Конспект и презентация к уроку литературного чтения Н. Н. Носов Как Незнайка сочинял стихи (3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каменская Валентина Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №12

имени Г.Р. Державина»

города Тамбова


Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей»).

3 класс (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Цель: систематизация знаний обучающихся по произведению Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Предполагаемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: глубже понимать образ главного героя произведения, определять причину поступков этого героя; получит возможность: участвовать в драматизации произведений; научиться пользоваться в речи пословицами и фразеологизмами; получит возможность демонстрировать: навык чтения, соответствующий данному периоду обучения, в том числе выразительность.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные.

У обучающихся будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: чувства товарищества и взаимопомощи (на примерах героев сказки /Цветика/);

Регулятивные.

Получит возможность научиться: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы.

Познавательные.

Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Получит возможность для развития: чувства юмора, расширения читательского кругозора учащихся; внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

Коммуникативные.

Обучающийся получит возможность: сотрудничать с одноклассниками при работе в группах, вести диалог, выслушивая мнение оппонента и формулировать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Рифма. Ритм. Пословицы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

ЭОР для учителя: проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись песен героев сказки для физкультминутки.

Оборудование для обучающихся: Толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг; портрет Н. Носова; рисунки ребят; костюмы героев сказки для инсценировки; карточки с пословицами для групповой работы, оценочные листы учащихся.


Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

1. Отгадаем кроссворд. Слайд № 1.



Н е з н а й к а А в о с ь к а


Г у с л я





Т о р о п ы ж к а
Ц в е т и к



1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. .

2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

3. Замечательный музыкант Цветочного города. Умел играть на разных инструментах.

4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.

5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя)?

  • Прочитайте, какое слово получилось?

2. Беседа о писателе.

  • Почему я начала урок с этого кроссворда? /Слайд №2 с темой урока/

Д. О творчестве этого писателя мы говорили на предыдущем уроке, читали дома его произведение.

/Слайд № 3 с портретом писателя/.

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов - волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок.

Эпиграф. «У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.) /Слайд № 4/.

  • Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый, любит детей).

III. Постановка учебной цели.

  • Дома вы работали в творческих группах, и каждая группа по ходу урока сегодня отчитается о своей работе.

  • Какие интересные факты из жизни писателя вы нашли?

1 группа.

Ученица: Писателем он стал не сразу. Носов говорил: "Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям". Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал "Икс". А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы, которые мы все полюбили.

Ученик: Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так - для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ "Затейники" он отнёс в журнал "Мурзилка". Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».

Работа с выставкой книг /Слайд № 5, 6/.

Но широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

  • Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.

IV. Открытие нового знания.

  • Попробуем сегодня разгадать секрет, чем же нас так привлекают герои произведений Носова на примере нашего отрывка.

1. Беседа по прочитанному произведению.

У. Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

Изобразите с помощью пиктограммы. /На доске/.

Д. Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

У. Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

Д. «Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

У. Чем юмор отличается от сатиры?

С.И. Ожегов: «Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».

У. Не всякую правду приятно слушать, но, чтоб было приятней, лучше говорить правду, смягчив её немножечко шуткой. Это и есть сатира.

Все книги Н. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

2. Персонажи сказки.

  • Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем произведении.

  • Вами были названы многие герои. А кого из них можно назвать главным?

Загадка о Незнайке.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он - художник знаменитый,

Он - известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он? Быстро отгадай - ка!

Как зовут его?.../ Незнайка/.

Незнайка (входит под музыку)

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Н. Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу со стихами.

  • Незнайка, вот ты хвастаешься, что умеешь сочинять стихи. Давай спросим у ребят. Получился ли из Незнайки поэт? Почему?

Д. /Свободные высказывания детей/.

  • Ребята, давайте, попытаемся помочь Незнайке в создании книги со стихами. А ты, Незнайка, посиди и послушай.

  • Хороший ли учитель Цветик?

  • А как бы вы объяснили Незнайке, что такое поэзия?

  • Чем стихи отличаются от прозы?

Д. В стихах есть рифма, ритм, звукопись.

  • Что такое рифма?/Слайды № 7/

/Созвучие слов в конце стихотворных строк/.

3. Выборочное чтение отрывка. /Стр. 111 со слов «Однажды Незнайка пришёл к Цветику», 2 абзац./

  • Давайте вспомним тот отрывок, где Цветик объясняет Незнайке, что такое рифма.

  • Как выдумаете, легко ли сочинять стихи? Может это, действительно, так трудно - подбирать рифму к словам?

У. Вот и мы сейчас с вами отдохнём и попробуем поиграть в рифмы /Слайд № 8/.

1.Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

4. Шевелились у цветка,

/Все четыре/… лепестка.

5. В небе плыли облака,

/Под горой /… текла река.

6. На болоте стоит пень,

/Обойти его мне/ … лень.

7. Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках … снегири.

8. На полянку вышел зайка.

Видит - там синичек … стайка.

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком… булку.

4. Инсценировка отрывка. Группа №2. / Стр.114, 1 абзац снизу, со слов «Незнайка пришёл домой»/

  • Сейчас герои нашей сказки оживут, а мы вспомним, какие же стихи Незнайка сочинил, вернувшись домой?

  • Удачными ли были его стихи о друзьях? Придерживался ли он советов Цветика?

  • Почему, ведь в них есть рифма?

  • Как друзья отнеслись к стихам?

Д. В стихах он дразнит друзей, говорит неправду и они обиделись.

  • Умышленно ли он хотел обидеть друзей?

  • А почему же они обиделись? ( не поняли друг друга, нет чувства юмора).

  • Вы сказали, что поэт - это тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по - новому, увидеть то, что не замечал, мимо чего пробегал, открывает тайну людям.

  • Открыл ли Незнайка друзьям что- нибудь новое о них?

  • Как Знайка оценил его стихи?

  • А что ответил ему Незнайка?

  • Прав ли он?

  • Какой же вывод сделаем о поэзии? (это передача чувств, переживаний, наблюдений, ощущений, а не просто перечисление фактов и событий, которые человек видел).

  • А если бы Цветик сочинял стихи, какие бы они получились?

(он выбрал себе красивое имя и стихи, о товарищах тоже были бы красивые, он воспевал бы их достоинства, стихи понравились бы друзьям).

Незнайка: Что-то я устал. Давайте немного отдохнём.

V. Физкультминутка. /Незнайка танцует с детьми под музыку/.

VI. Включение нового знания в систему знаний.

Проба пера. Конкурс стихосложения.

  • Незнайка, послушай, какие стихи умеют сочинять ребята нашего класса.

(Конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения).

  • Ребята, давайте после урока подарим свои стихи Незнайке для его книги.

VII. Работа над образом главного героя. Характеристика Незнайки. Группа №3.

  • Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это.

Высказывания детей. /Слайд № 9/

1 ученик. Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.

И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, но именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.
Обаяние делает его неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательские сердца.

2 ученик. К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов. /Слайды из мультфильмов № 10, 11/

Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры.

3 ученик. /Слайд № 12/

А какая у нашего героя широта интересов! Едва отложив в сторону кисти и краски, он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые - были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но ведь все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.

4 ученик. Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

А знаете ли вы, что у Незнайки был прототип? (Прототип - первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа).

/Слайд № 13 с фотографией/.

  • Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова - Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он - непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий, как мячик

5 ученик. /Слайд № 14 с фотографией/.

Коротышки не раз говорили, что Незнайка - мастер присочинить. А этот дар у него, несомненно, от самого Николая Николаевича Носова. Незнайка имеет пристрастие к вызывающе ярким тонам в одежде, к шляпам с широкими полями. На одной из самых удачных фотографий Носова писатель как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней - единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто поразительным. На ней у маленького Носова глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы его трилогии.

VIII. Обобщающая беседа.

  • Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?

Как сам Носов относится к Незнайке?

  • Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?

  • Что бы вы посоветовали Незнайке?

Д. - Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.

  • Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?

Д. - Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить - это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

IX. Самостоятельная работа.

Групповая работа с пословицами. / Собрать пословицы, найти подходящую по смыслу к прочитанному отрывку и объяснить её/.

Мало хотеть, надо уметь.

Хвастать - не косить, спина не болит.

Одно дело делаешь - другого не порть.

И готово, да бестолково.

Плохая шутка до добра не доведёт.

Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

  • Незнайка, понял ли ты, что посоветовали тебе ребята?

Незнайка. Понял, и даже придумал стихотворение. Вот послушайте.

Ах, и пчёлка, егоза

Растопырила глаза. На цветок она садится,

Чтоб нектаром насладится.

X. Домашнее задание /дифференцированное - по выбору/. Инструктаж.

  • А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек.

  • Какое имя вы бы предложили?

  • Чем бы он мог заниматься?

  • Попробуйте дома сочинить небольшие стихи про нового героя или нарисовать его.

XI. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.

  • С каким настроением вы заканчиваете урок? /пиктограммы/

  • Оцените вашу работу на уроке. /Поработаем с читательской горкой/.

  • Кто всё понял, активно работал, давал правильные и полные ответы, достиг вершины горки. Нарисуйте флажок.

  • Кто в целом хорошо потрудился, но мог бы работать ещё лучше, нарисуйте флажок на склоне горки.

  • Кто старался работать, но остались какие - либо вопросы, нарисуйте флажок у подножия горки.

Дополнительный материал.

Викторина «По станицам Приключений Незнайки и его друзей»

/с использованием слайдов № 16/.

XII. Организованное окончание урока. / Слайд № 17/

  • Детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: «Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает….. яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…»


© 2010-2022