Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Тела и вещества»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Тела и вещества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа

Кызылского района Республики Тыва








Подготовила: учитель начальных классов

Сарыглар Руслана Кызыл-ооловна








2013 год


-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мастер-класс начинаем со счета: раз стакан, два стакан, раз яйцо, (опускаю в воду) два яйцо (опускаю в воду). Что заметили? -В одном стакане яйцо внизу, а в другом вверху, плавает. -Значит, мы видим ПЛАВАЮЩЕЕ яйцо. Почему яйцо плавает? (ученики высказывают свои мнения, если не отгадают дать попробовать воду в стаканах) -В первом стакане вода пресная, а во втором вода соленая. Только что я продемонстрировала исследование по теме «Тела и вещества» в 3 классе на уроке окружающий мир.

МЕНЯ ОДНУ НЕ ЕДЯТ,

А БЕЗ МЕНЯ МАЛО ЕДЯТ.

-Конкретно о каком веществе будем говорить? ( о соли)

-Молодцы! Только что мы увидели волшебную силу соли. Соль подняла яйцо.


ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОЛИ? Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь.


  • Соль - чистящее средство.

Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
  • Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.
  • Незамерзающая соль.
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налила в две чашечки воды, в одну добавила и размешала соль. Потом обе чашки поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставила воду в морозильной камере. Через два дня проверила. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
  • Соль - украшение акварельного рисунка.

С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов. Это может быть снег, дождь, просто рябь. Мы с сестрой нарисовали рисунки на Соль в народных приметах. С солью связано множество суеверий и примет, Одна из самых известных: просыпать соль - дурная примета. Много - много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал - это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Соль в народном творчестве. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой». Много народных загадок о соли сложено.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль) В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра. Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала». Несолоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

  • Солёное тесто.

Для того чтобы сделать это тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

Рецепт соленого текста:

  • 2 стакана муки

  • 1 стакан соли

  • примерно 125 мл воды

Полезный совет: Если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.
  • Аппликация из соли.

Нарисовала новогоднюю ёлку, рисунок покрыла клеем и посыпала цветной солью (покрасила гуашью). Когда аппликация высохла, лишнюю соль стряхнула. Чтобы соль не отклеивалась, побрызгали поделку лаком для волос. Другую аппликацию сделала из цветной бумаги и семян ясеня, а снег на веточках сделала с помощью клея и соли.
  1. Полезный совет:
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
  1. Выводы: Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

ПОЖЕЛАНИЕ: Уважаемые коллеги, желаю , чтобы вы НЕ СОЛОНО ХЛЕБАЛИ в творчестве педагога, а смогли съесть не один ПУД СОЛИ вместе с учениками.
Литература: 1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978
  1. Романовская А.Л. «Поделки из соленого теста», Минск «ХАРВЕСТ», 2006
  2. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008
  3. Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г. Дзержинск, 2009 г.
  4. Материалы детской передачи «Спокойной ночи, малыши», декабрь 2010 г.
  5. И. Балинская «Поваренок», «Домовенок», М., «Олма - пресс», 2002 г.
  6. Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.

Интернет-ресурсы:

  1. «Занимательные опыты на кухне» - adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

  2. «Страна Мастеров. Соль» - stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706

4


© 2010-2022