Программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

СЕЛА АЛЕКСАНДРОВСКОГО, АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

2 класс


Срок реализации: 1 год


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373), реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация ХХI век -2012г.)




СОСТАВИЛИ:

учителя начальных классов

Воробьёва С.А., Редькина Е.И.



Рассмотрено и одобрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО учителей замдиректора по УВР директор МОУ ООШ №11

естественнонаучного цикла __________ Т.А.Матвиенко ___________ Л.М.Горлова

МОУ ООШ №11 ___________20___ года ___________20___ года

протокол №__ от _________




Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
  4. Учебного плана МОУ ООШ № 11 на 2012 / 2013 учебный год.
Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования. Цели начального курса русского языка: - создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; - заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; - сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; - средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться; - обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции. Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания - необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых - формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых- совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

Планируемые результаты обучения и система оценивания


В результате изучения курса русского языка у учащихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, , а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»: - представление о русском языке как языке его страны; - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; - понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку; - сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»:

  1. регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; - действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; - оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. 2) познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; - находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; - находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; - пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; - применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; - владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; - ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; - осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; - строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; - подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. - осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); - находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; ­- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; - анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; - проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. 3) коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) - выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; - осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; - строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. - начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; - оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; - инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; - создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

2. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

3. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010 ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. - Смоленск «Ассоциация XXI век», 2009

2.Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2009

Материально-техническое обеспечение Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); 3) Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 2 класс. 4) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)





Содержание учебного предмета «Русский язык»

2 класс (175 ч)


Повторение (18 ч). Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].

Слово. Состав слова (47 ч). Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Предложение (13 ч). Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Текст (12 ч). Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.

Орфография (70 ч). Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные

орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши. Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

Итоговое обобщение (10 ч).























Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся второго класса должны

знать: - пары согласных по глухости-звонкости; -названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных); -изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков; - виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

уметь: 1) речевые умения: -слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; -строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований; -выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; -соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»; -самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач; -замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника; -создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); -среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; --строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией; -отличать текст от группы предложений, объяснять различие; -определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? - в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках; -наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии; -использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их; -подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку); -создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку). 2) языковые (фонетико-графические и грамматические) умения: -проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв. -проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
-различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п. -подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова; -осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки); -замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить -значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего'то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное и т.п.); -правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста; -замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи; -выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца); -давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. 3) орфографические умения: -обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; -использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь» , а потом осуществляя выбор); -обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны; -замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость); -указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных; -применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ); -грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-; -пользоваться орфографическим словарем учебника; -использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен; -списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов, соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение. -писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед



Рассмотрено и одобрено Утверждаю

на заседании методического объединения Директор МОУ ООШ № 11

учителей начальных классов ___________ /Л.М.Горлова/

МОУ ООШ №11

Протокол № 1 от 30.08.2013

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______________ /Т.А.Матвиенко/



Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка


Класс: 2 «Б»

Учитель: Воробьёва С.А.

Количество часов:

всего 170 часов; в неделю 5 часов

Плановых контрольных уроков - 6; проверочных работ - 6. Планирование составлено на основе требований Государственного стандарта 2004 года и Примерных программ начального общего образования по русскому языку, авторских программ УМК «Гармония» Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.



Литература:


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

  2. Соловейчик М. С. Русский язык 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

  3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011



Учебный год 2013-2014






Календарно-тематическое планирование.

Русский язык. 2 класс.

№ п/п


Тема


Дата



№ задания


Планируемые результаты



Виды деятельности


Предметные


Метапредметные и личностные (УУД)


Повторение изученного

и расширение сведений

(8 ч.: 7/1 р.)


1. Поговорим об ушедшем лете


2. О нашей речи


3. Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?»)


4. Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.


5. Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!»)


6. Совершенствование различных умений


7. Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?)


8. Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)






Правописание ь между двумя согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»)

(5 ч.: 4/1 р.)


1. Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн


2. Мягкий согласный перед мягким - «опасное» при письме место


3. Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт)


4. Закрепление правила написания ь между двумя согласными


5. Продолжение закрепления изученного


Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется

звук [й,]?») (5 ч.: 4/.)


1. Повторение известных способов обозначения звука [й,]


2. Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ


3. Формирование умения использовать разделительный ь


4. Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ


5. Обобщение: три способа обозначения звука [й,]


Подведём первые итоги

(3 ч.: 2/.)


1. Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем»


2. Подготовка к контрольной работе


3. Контрольная работа


Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками»

(24 ч.: 19/.)


1. Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово»)


2. Орфограммы безударных и ударных гласных


3. Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных


4. Непарные по глухости-звонкости согласные - не орфограммы («Когда согласным можно доверять?)


5. Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] - не орфограммы


6. Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости




7. Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)


8. Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)


9. Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»)


10. Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм


11. Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)


12. Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами


13. Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?»


14. Закрепление нового способа письма


15. Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4


16. Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»)


17. Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя»)


18. Совершенствование умений


19. Проверка и совершенствование умений


20. Контрольная работа


21. Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками


22. Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга»)


23. Обучение словесному рисованию: сочинение загадок


24. Продолжение сочинения загадок и составления рецептов


II четверть


Предложение («Выражаем мысли и чувства»)

(13 ч.: 9/4р.)



1. Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?»)


2. Обучение построению предложений


3. Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

4. Совершенствование умения выделять

предложения из потока речи, составлять их и записывать


5. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)


6. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные


7. Закрепление изученного о видах предложений


8. Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь - так и отвечу»)


9. Построение ответов на вопрос «почему»


10. Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»)


11. Обучение составлению пожеланий


12. Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»


13. Обучающий диктант

































Текст («Хочу сказать больше») (12 ч.: 9/.)

1. Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)


2. Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке»)


3. Требования к хорошему тексту


4. Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту»)


5. Упражнение в редактировании текстов


6. Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»).


7. Подготовка к диктанту


8. Контрольный диктант


9. Учимся письменному пересказу


10. Обучение первым изложениям


11. Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем)


12. Обобщение изученного о предложении и тексте

(«Как сделать текст хорошим?»)






















Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») (8 ч.: 7/.)


1. Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)


2. Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)


3. Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах


4. Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня


5. Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений



6. Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)


7-8. Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году





1 часть


1 - 4


5 - 7


8 - 14




15 - 20



21 - 27




28 - 32


33 - 38




39 - 43



44 - 48











39 - 44




45 - 48



49 - 53




54 - 57



58 - 60








61 - 66



67 - 73




74 - 79



80 - 84




85 - 87






88 - 90


91- 92












93 - 99



100-105



106-110



111-116




117-121




122-124





125-128




129-136




137-140








141-145





146-150




151-153





154-157


158-159



160-164




165-166




167-171










172-173




174-176



177-178











179-187




188-191


192-194



195-201




202-207





208-211




212-215



216-220





221-223



224-228





229-231


232-233

















































234-239



240-246



247-249


250-252





253-258



259-261








262-263


264-266


267-270




271-274





















2 часть







275-280



281-285




286-289




290-293




294-299





300-304



305-306

307-308








Знать:

-как построен учебник, -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи.

- понятие «предмет», «признак», «действие».

- согласные и гласные звуки.

-о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.

-правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-что мягкий согласный перед мягким знаком - «опасное» место при письме.

-сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст).

-правила написания ь между двумя согласными.

-способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е.

- правила написания разделительных ъ и ь.

-отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ.

- признаки изученных частей речи;


Уметь:

- пользоваться учебником, находить информацию;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение;

- различать произношение и написание слов;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

- выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы;

- делить слова на группы по разным признакам;

- отличать текст от набора предложений;

- слышать звучащее слово;

- выполнять фонетический разбор слова

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- выделять в речи мягкие и твердые согласные

- видеть «опасные места» в словах и правильно их писать;

- соблюдать орфоэпические нормы

- правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь;

- работать со словарем (алфавит).

- писать слова с разделительным ь и ъ

- писать слова с йотированными гласными.
























Знать:

- понятие «орфограмма»;

-орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости - звонкости согласных.

- что парные по глухости - звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами;

- об одинаковом написании корней в родственных словах.

- особенности письма

с «окошками»;

- правила работы с орфографическим словарем;

- изученные орфограммы.

-приемы и правила письма

с «окошками».

-способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он».

-памятку письма с «окошками» на месте неизвестной

(сомнительной) буквы

-орфограммы в безударных слогах [жы], [шы].

-правила работы над ошибками.

- признаки деловой речи;

- написание словарных слов

Уметь:

- видеть «опасные места» в словах;

- подбирать проверочные слова

и объяснять написание слова;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

- сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова;

- находить непарные по глухости - звонкости согласные в слове.

- определять орфограммы в слове;

- различать произношение и написание слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами.

- работать с орфографическим словарем

- правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы

- использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов;

- решать орфографические задачи освоенными способами

- выполнять письмо с «окошками»;

- выделять буквенные орфограммы в слове;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте.

- применять правила работы

над ошибками;

- создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле;

- составлять текст по опорным словам










Знать:

- понятие «предложение», его признаки;

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

- правила построения предложений;

- правила деления речи на предложения;

- правила составления и оформления предложений на письме.

-правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них.

-правила построения ответов на вопрос «почему?»

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать предложение;

- отличать предложение от набора слов.

- составлять предложения;

- выполнять синтаксический разбор предложения.

- составлять предложения и записывать их;

- выделять предложения из потока речи;

- работать с деформированным предложением.

- определять вид предложения

по цели высказывания;

- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

- строить вопросительные предложения;

- давать точный ответ на вопросительные предложения;

- отвечать на вопрос «почему?».

- составлять побудительные предложения

- составлять несложные монологические тексты по заданной теме;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

- выполнять письмо с «окошками».

























Знать:

- понятие «текст»;

- признаки текста;

- отличие письменной речи

от устной;

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

-основные единицы текста: тема и основная мысль.

-требования к хорошему тексту.

памятки по составлению текста.

Уметь:

- отличать письменную речь

от устной;

- отличать предложения от текста;

- анализировать и кратко характеризовать предложение, текст - определять основную мысль текста;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

- составлять текст по плану и опорным словам;

- пользоваться памятками;

- работать с деформированным текстом;

- называть признаки текста;

- создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.

- редактировать текст; - создавать несложные тексты

в форме повествования и описания.

- составлять рассказы на основе прочитанного;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.













Знать:

- термины «однокоренные слова», «корень»;

- алгоритм выделения корня в слове.

-термины «словообразование» и «словоизменение».

-изученные орфографические правила.

Уметь:

- без ошибок списывать несложный печатный текст

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

-подбирать проверочные слова

- восстанавливать и записывать

деформированный текст;

- анализировать и кратко характеризовать предложение;

- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

-составлять рассказы

на основе прочитанного

- работать с деформированным предложением и текстом;

- писать поздравление к Новому году;

- владеть нормами русского речевого этикета

в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка)

- составлять текст по плану и опорным словам;

- создавать в устной и письменной форме несложные тексты

по заданной тематике.

-подбирать однокоренные слова;

- объяснять значение слова;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

- находить однокоренные слова, выделять в них корень;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

- изменять слова по числам

и по «командам» вопросов.

- изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова.

- решать орфографические задачи.






Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

2. Логические:

- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.



























Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; - выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.












Личностные:

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

Регулятивные:

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

- анализировать и кратко характеризовать предложение,

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.






Личностные:

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Регулятивные:

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

2. Логические:

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.







Личностные:

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные:

1. Общеучебные:

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.)

2. Логические:

- совершенствование умения сравнивать.

-формирование умения классифицировать;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные:

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.



- составление устных рассказов о лете; - дидактические игры;

- словарная работа;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь)

- самостоятельные работы по вариантам;

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста(15 - 20 слов);

- работа с моделями слов, предложений;

- работа с таблицей «Опасные при письме места»;

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока);

- письмо по памяти.










































































- письмо по памяти,

- работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

- самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- решение проблемных ситуаций.

- дидактические игры;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- решение орфографических задач;

- работа с правилами;

-работа с памятками;

- работа с демонстрационным материалом,

-решение грамматических задач;

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 - 30 слов);

- работа с таблицей «Опасные при письме места»;

-практическая работа по написанию кулинарных рецептов, сочинений загадок;

- выполнение творческих заданий.

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока);


























































- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- письмо по памяти.

- работа с информационными источниками, со схемами; таблицами;

- самостоятельные работы;

- работа с моделями слов, предложений;

- работа с таблицей «Опасные при письме места»;

- практическая работа по делению текста на предложения, построению ответов на вопросы.

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 - 30 слов);

- выполнение творческих заданий.

































































- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками, таблицами, схемами;

- письмо по памяти.

- самостоятельные работы по вариантам;

- решение проблемных ситуаций;

- работа по карточкам;

-работа с памятками;

-практическая работа по восстановлению деформированных текстов, составлению рассказов на основе прочитанного.

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 - 30 слов);

-выполнение творческих заданий.





































- решение проблемных ситуаций;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-словарная работа;

- работа с информационными источниками;

- письмо по памяти.

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста (30 - 35 слов);

-творческая работа по составлению новогодних поздравлений,




















1.


2.


3.




4.



5.



6.


7.




8.
















9.




10.



11.




12.



13.








14.



15.




16.



17.




18.






19.



20.


21.









22.



23.



24.



25.




26.




27.





28.




29.




30





31.



32.





33.




34.





35.


36.



37.




38.




39.


40.



41.


42.



43.




44.



45.











46.




47.


48.



49.




50.





51.




52.



53.





54.



55.





56.


57.




58.










































59.



60.



61.


62.





63.



64.




65.


66.


67.


68.


69.




70.





























71.



72.




73.




74.




75.





76.



77- 78

























































79.



80.


81.




82.





83.




84.



85.




86.








87.




88.



89.



90.



91.




92.




93.



94.



95.




96.



97.



98.



99.







100.







101.




102.





103.



104.



105.



106- 107









108.




109.





110.





111.





112.





113.



114.




115.











116- 117


118- 119

120-121


122.







123.



124-125




126.



127.



128.



129.




130-131










132.



133.




134.




135.



136.


137.



138.




139.




140.




141.




142.






143.




144.



145.



146.



147.


148.



149.


150.




151-152.


153.


154.




155.



156.





157.



158.



159-160.







161




162



163.


164.



165.



166.


167.


168.


169.


170..




III четверть

Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» (8 ч.: 7/.)


1. Однажды… Рассказ о зимних каникулах


2. Повторение изученного о словах


3. Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое»)


4. Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов


5. Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»)


6. Изменение названий предметов по «командам» вопросов


7. Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий


8. Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)


Обучение подбору проверочных слов (21 ч.: 16/5р.)


1. Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки - какие они?)


2. Способы подбора проверочных слов для названий предметов


3. Обучение подбору проверочных слов для названий предметов


4. Обучение подбору проверочных слов для названий предметов


5. Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов


6. Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова - к правильной букве»)


7. Способы подбора проверочных слов для названий действий


8. Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий


9. Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий


10. Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов


11. Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов


12. Значение слова и его написание («Снова о значении слова»)


13. Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова)


14. Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова


15. Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов


16. Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов



17. Обобщение изученного по орфографии


18. Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.


19. Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы


20-21. Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишко»)



Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет») (4 ч.: 3/.)


1. Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения


2. Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю)


3. Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении


4. Закрепление изученного


Работа над непроверяемыми написаниями (4 ч.: 3/.)


1. Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь»)


2. Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»)


3. Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний


4. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами


Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги»)

(7 ч.: 4/3р.)


1-2. Совершенствование всех приобретённых детьми умений


3-4. Обучающие проверочные работы


5-6. Контрольная работа. Работа над ошибками.


7. Совершенствование орфографических умений


Сочиняем, пересказываем, рассказываем (9 ч.: 7/2р.)



1. Обучение написанию поздравлений



2-3. Изложение «Подарок маме».

Подготовка поздравлений к 8 Марта. (При необходимости уроки передвигаются)


4. Изложение с выбором заголовка («Спасён!»)


5. Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики


6. Продолжение работы над текстовыми умениями


7. Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны


8-9. Совершенствование речевых и орфографических умений

орфографических умений


IV четверть


Состав слова

(«Как устроены слова?»)

(23 ч.: 23/6р.)


1. Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?»)


2. Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»


3. Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!»)


4. Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»)


5. Разграничение приставок и предлогов


6. Значение, употребление и написание суффиксов


7. Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов


8. Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)


9. Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов


10. Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов


11. Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)


12. Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов


13. Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?»)


14. Закрепление способа действия при выборе разделительного знака


15. Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений


16. Повторяем, готовимся к диктанту


17. Упражнение в решении орфографических задач


18. Тренировочные проверочные работы.


19. Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений



20-21. Контрольная работа


22. Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий


23. Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)


24. Упражнение в применении приобретённых знаний


25. Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?»)


26. Написание словесных картин



27. Продолжение работы над правильностью и точностью речи


28-29. О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка»)


Перелистаем учебник

(10 ч.: 4/.)


1. Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям


2. Написание поздравлений к окончанию учебного года


3. Викторины, игры в слова и со словами


4.Орфограммы безударных и ударных гласных


5. Орфограммы парных по звонкости и глухости согласных


6. Какие бывают предложения?


7. Как сделать текст хорошим


8. Родственные слова


9. Проверочный диктант


10. Итоговый урок: тесты, викторины








309-311



312-316


317-319




320-324





325-329




330-334



335-339




340-345








346-354




355-359



360-365



366-369



370-373



374-378





379-384



385-388



389-392




393-396



397-401



402-406



407-410







411-418







419-423




424-426





427-429






435



430- 434










436-441




442-444





445-446





447-450





451-456





457-462



463-466




467-471












472-473



474-475




476-477








478-480



481-482


483-485



486-487



488-489



490-492



493




494-495

- 496









497-502




503-508




509-514




515-520



521-525


526-528



529-530




531-534




535-537




538-542




543-546






547-551




552-555



556-559



560-563



564-565


566-569



570-571











572-574




575-577



578-580





581-584


585- 587



588-591








592-593







594- 595


100- 105

(1 часть)


106- 124



202- 215


247- 252


281- 299














Знать:

- понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;

- изученные орфограммы.

- способы подбора проверочных слов для названий предметов.

-понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова».

- опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;

- изученные орфограммы в корне.

- понятие «орфографическое правило»;

- способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости - глухости согласных в корне.

-правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.

- понятие «орфографические задачи»;

- правила письма с «окошками»;

- правила выполнения работы над ошибками.

-правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн].

- понятие «непроверяемые написания»;

- правила работы с орфографическим словарем.

-правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.

- как пишутся словарные слова;

- правила работы с орфографическим словарем.

- признаки текста и предложения;

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;

- подбирать проверочные слова.

- видеть «опасные места» в словах;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

- использовать способы подбора

- объяснять лексическое значение слова как способ проверки;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

- использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов;

- образовывать однокоренные слова

- объяснять лексическое значение слова;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи

- отличать проверочные и проверяемые слова;

- отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова

- видеть «опасное место» в слове;

- подбирать проверочные слова

к словам с безударными гласными и парными согласными в корне.

- выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок;

- составлять текст по плану и опорным словам

- выполнять правила работы

над ошибками.

-выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения;

- выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения;

- соблюдать орфоэпические нормы;

- писать словарные слова;

удвоенными согласными в корне слова;

- разграничивать проверяемые

и непроверяемые написания;

-без ошибок списывать несложный печатный текст;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике;

- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление);

-писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль;

- подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий

к конкретному тексту, объяснять свой выбор.




























































Знать:

-понятия «приставка», «суффикс».

-значение, употребление

и написание приставок.

-отличие приставок и предлогов.

- значение, употребление суффиксов.

-- алгоритм выделения частей слова

- способы действий при анализе состава слова.

- значение частей слова

- правила написания удвоенных согласных на границе частей слов.

- правила написания корней, приставок и суффиксов.

- орфограммы написания разделительных ъ и ь.

- правила выполнения работы над ошибками

- значение, строение и происхождение слов.

- признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

-- понятие «значение слова»;

- значимые части слова.

Уметь:

- выделять приставку и суффикс в слове;

- называть признаки приставки и суффикса

-- разграничивать приставки и предлоги;

- правильно писать приставки и предлоги

- правильно употреблять в речи суффиксы;

- анализировать и кратко характеризовать слово по составу

- выполнять разбор слова по составу;

- объяснять значение частей слова

- правильно писать двойные согласные на границе частей слова

- применять правила написания корней, приставок и суффиксов;

- выделять части слова;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

- употреблять разделительные ь и ъ.

- выполнять правила работы

над ошибками

- видеть «опасные места» в слове;

- правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне;

- выделять приставку, суффикс, корень в слове;

- работать со словарем;

- выполнять словообразовательный разбор;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания;

- указывать лексическое значение слова;

- работать с толковым словарем;

- подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Знать:

-изученные орфограммы

и пунктограммы.

-- понятие «значение слова»;

- значимые части слова.

-значимые части слова;

-признаки изученных частей речи;

-типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания;

- находить способ проверки написания

- указывать лексическое значение слова;

- работать с толковым словарем;

- подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова.

составлять и оформлять письменно поздравления








Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

- выполнять учебные действия в материализованной,

речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные:

- понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.











































































Личностные:

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

Регулятивные:

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

­- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

2. Логические:

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам



Личностные:

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

- понимание значимости хорошего владения русским языком,

Регулятивные:

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

2. Логические:

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач,- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.








- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками, таблицами, карточками, таблицами;

-практическая работа по

подбору проверочных слов, написанию изложения;

- решение орфографических задач;

- письмо по памяти;

- работа с правилами;

-работа с памятками;

- работа с демонстрационным материалом,

-решение грамматических задач;

- письмо под диктовку и списывание с печатного текста (35 - 45 слов);

- работа с моделями слов, предложений;

- работа с таблицей «Опасные при письме места»;

-антиципация (моделирование,

прогнозирование в начале урока);

-творческая работа по написанию поздравлений, составлению телеграмм, словесных картин, деловых текстов.









































































































































































- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

- соотнесение предметных, графических и символических моделей.

- знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр);

-практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах,

-работа с калькулятором.











































































- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

- соотнесение предметных, графических и символических моделей.

- знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр);

-практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах,

-работа с калькулятором.




























© 2010-2022