем основы.

___________ ? ____________

- Какой итог будет первым?

(Все записанные слова имеют по две основы).

- Что делаем потом?

(Выделяем соединительные гласные)

________ о__________ ___________ е __________

6. Значок «Давай подумаем». (Слайд №16)

( Сформулируйте правило, т.е. сделаем вывод)

(Слова, состоящие из двух основ, называются сложными словами. Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы

-о-, -е-.)

- А что ещё интересного заметили на уроке?

( Не все сложные слова соединяются с помощью гласных. Например, домработница).

- Хочется ещё обратить внимание на то, что в русском языке есть слова-исключения, в которых пишется не соединительная гласная -о- или -е-.

Например, Пятигорск.. Название города «Пятигорск» произошло от балкарского Беш (пять)+тау (гора) - Пятигорье.

- Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание (домохозяйка, домосед, домовладелец)

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы исследовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина).

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.

7. Работа в группах.

- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.

1) Животноводство.

2) Растениеводство.

3) Градостроение.

4) Земледелие.

5) Приборостроение.

6) Машиностроение.

Задания для групп

1 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Пастух, скотовод, животновод, птицевод, птичник, коневод, конюх, пчеловод, овцевод, барашек.

2 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Цветовод, цветник, цветной, овощевод, садовод, овощехранилище, овощной, зерновоз.

3 гр. Вставьте соединительную гласную:

Сам…свал

стал…вар

град…строитель

мног…этажка

груз…перевозки

бетон…мешалка

4 гр. Вставьте соединительную гласную:

Хлеб…уборка, сен…кос, земл…пашец, земл…делец, зерн…воз, хлеб…воз.

5 гр. Вставьте соединительную гласную:

Мыш…ловка, зуб…чистка, дыр…кол, стекл…рез, огн…тушитель.

6 гр. Выбрать слова, которые подходят к данной схеме:



(8 букв)

Бензовоз, луноход, электровоз, пароход, вертолёт, молоковоз, самолёт, паровоз.

Представители от каждой группы называют соединительную гласную в словах своей группы.

- Оцените, как вы поняли основное правило урока.

8. Самостоятельная работа

(Разноуровневые задания).

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал

1-й уровень. Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, мор…ход, солнц…пёк.

2-й уровень. Составить и записать сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень. Придумайте по 3 слова с соединительными гласными -о-, -е-.

- Оцените свою работу (О/работу)

III. Рефлексия.

- Какова была цель урока?

- Мы её достигли?

- Воспроизведёте по алгоритму правило?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей.

(Дом - это маленькая родина, труд - это тоже подвиг)

- Оцените свою работу на листах с комментированием. (Слайд №17,18)

Д/з: стр. 86, упр. 4 (списать, вставляя пропущенные безударные гласные, которые можно проверить ударением). (Слайд №19)

© 2010-2022