Рабочая программа по внеклассному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканская образовательная организация «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Методическое объединение учителей ____________

Протокол № ___ от «____»__________20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Ежелева Е.П.

«____»___________20___ г.

«Утверждено»

Директор

Романец К.С.

Приказ № ___ от

«___»__________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеклассное чтение

1 класс

Составитель:

Фурман Инна Витальевна

Первая квалификационная категория

Керчь 2014

Пояснительная записка.

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. За четыре урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15-20 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 8 - 10 предложений. А если это стеснительный ребенок и того меньше. Дети во внеурочное время практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку и театр. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

Главной целью курса является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.

Задачи:

- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;

- учить приемам исполнительского мастерства;

- прививать любовь к чтению, к театру;

- воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

- обогащать опыт детей посредством посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки;

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. А театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Программа кружка предназначена для учащихся начальной школы . Она рассчитана на 66 часов по два часа в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35 минут. Программа кружка реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные результаты .

Личностными результатами являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Планируемые результаты.

1. Обогащение внутреннего мира ребенка.

2. Умение сопереживать товарищу по команде.

3. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

4. Умение работать с текстом, с книгой.

5. Умение ориентироваться в пространстве.

6. Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

7. Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .

8. Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

9. Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма. Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Читательская конференция.

6. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

7. Драматизация отрывков из книг.

8. Литературный ринг.

9. Сочинение

10. Праздники читательских удовольствий.

11.Родительские собрания совместно с учащимися и др.


Этапы работы по программе:

  1. Подготовительный.
  2. Самостоятельное чтение.
  3. Рефлексивный.
  4. Итоговый.

Формы подведения итогов работы:

- показ спектакля;

- организация выставки работ;

- проект;

- игровая программа;

Содержание программы.

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности организации работы кружка «Радуга». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.

2. Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек.(3 ч.)

Знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами. Ознакомление с основными цветами радуги. Знакомство с библиотекой класса. Правила пользования классной библиотекой. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

3. Поляна сказок. Малые фольклорные жанры.(13 ч.)

Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи». Особенности загадок. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

4. Произведения для детей и о детях. Произведения о животных.(20 ч.)

Знакомство с произведениями для детей и о детях. Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Подбор книг по тематике. Изготовление книжки-малышки. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

5. Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. (9 ч.)

Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Правила выдачи книг. Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. О чем может рассказать обложка. Технология ремонта книг.

6. Путешествие в волшебный мир театра. (6 ч.)

Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель). Понятия «театр» и «кукольный театр».

7. Устройство декораций. (1 ч.)

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звуки и т.д.).Понятие о плоскостных декорациях. Изготовление плоскостных декораций.

8. Особенности изготовления масок, костюмов. (3 ч.)

Технология изготовления масок, костюмов. Выбор материалов для изготовления масок, костюмов.

9. Речевая гимнастика. (на каждом занятии)

Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов(диалог, монолог, речь автора). Работа с чистоговорками, скороговорками. Посещение спектаклей театра кукол, театра юного зрителя.

10.Выбор произведения для постановки. (8 ч.)

Выбор произведения. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

11.Подготовка и показ спектакля. (2 ч.)

Подготовка помещения для спектакля. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Установка ширмы и размещение всех исполнителей. Установка оборудования для музыкального сопровождения.

№ п/п

Название раздела..Тема урока

д/з

Тип урока

Форма урока

Понятия

ИКТ

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

Личностные

Планируемая

Коррекция

1

Вводное занятие


2

Клуб почемкчек


3

Поляна сказок


4

Книжкин дом (знакомство со школьной библиотекой)

Урок - экскурсия


5

Игры с буквами

Урок - игра


6

Путешествие в волшебный мир театра. (Театр теней, кукольный театр)

Урок - путишествие


7-8

Малые фолькл орные жанры: народные песенки, потешки, загадки

Урок узучения нов. материалла


9-10

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.


11

Путишествае к книгам

Урок - путишествие


12

Игры с буквами и словами

Урок- игра


13

Стихи и рассказы о детях и для детей. Мои первые книжки.


14-15

Постучимся в теремок. И снова в сказку…

Урок путишествие


16

Из чего состоит книга

Урок - игра


17

Я рисую книжку

Урок - проэкт


18

Моя первая книжка


19

Путешествие в волшебный мир театра. Театр Образцова

Урок - экскурсия


20,21

И снова в сказку…Читаем сказки К.И.Чуковского

Урок изуч нов. мат


22

Волшебные сказки


23-24

Игровая программа в форме КВНа «Страна


25


Наши меньшие друзья. (чтение рассказов о животных)


26

Мои первые стихи


27

Стихи о природе


28

Стихи о весне, лете


29,30

Книга -мой надежный друг

проэкт



31

Маленький читатель.


32

Летние чтение

Урок- беседа


33

Итоговый урок
















© 2010-2022