Урок русского языка на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)


Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными. Запишите число классная работа


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Актуализация знаний

Минутка чистописания Начнём урок с минутки чистописания. Для чего нужно проводить минутку чистописания? Слайд 2. Прочитайте слова. Вьюга, ручьи голубь, рожь, крылья, тюльпан, тополь, дочь. - Вы узнаете, какую букву будете писать, когда определите, что объединяет все эти слова

ь ьь ььь

Оцените свою работу сигнальной карточкой Ответы детей







- Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.


Слова, какой части речи вы прочитали.

Вспомним, что мы знаем о имени существительном.

(тренажёр)

Оцените свою работу сигнальной карточкой


- Все слова-имена существительные.

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе? - Какие слова отнесли ко второй группе? Слайд 3. Проверь себя! вьюга голубь ручьи тюльпан крылья тополь - Что вызвало затруднение?

-Их мы вынесем в отдельную третью группу.

Оцените свою работу сигнальной карточкой




- Три.
-С мягким раздели- тельным знаком. - С мягким знаком - показателем мягкости.

- Не знаем в какую группу отнести слова рожь, дочь III Постановка проблемы. 1)осознание противоречия; 2)формулировка учебной задачи


- Понаблюдайте ещё за несколькими словами. (Электронное приложение игра «Группа слов») - К какой части речи принадлежат слова?
- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках - Чем отличаются эти существительные с шипящим на конце?

- Какой возник вопрос?


-Сформулируйте тему урока. Слайд 5 Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»


Читают слова, размышляют.

Это имена существительные. - Заканчиваются на шипящий.
- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. - Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?


IV.Открытие нового знания. Поиск решения проблемы; выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог.


Как вы думаете от чего зависит написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих?
(Электронное приложение игра «Группа слов») -Давайте проверим первую гипотезу. Определите число имен существительных. -Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос? -Проверим вторую гипотезу.


Распределите слова по корзинам. (работа в группе) -Что заметили?








Оцените свою работу сигнальной карточкой


Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного; Выполняют задание -Определяют число. . -Нет. -А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного. Учащиеся определяют род. - Существительные дочь,рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак. Существительные врач,ножмужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет. -


V.Включение нового знания в систему знаний. Выражение решений; выражение новых знаний научным языком


Где мы можем проверить правильность высказывания? Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило которое приготовила для вас Мудрая Сова (или прослушать электронное приложение) -Ребята приготовили для вас сказку

Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят:

- Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож.

И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: " Женщины всегда добрые, как мама". И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.
-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?





-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?


-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?


-А теперь можем ответить на поставленный вопрос? -Какое открытие мы сделали?

Слайд №6 повесить таблицу


-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного?


В учебниках Учащиеся читают правило.

Дети показывают сказку.




На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. -Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных. -Почему в одних случаях на конце существительных после шипящих пишется ь знак, а в других нет? -Да, можем.
-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется. -Да, можем.

Физминутка

Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.


VI.Первичное усвоение новых знаний

1 группа упр.54 с. 32

2 группа упр.49 с.24 рабочая тетрадь

Следующее задание на карточках. Вы можете советоваться друг с другом. При выполнении можете обратиться к помощи таблицы

Слайд 6

Женский род(она, моя) ---чь

--жь

-- шь

-- щь

Мужской род(он, мой) -- нет ь

2. Карточки. (работа в паре)

-Вставьте пропущенные буквы, укажите род имен существительных.

Весёлая молодёж…, колючий ёж…, скорая помощ.., тёплый плащ…, хорошая реч…, серая мыш…, лесная глуш…, ночная тиш…, солнечный луч….

-Назовите только существительные женского рода. Какая у них особенность?

Оцените свою работу сигнальной карточкой


VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра « Покормите птиц зимой!

- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова.

1 группа

Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, доч…, силач…, сторож…, чертёж… .

2 группа

Определите род у существительных: молодёжь, шалаш, мышь, брошь, малыш, дичь, рожь, кирпич.

Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников.

Слайд

м.р. ж.р.

Товарищ, вещь,

ж.р м.р

помощь, клещ,

ж.р м.р

дочь, силач,

М.р. м.р.

сторож, чертёж .

2 группа

Определите род у существительных:

ж.р м.р

Молодёжь, шалаш,

Ж.р. ж.р

мышь, брошь,

м.р ж.р.

малыш, дичь,

ж.р. м.р.

рожь, кирпич.

Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку - около кормушки.

Резерв (электронное приложение)

- Что помогла выполнить работу без ошибок?

Оцените свою работу сигнальной карточкой


VIII.Рефлексия учебной деятельности. (контроль и оценка усвоения новых знаний)

- Какую цель мы перед собой ставили?

Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Оцените свои достижения сигнальными карточками.

-Все понял. Со всеми заданиями

справился без затруднений.

Понятно, но есть некоторые

вопросы, сомнения.

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?


VII. Итог урока

Домашнее задание

Упр.52 с. 31







© 2010-2022