• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Новые принципы метода наблюдения за природными объектами (одна из методик экологизации дошкольных образовательных программ)

Статья Новые принципы метода наблюдения за природными объектами (одна из методик экологизации дошкольных образовательных программ)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Новые принципы метода наблюдения за природными объектами (одна из методик экологизации дошкольных образовательных программ).

Введение. Успех государственной экологической политики во многом зависит от активного участия населения страны в ее реализации. Вопрос экологического образования и воспитания молодежи становится одной из главных задач учебных заведений. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года и «Об образовании» от сентября 2013 года созданы предпосылки правовой базы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения. Разработан ряд проектов авторских концепций, определяющих цели, задачи и содержание экологического образования на разных уровнях. В дошкольных образовательных учреждениях России проблема экологического воспитания рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:

  • Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения их к природе, выработка первоначальных практических навыков;
  • Развития экологического сознания, культура взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Решение этой проблемы требует качественных изменений во всех звеньях системы образования и воспитания молодежи и прежде всего затрагивает личность воспитателя дошкольного учреждения. Мой многолетний опыт работы в педагогическом колледже и с воспитателями дошкольных образовательных учреждений позволяет утверждать, что существующий уровень экологический культуры будущих воспитателей пока не соответствует требованиям экологизации процесса обучения и воспитания детей. В связи с этим в течение четырех последних лет меня волнует проблема разработки новых методик экологического воспитания детей дошкольного возраста. В своей работе я предлагаю разработанные методические рекомендации по использованию наблюдений детей за природными объектами в рамках решения проблем экологического образования. Цель творческой работы: Познакомить воспитателей дошкольных образовательных учреждений с новыми принципами организации наблюдений детей за природными объектами в соответствие с требованиями экологизации образования. Для достижения поставленной цели в творческой работе я решаю следующие задачи:
  1. Проанализировать понятие «экологизация образования»
  2. Выявить и описать противоречия в реализации требований «экологизации» образования в дошкольных учреждениях региона.
  3. Описать значение метода наблюдения за природными объектами в рамках экологического образования.
  4. Описать основные цели, задачи и принципы методики наблюдения с точки зрения требований «экологизации» образования.
  5. Описать наиболее эффективные приемы осуществления наблюдения за природными объектами, позволяющие решать задачи «экологизации» образовательных программ.
Основная часть. Раздел 1. Экология и «экологизация» образования. В педагогической практике процесс экологического образования связывается в первую очередь с их экологическим просвещением. При этом экологическая воспитанность педагогов-воспитателей рассматривается как некая обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если воспитатели будут достаточно экологически эрудированны, то они «автоматически» окажутся экологически воспитанными. На самом деле реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении воспитанникам и учащимися соответствующих знаний, советов, инструкций. Необходимо переориентировать педагогическое образование будущих воспитателей. Важно не только, чтобы воспитатель давал научные сведения о природе, а научил детей правильно воспринимать, понимать ее как самоценность и взаимодействовать с ней. Для решения этой задачи, мы - специалисты в области дошкольного образования - должны четко осознавать значение и смысл понятий: экология, «экологизация» образовани.1 Слово экология стало модным, его употребляют к месту и не к месту, зачастую вкладывая смысл далекий от первоначального. Изначально, понятие экология означает: экология - это природный дом, где взаимодействуют живые организмы и какова их среда обитания. В связи с этим, экологическое образование подразумевает овладение азами этой науки: биологической, социальной, прикладной экологии и формирование на этой основе, знаний экологически грамотного поведения в природе и в быту. Отсюда и возникает проблема экологизации образования, под которой принято понимать необходимость пересмотра принципов образования и структуры собственно образовательных программ и методик образования в соответствии с предметом и задачами экологии как науки и мировоззрения. Раздел 2. Противоречия в реализации требований «экологизации» образования в дошкольных учреждениях региона.

Посещение дошкольных учреждений, наблюдение за работой педагогов, беседы с детьми показали: дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны. Беседы с воспитателями показывают незнание ими системы подачи материала, методики проведения опытов, постановки различных поисковых задач. Сейчас появилось много природоведческих книг, но они используются воспитателем мало, отсюда не могут состояться и беседы по этим книгам, мало в детских садах наглядных пособий и дидактических игр. А это уже проблема нашей экономики, а не экологического воспитания и образования. Кроме этого в ознакомлении дошкольников с природой формирование основ экологического сознания культуры есть еще много нерешенных проблем. И конечно, необходим поиск тех путей, которые помогут в решении поставленных задач. Одной из таких направлений - повышение научно-теоретического уровня и методического мастерства воспитателей. Педагоги могут выбрать наиболее подходящую с их точки зрения программу, творчески работать с детьми, но их экологическое образование нуждается в экологическом подходе. Очень часто экологическими занятиями называют традиционные занятия по ознакомлению с природой, и на практике в детских садах можно наблюдать сложившиеся стереотипы, которые складывались годами. Поэтому основное внимание необходимо уделять освоению азов экологии, новых методических подходов, формированию экологического сознания. Только тогда человек будет строить свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, когда он будет себя считать хотя и особой, разумной, но все же частью природы. Отсюда надо помнить: воспитывать ребенка нужно так, что, кем бы он не стал в будущем, он должен понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы. Раздел 3. Значение метода наблюдения за природными объектами в рамках экологического образования. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важная роль принадлежит наблюдению. Наблюдение причисляют к группе познавательных методов, с помощью которых педагог расширяет кругозор ребенка, развивает в нем внимательное и заинтересованное отношение к окружающему миру. Наблюдательность относится к числу личностных качеств, значимых на протяжении всей жизни человека. Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы способствует формированию и развитию у детей отчетливых представлений о жизни животных и растений, их связи с средой обитания, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. В своем проявлении наблюдение - это деятельность, организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос о содержании наблюдений: что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С. Л. Рубинштейн считает, что ребенку во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение в экологическом воспитании дошкольников, познании ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, специфики живого. Содержание наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада, которые постоянно в поле деятельности ребенка, складывается из следующих элементов: выделение самих объектов - целого и их частей (определение особенностей строения растений и животных); выявление способов их функционирования (для животных это разные формы поведения); определение свойств и характеристик объектов в целом и их частей (цвет, размер, формы, особенности поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. На основе наблюдений дети устанавливают связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. накапливают конкретные чувственные, экологически значимые знания, которые способствуют пониманию взаимосвязей в природе. Рассматривая растения в помещении и на участке, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируются на характерные признаки строения - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся также с функциями органов (корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды). Главная функция листьев - поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. В содержание наблюдений за животными также входит изучение особенностей их строения, способов функционирования (разные формы поведения), среды обитания, приспособительной взаимосвязи с ней, характера взаимоотношения человека с животными. Таким образом, содержание наблюдений составляют факторы, которые дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую дети могут получить самостоятельно при умелой педагогической организации наблюдений. Раздел 4. Основные принципы методики наблюдения с точки зрения требований «экологизации» образования. В данной работе я представляю собственный подход к систематизации и описанию основных принципов и требований методики наблюдения за природными объектами в дошкольном образовательном учреждении. На мой взгляд, описанные мною принципы позволяют эффективно решать проблему экологизации образования. Познакомившись с этими принципами, воспитатели дошкольных образовательных учреждений будут иметь возможность более четко представить себе сущность экологического образования. Принцип 1. Отказ от понимания природы как нашего богатства. Мы привыкли думать о человеке как потребителе, победителе, покорителе природы. Мы традиционно считали, что он может распоряжаться по своему усмотрению природными богатствами. Это и есть старый подход к природе. Но мы не имеем права обогащаться за счет природы, мы должны жить в согласии с ней. Наблюдая занятия с детьми, можно услышать как воспитатель объясняет детям о необходимости беречь лес: он дает нам грибы, ягоды, орехи. Если следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, говоря о бережном отношении к лесу, мы не говорим о важности охраны болот, роль которых столь же велика в экологическом равновесии. Да, мы используем природные ресурсы и знаем, что они значат для человека. Но прежде всего, следует сказать о самоценности природы, а лишь затем о том, как мы ееиспользуем. Принцип 2. Отказ от деления природных явлений на полезные и вредные. Во многих изданиях, в том числе экологических, живые организмы делят на вредных и полезных, красивых и некрасивых. В этом отражается потребительский подход к природе. Каких животных мы считаем полезными? Которых мы можем использовать в своих целях. Те же, кто создает какие - либо неудобства человеку, мы называет «вредными». Трудно даже определить насколько такой подход антиэкологичен. Какое отрицательное влияние оказывает он на формирование у детей представлений о природе! Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого своя роль. Независимо от наших симпатий и антипатий. Мы по-разному относимся к гусеницам и бабочкам. Гусениц мы уничтожаем, а бабочек считаем красивыми и даже охраняем. В экологическом образовании мы должны отказаться от таких классификаций. Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей, его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. В процессе преобразования природы у человека появляются конкуренты вредители, с которыми он вынужден «бороться». И в эту борьбу приходиться включаться прежде всего потому, что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесия в природе. Мы люто ненавидим комнатную моль, но в естественных условиях она выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Все «вредители» живут рядом с нами только потому что люди сами создают для них благоприятные условия, т.е. обеспечиваем пищей и местом обитания. Принцип 3. Перестать «помогать» природе по человеческим законам. Помочь природе. С этим стереотипом нам, пожалуй, сложнее всего расстаться. Нам трудно осознать, что дикая природа прекрасно живет по своим собственным законам, обходится без помощи человека. Иногда его стремление «помочь» оборачивается непредсказуемыми последствиями, т.к. помощь эта не учитывает природные закономерности. Стремясь «улучшить» природу нельзя внедрять в нее чужеземные виды растений и животных, т.к. отрицательные последствия акклиматизации животных и посадка растений может вытеснить местные, нарушая природное равновесие. Мы должны научить помогать природе, но эта помощь должна быть разумной. В природе многие правила, законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. В голодные годы хищные животные и птицы могут забить насмерть младших детенышей. С точки зрения человека - это ужасно, но с точки зрения природы - целесообразно. Поэтому необходимо ребенку в доступной форме какое отрицательное воздействие оказывает помощь взрослых природе. Воспитание моральных качеств ребенка должно сочетаться с элементарными знаниями о природе. Принцип 4. Основа экологического воспитания - не труд в ней, а общение с ней. Мы привыкли к утверждению, которое в течение многих десятилетий звучало в педагогической практике: «труд - основа экологического воспитания». Экологическое образование предполагает наряду с трудом в природе непосредственное общение с ней в лесу, на лугу, когда дети не трудятся, а погружаются в звуки природы, в ее запахи, краски. Это очень важно как для самих детей, так и для природы. Когда человек трудится в ней, он вносит в нее свои изменения. Поэтому, прививая любовь к труду, обрабатывая грядки, выращивая из маленького семечка красивое большое растение дети становятся сопричастными к этому чуду, но это не должно быть самоцелью. Некоторые детские сады выращивают на своей территории овощные, лекарственные культуры, которые затем идут в пищу (причем этот подход рассматривается как одна из сторон экологического воспитания). Однако в условии загрязненных территории городов этого делать нельзя: выращенная здесь продукция может стать опасной для здоровья. А ребенок получает ложное представление о том, что сажать и выращивать культурное растение можно в любых условиях. Труд ребенка на земельном участке должен сочетаться с его общением с природой. И чем старше ребенок, тем больше необходимо уделять внимание такому общению. В работе с детьми 3-5 лет должно преобладать обучение по уходу за растениями как в живом уголке, так и на земельном участке. А в работе с детьми с 5-7 лет экологическое образование должно быть на непосредственный контакт с природой. Принцип 5. Отказ от деления природных объектов на съедобные и ядовитые. Грибы съедобные и несъедобные. Этот стереотип характерен для дошкольного воспитания. Такой подход дети получают в результате неправильной информации. Но с позиции экологии мы должны дать детям такие сведения, чтобы подчеркнуть роль любых грибов в природе. Говоря о мухоморе, дети должны узнать, что в лесу им лечатся животные, но вместе с тем грибы разлагают мертвые остатки, содействуют с другими определенными растениями, помогая друг другу выжить, как бы сотрудничают. Исчезнут такие грибы - могут погибнуть и растения, их спутники. Поэтому неважно съедобны какие-то грибы или ядовитые. К любым грибам нужно относиться бережно. Это всего лишь несколько принципов. Их можно привести гораздо больше. Экологическое образование требует переосмыслить многие наши привычки и взглянуть на окружающие нас объекты по-новому, с позиции экологически грамотного человека. Раздел 5. Наиболее эффективные приемы осуществления наблюдения за природными объектами, позволяющие решать задачи «экологизации» образовательных программ. Важную роль в формировании отношений к природным объектам имеет характер поступающих от них стимулов и на это хотелось бы обратить внимание будущих воспитателей. Исследуя поведение животных, лауреат нобелевской премии К. Лоренс установил, что определенные стимулы природных объектов могут оказывать свое воздействие на человека, а значит и на ребенка. Нам инстинктивно присуще стремление заботиться о маленьких, пухлых, неуклюжих, большеглазых существах. И это можно отнести ко всем детям - будь то маленький ребенок или детеныш животного. Специфические качества животных (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного темра и ритма звуки, наличие «лица» и др.) воздействуют на определенные сенсорные системы ребенка: зрительные слуховые, тактильные, обонятельно-вкусовые. Зрительные стимулы воспринимаются зрительным анализатором и связано в первую очередь с цветом, формой, очертанием силуэта, величиной, пропорциями и т.д. Положительное эмоциональное восприятие природного объекта вызывается у ребенка такими стимулами как - большие глаза, длинные уши, разноцветные перья, длинный пушистый хвост. Слуховые стимулы действуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками: тон, ритм, тембр, высоты и т.д. Ребенку нравится мелодичное пение птиц, звучание ручья, кукование кукушки. А карканье вороны, пронзительные крики многих из попугаев могут вызвать отрицательное воздействие. Тактильные стимулы связаны с воздействием на комплекс тактильных и температурных рецепторов различных динамических свойств объектов, осязаемых свойств их поверхности и т.д. Поэтому, когда ребенок соприкасается с мягкими, пушистыми, теплыми объектами- как кролик, кошка, цыпленок, он не может остаться равнодушным, но кожа лягушки- скользкая и холодная может вызвать у него неприязнь. Обонятельные и вкусовые стимулы воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы и также могут иметь определенные значения в эмоциональной регуляции восприятия природного объекта. Наличие приятного запаха у многих цветов делают эти растения желанными объектами для контактов. В других случаях именно неприятный запах оказывается решающим препятствием для возникновения симпатии к объекту - неприятный запах животного может вызвать отрицательные стимулы. Например, «вонючий хорек» стали даже отрицательными стимулами. Природные объекты, вызывающие положительные ощущения и эмоции становятся привлекательными для ребенка. Ребенок стремиться к постоянному взаимодействию с ними. При наличии соответствующей встречной активности со стороны природного объекта взаимодействия ребенка с ним может развиться до уровня общения с ним. Этот вид общения обеспечивается психологически тем, что животные обладают рядом качеств, сходных с человеческими - эмоциональностью, способностью выражать свои переживания, определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы ребенка. И он чувствует, что собака или кошка отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, не судит и не оценивает действия ребенка, что определяет их «психотерапевтические свойства». Общению с животными воспитатель должен научить детей. Это можно сделать так:
  1. Ласково разговаривать с питомцем; называть его кличку;
  2. Покормить любимым кормом, одновременно разговаривать с ним;
  3. Слегка почесать или погладить животного в области шеи, ушек, спинки;
  4. Осторожно взять на руки и подержать;
  5. Все действия ребенка с объектом можно подкреплять лакомством.
Ответы объектов живой природы на взаимодействия с ребенком могут быть самыми различными: съесть предложенный корм, искупаться в поставленной ванночке с водой, поселиться в сооруженном для них домике, вывести потомство в искусственных условиях. Общение с животным может сопровождаться игрой. Игра - ведущая деятельность дошкольников, воспитатель также должен уметь научить детей правильно играть с животными. Нужно рассказать детям о существовании игрового (ювенильного) периода в жизни молодых высших животных (млекопитающих птиц). Затем показать возможные варианты игры с котенком или щенком, с молодой кошкой или собакой. Важно, чтобы педагог пояснил - играть с животными можно так (и только так, как они способны это сделать сами, им нельзя навязывать человеческую игру, их нельзя превращать в кукол). Детей как правило этому не учат, и поэтому нередко они становятся мучителями домашних животных. Необходимо напомнить воспитателям об их личном опыте, что они использовали в непосредственном контакте с животными. Можно предложить такие игры с ними: бег за удаляющимися предметами (шариком, катушкой, мячом), ловлей и отниманием бумажного бантика. Игра должна приносить радость играющему, поэтому воспитатель должен научит ребенка понимать: хороша та игра, которая доставляет радость обоим партнерам. Если эти правила не соблюдать, в ребенке может развиваться эгоизм, жестокость, деспотизм. Взаимодействие с природным объектом может стимулировать ребенка, заставлять его анализировать свои личностные особенности эмоциональных реакций, поведения по отношению к природному объекту. Это очень важно для ребенка, т.к. такое взаимодействие обуславливает его нравственный самоконтроль, т.е. совесть. «Экологическая совесть» заставляет ребенка производить самооценку своих поступков, например: разбил чашку, а сказал, что ее уронила кошка или собака, обменял попугайчика на игрушку, а сказал, что улетел в форточку. Но эмоциональная совесть - угрызение совести может проявляться в форме переживаний, рационального осознания своих нравственных действий. Рационализация выступает как самооправдание в ситуации противоречия между поведением и нравственными нормами. Переживания ребенка могут быть связаны с тем, что он идентифицирует себя с природным объектом, испытывает к нему определенную симпатию. Например, когда видит дрожащую от холода бездомную кошку, он невольно отождествляет себя с ней, у него возникает желание «накормить и обогреть ее». Эмпатические переживания могут быть реакцией не только наблюдаемые объекты, но и на воображаемые, которые он не воспринимает непосредственно. Это можно заметить при чтении природоведческих книг. Так мы видим, что используя все психологические механизмы при наблюдении за природными объектами можно повысить экологическое образование и эффективность гуманного отношения к природе как у воспитателя так и у детей. Таким образом, мы можем систематизировать наиболее яркие приемы организации наблюдения за природными объектами:
  1. Эмоциональное включение ребенка в наблюдение,
  2. Помощь ребенку в рефлексии своих впечатлений
  3. Тактильное взаимодействие с объектом
  4. Организация ухода за животными
  5. Организация эстетичной рефлексии (изобразительная деятельность)
  6. Формулирование вопросов о природном объекте, стимулирующих размышления ребенка о равновесии и природе , о закономерностях и взаимодействии природных явлений.

1Под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействя человека на природную среду с целью свести к минимуму отрицательные результаты природопреобразовательной деятельности.

© 2010-2022