Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Занятия по пересказу Особая роль пересказа в формировании связной монологичес­кой речи детей подчеркивается многими исследователями: В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Э. П. Коротковой, Ф. А. Сохиным и др., как в об­щей дошкольной, так и специальной педагогике. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высоко­художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР. При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомога­тельные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и по­мощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ ил­люстраций, последовательно отражающих содержание произведения. а в дальнейшем - отдельных иллюстраций с изображением персона­жей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года они учатся сос­тавлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед на­чалом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал, Эффективным при обучении пересказу являются прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять "иллюстративное панно" с красочным изображением обстановки и ос­новных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Перечисленные методичес­кие приемы просты и доступны для практики работы с детьми с ОНР. В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка граммати­чески правильной речи, усвоению различных языковых средств по­строения связных высказываний. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ; упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом, воспро­изведение конкретного лексического материала текста в форму иг­ры-упражнения "Кто лучше запомнил?" и др. Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым мате­риалом пересказываемых произведений. Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: - усвоение нормативных основ построения фраз различных син­таксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; - развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях. На первом году обучения отрабатываются следующие ведущие структуры: простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства, определения; осложненные конструкции с двумя однородными сказуемыми или дополнениями; сложносочиненные предложения с союзами "и", "а" и сложноподчиненные с придаточными предложениями. На втором году обучения на занятиях по пере­сказу обращается внимание на овладение детьми навыками построе­ния предложений с несколькими однородными сказуемыми, выражен­ными глаголами прошедшего времени совершенного вида.

Обучение рассказыванию по картинам Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматичес­ки правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строит­ся с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и осо­бенностей психического и познавательного развития. Это касает­ся проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, струк­туры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внима­ние приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др. В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным карти­нам с изображением нескольких групп действующих лиц или нес­кольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т.д.).
  2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику кар­тин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения ре­комендуется усложнение заданий. (Серии карти­нок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова и др.) 4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д. 5. Описание пейзажной картины. Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирова­ние грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретно­го картинного материала в соответствии с задачами каждого пе­риода обучения.

Обучение описанию предметов Описание - особый вид связной монологической речи. Комму­никативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воз­действие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зри­тельного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, вни­мания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выде­лять и сопоставлять существенные признаки предмета, объеди­нять отдельные высказывания в связное послед звательное сообще­ние. При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предме­тов ставятся следующие задачи: - формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, - развитие обобщенных представлений о построении расска­за-описания предмета; - овладение языковыми средствами, необходимыми для сос­тавления описательного рассказа.

Обучение рассказыванию с элементами творчества Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рас­сказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой. Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отно­шений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к но­вой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам отно­сятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и заверше­ния рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему. Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах пост­роения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

© 2010-2022