- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного занятия на тему По лесным тропинкам (2 класс)
Конспект внеклассного занятия на тему По лесным тропинкам (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова Е.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкого муниципального района Сызранский
Самарской области
Цели:
-
Расширение диапазона знаний учащихся о лесе, растениях и животных леса.
-
Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
-
Воспитание бережного, уважительного отношения к природе.
Целевая аудитория: 2 класс
Тема: «По лесным тропинкам»
Форма проведения: игра-путешествие
Оборудование:
-
Ноутбук.
-
Мультимедийный проектор.
-
Интерактивная доска (передвижная).
-
Мультимедийная презентация.
-
Карточки с изображением грибов.
-
Корзинка.
-
Картинки с изображением растений и животных, занесённых в «Красную Книгу».
ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда лежит наш путь, вы узнаете, если дружно отгадаете загадки Старого пня.
СЛАЙД № 1
Загадки
-
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет шубу с плеч долой? (Лес)
-
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
-
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой. (Лес)
Учитель: Мы сегодня отправимся в царство ЛЕСА, будем путешествовать по лесным тропинкам. Лес - это сказочный мир. Он приглашают всех полюбоваться, порадоваться его красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух, послушать завораживающее пение птиц. Итак, отправляемся в путь!
(Звучит музыка И. Гайдн «Детская симфония», дети рассказывают стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь мы - свои!
СЛАЙД № 2
Учитель: Посмотрите, ребята, нас встречает хозяин лесного царства Старичок-Лесовичок.
СЛАЙД № 3
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Милости просим к нам в гости - в чудесное царство ЛЕСА! А как вы думаете «Что такое лес?», «Для чего он нужен?», «Кого там можно встретить?»
(Ответы детей)
Лесовичок: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю о том, как один художник представлял и рисовал лес.
Сценка «Один Художник решил нарисовать лес»
Художник: Что такое лес? Конечно, деревья!
Лесовичок: Художник нарисовал берёзы, ели, сосны, осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал меня - Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
Дети: Это не лес! Без цветов, без трав - НЕ ЛЕС!
Лесовичок: Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
Дети: А насекомых нарисовал?
Лесовичок: Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. Прямо беда!
Дети: Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды.
Лесовичок: Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнул.
Дети: Нарисуйте жабу и ящерицу! Нарисуйте зверей!
Лесовичок: Тогда художник нарисовал много разных зверей. Уже было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
Лесовичок: Вот это лес! Настоящий лес! Ведь там столько растений и тысячи лесных жителей. И все они и есть ЛЕС!
СЛАЙД № 4, 5
Лесовичок: Присмотритесь вокруг и прислушайтесь. Лес полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы, деревья и кустарники машут нам своими ветвями.
Учитель: А вот нас встречает Ёлочка - лесная красавица, она всем детям очень нравится.
СЛАЙД № 6
Ученик: Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной ёлки не проходит ни один новогодний праздник. Круглый год ель зелёная. Это происходит потому, что листик - иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Живёт ель до 1 200 лет. Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Ёлочка приготовила для вас «Лесной кроссворд».
Учитель: Ребята, Ёлочка приготовила для вас интересные конкурсы «Лесной кроссворд», «Узнай деревья по листочкам», «Лесная аптека».
- С давних пор люди оценили её замечательные свойства. Одно из её необыкновенных качеств - стойкость. Ей не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится она - темноты. Её древесина богата смолой, очень мягкая, легкая и прочная в воде. Ещё одно замечательное свойство дерева - способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где много этих деревьев. (Сосна)
- Она - одно из самых красивых деревьев, символ России. Её белый ствол, покрытый тонкой берестой, даже в жаркие дни остаётся холодным. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые, душистые почки. Много песен и стихов сложено о ней. Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. (Берёза)
- У него крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле. Его листья так красивы в осенний листопад. (Клён)
- Он считается самым почитаемым деревом в лесу. Он символ силы, крепости и мужества. В древней Руси его называли царем деревьев, под ним совершали религиозные обряды, ему приносили различные подношения в виде угощения. (Дуб)
- Она издавна на Руси пользовалась большим почетом, в народе слагали красавице песни, наделяли ее волшебной силой, говорили, что она может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорожденного ребенка надевали ожерелье из её плодов, листья ее подстилались в обувь новобрачных. Её плоды и цветки широко применяются в народной медицине. (Рябина)
- Стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красные, суриковые и лимонно-желтые цвета. На протяжении столетий почки и листья ее применяются народными целителями. (Осина)
СЛАЙД № 7
-
сосна, 2. берёза, 3. клён, 4. дуб, 5. рябина, 6. осина
Деревьев равных не сочтешь -
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
Ведущий: Какие ещё деревья и кустарники можно встретить в лесу? Листья каких деревьев вы видите на слайде?
СЛАЙД № 8
Лесовичок: С древних времён растения были для человека не только источником питания, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней, использовались с лечебной целью. Что вы знаете о лекарственных растениях леса? Какие растения вы видите на слайде?
СЛАЙД № 9
- Одуванчик обладает желчегонным, жаропонижающим, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и легким снотворным действием.
- Зверобой - препараты из зверобоя оказывают противомикробное, противовоспалительное, вяжущее, кровоостанавливающее действие, усиливают работу сердца, повышают тонус сосудов.
- Мята - используется для полоскания полости рта и для купания маленьких дeтeй.
- Душица - при простудных и других заболеваниях органов дыхания.
- Ландыш - ядовит, однако он широко используется в производстве лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердца. Применяется этот удивительный цветок для исцеления глазных болезней, нервных и сердечных заболеваний, в народной медицине.
- Подорожник - можно лечить зубную боль, прикладывать к ранам.
- Ромашка - можно использовать при бeссонницe.
- Лопух - «Рeпeйноe масло" примeняeтся для укрeплeния волос.
- Крапива - используется при кровотечениях, ценный пищевой продукт. Из молодых побегов и листьев варят вкусные и питательные щи, из листьев приготавливают салаты.
Учитель: Попрощаемся с Ёлочкой и побежим дальше по лесным тропинкам.
Лесовичок: Ребята, отгадайте загадку.
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
СЛАЙД № 10
Лесовичок: Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом. В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Учитель: Погостим в царстве Гриба - Боровика. Он представит нам своё грибное царство. «Грибочки» нам сейчас о себе расскажут.
СЛАЙДЫ № 11-17
Сценка «Грибы»
Белый гриб:
Гриб большой и важный я,
Уважают все меня.
Круглый, словно снеговик,
А зовусь я - боровик.
Волнушки:
В розовых косыночках
Румяные подружки.
А ну, скорей в корзинку,
Весёлые волнушки!
Лисички:
Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах.
Осень в лес приносим летом -
Золотистые лисички.
Мы сегодня на рассвете
Для вашей радости взошли -
Лесные солнечные дети
Дождя и матери-земли.
Опята:
Мы весёлые ребята -
Тонконогие опята.
Притаились возле пня
И кричим: «Ищи меня!».
Подберёзовик:
Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Подосиновик:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - подосиновик.
-
Мухомор:
Всем известен с давних пор
Гриб красивый - мухомор.
С красной шапкой в точках белых
Очень я хорош на вид,
Но ужасно ядовит!
Лесовичок:
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, -
Это чудо из чудес!
Учитель: А теперь будем собирать грибы, проверим, как вы их знаете. В корзинку надо собрать только съедобные. Будьте осторожны, обходите стороной несъедобные и ядовитые грибы.
(Лесовичок проверяет корзинки и подводит итог конкурса)
СЛАЙД № 18
А теперь взгляни сюда
И запомни навсегда:
Здесь грибы все добрые -
Все они полезные,
Все они съедобные.
СЛАЙД № 19-20
Здесь грибы сердитые -
Все они опасные,
Злые, ядовитые!
Лесовичок: Ребята, а какие правила нужно помнить, если вы пошли в настоящий лес за грибами?
Лесовичок: Трудно себе представить лес без животных: зверей, птиц, насекомых, дождевых червей. Лес населен живыми существами от верхушек крон деревьев до концов их корней. Очень велика в лесу роль дождевых червей. Черви приносят лесу большую пользу, перерабатывая отмершие органические остатки, разрыхляя и «проветривая» почву, удобряя ее своими экскрементами и т. д. Их полезная роль общеизвестна и не нуждается в пояснениях.
Дети:
Все - все на свете,
На свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд!
ФИЗМИНУТКА
Мы шагаем по тропинке,
Держим прямо наши спинки.
Руки все на пояс ставим
И наклоны выполняем.
Ручки вверх вы поднимите
На носочках все идите.
Под сосной присядем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
А теперь пора бежать,
Путь наш будем продолжать!
Лесовичок: А вот посмотрите, нас встречает Белочка, рыжая красавица. Она приготовила для вас загадки о животных, конкурсы. Давайте их отгадаем.
СЛАЙД№21
СЛАЙДЫ № 22-23
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый - краса!
А зовут её … (лиса).
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
встретить. Знайте, это … (лось).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный?
(Волк)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок,
По дорожке скок - скок.
(Заяц)
Веток хруст в лесу,
То тут, то там.
Ищет жёлуди… (кабан)
Он как ёлка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады отважный… (ёж).
Черный он, чернее ночи,
под землей жить любит очень,
На полянке роет норы,
длинные, как коридоры.
(Крот)
Учитель: Попрощаемся с белочкой и поспешим дальше.
Лесовичок: Предлагаю вам ответить на вопросы:
СЛАЙД № 24
- Для чего лисе большой хвост? (Хвост помогает убегать от охотников, собак. Так же лиса использует свой хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать. А в лютые морозы лиса с помощью хвоста согревается, свернувшись клубочком, она укрывается им, словно шерстяным пледом).
- Когда лось теряет свои рога? ( Рога они теряют к зиме, после гона, а летом отрастают новые).
- Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (В гору, у него задние ноги длиннее).
- Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
- Медведь в берлоге зимой сосёт лапу? (Нет, зимой у медведей на подошве отслаивается кожа, молодая нежная кожица зудит и мёрзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком).
- Кабаны очень любят принимать ванну? (Да, кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья, корка грязи отлетает, а вместе с ней насекомые).
Лесовичок: В лесу мы встретим много разных птиц. Наши пернатые друзья играют важную роль в жизни леса: птицы уничтожают вредных насекомых, в том числе таких опасных, причиняющих лесу громадный урон, как шелкопряд, дубовая листовертка и некоторые другие. Уничтожая вредителей, пернатые «лесные санитары» приносят большую пользу лесу. Значительна роль птиц и в распространении семян лесных кустарничков и трав.
Дети:
Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту.
Пернатые нам помогают.
(Звучат аудиозапись «Птичьи голоса»)
Лесовичок: Предлагаю вам собрать поучаствовать в конкурсе «Угадай, что за птица».
СЛАЙД №25
Лесовичок: Правильно, ребята. Это дятел. А вот, смотрите, и его кузница. Нас встречает сам «лесной» доктор. Его так прозвали за то, что он «лечит» деревья. С утра до позднего вечера слышится стук дятла. Упёршись в ствол хвостом, и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры вредных насекомых и их личинки. У дятла длинный узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Дети:
- Что ты, дятел,
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!
- Я не даром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
Учитель: Ребята, а какие птицы живут в лесу?
(Ответы детей) Лесовичок: Дятел приготовил вам задание: разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия лесных птиц.
СЛАЙД № 26
ВОРОНА
СЛАЙД №27
СНЕГИРЬ
СЛАЙД №28
СОВА
СЛАЙД №29
ВОРОБЕЙ
СЛАЙД №30
ТЕТЕРЕВ
СЛАЙД № 31
СОРОКА
СЛАЙД № 32
КУКУШКА
Учитель: Молодцы, ребята! Вы знаете лесных птиц. А теперь посидим на лесной полянке, полюбуемся окружающей нас красотой. Вот кружатся разноцветные бабочки, пчёлки собирают цветочный нектар, муравьишка - труженик тащит соломинку.
СЛАЙД № 33
Лесовичок: Роль насекомых в лесу также очень велика, но она далеко не всегда положительна. Самые полезные лесные насекомые - муравьи: это своеобразные «санитары» леса. Муравьи уничтожают много вредных насекомых, в особенности гусениц, объедающих листву, личинок жуков и т. п. Полезную роль играют в лесу те насекомые, которые посещают цветки лесных растений и осуществляют опыление (в основном пчелы, бабочки, шмели, а также некоторые жуки), этим они способствуют лучшему образованию семян и плодов. Однако в лесу встречается немало и таких насекомых, которые причиняют ущерб растениям. Сюда относятся всевозможные вредители, питающиеся листьями и корнями,- гусеницы некоторых бабочек, личинки жуков, сами жуки.
учитель: Ребята, отгадайте, о каких насекомых идёт речь.
- Мы живём группами, сами маленькие, но дома строим себе огромные. Мы большие трудяги, каждый член нашей группы приносит свою пользу, и никто не остается без работы. Мы считаемся полезными насекомыми. Мы собираем сахаристые выделения тлей, тем самым предохраняем растения от опасных грибков-паразитов. (Муравьи)
- Мы приносит большую пользу, работаем с раннего утра, до позднего вечера. Мы производим мёд, участвуем в опылении растений. Имеем яркую полосатую окраску, и очень больно можем ужалить. (Пчелы)
- Мы очень красивые насекомые, порхаем от цветочка к цветочку и переносим пыльцу, помогаем растениям опыляться. Одни из нас приносят пользу, а другие бывают и вредителями. (Бабочки)
- Мы - насекомые с тонким телом, длинными ногами и узкими прозрачными крыльями. Окраска тела жёлтая, коричневая или серая. Нас в лесу очень много. Мы облюбовали влажные места. (Комары)
- Нас можно встретить только летом, а на зиму мы впадаем в спячку. (Мухи)
- Мы вьём для себя гнёзда, которые называем ульями, но мы считаемся дикими насекомыми. (Осы)
- Мы обычно появляются в мае, от этого происходит наше название. Нас знают все мальчишки и девчонки, которые живут среди природы. (Майские жуки)
- Мы очень красивые насекомые, на красной спинке есть чёрные кружочки. (Божьи коровки)
- Мы - прыгающие насекомые. Мы искусно маскируемся: имеем зелёный окрас. Сядем на листок, и нас не заметно, лишь слышится весёлое стрекотание. (Кузнечик)
СЛАЙД № 34
Лесовичок: Ребята, вы молодцы! Много знаете о лесе, лесных жителях, растениях.
-
Лес - это наше богатство, лес - наш друг. К нему нужно относиться бережно, чтобы сохранить его богатства и красоту.
СЛАЙД № 35,36
Ведущий: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети:
-
Лес - это зелёный наряд нашей Земли.
-
Там, где лес, всегда чистый воздух!
-
Лес - дом для растений и животных.
-
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
-
Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.
-
Лес - источник строительных материалов для строительства.
1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Лесовичок: Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и живые стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный - сигнал опасности.
СЛАЙД №37
(Показ картинок с изображением животных, растений,
занесённых в «Красную книгу».
3. Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
4. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
5. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
6. Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природой!
Давайте же всегда её беречь.
Всё это называется природой!
Давайте же всегда её беречь.
Учитель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по лесным тропинкам.
Лесовичок: Я надеюсь, что вы будете беречь и любить лес, родную природу. Прочитаете ещё много интересного о животных, растениях, насекомых. Желаю вам всего хорошего. До свидания!