Конспект по русскому языку на тему Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2 класс УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка, применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

Ход урока.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Слайд 1.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок!

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем!

- Поприветствуйте партнёра по плечу улыбкой, а партнёру по лицу дайте «пять».

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

а) Правила посадки.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

б) - Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Целый час жужжит уже

На цветочке буква ...

Жж

- Из каких элементов состоят буквы Ж заглавная и строчная?

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

а) Разгадывание загадок.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке. (cнежинка)

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век (ужи)

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

Не проглотит лишь ерша (щука)

Он хорош для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)

Деревянные гонцы,

Словно братья-близнецы!

На лыжне вдвоём всегда,

Друг без друга никуда! (лыжи)

На 2 слайде: Ужи

Снежинка

Чайник

Щука

Щавель

Лыжи

б) Определение темы урока

- Ребята, прочитайте все слова, что интересного заметили?

- Назовите тему урока.

V. Актуализация и пробное учебное действие.

- Ребята, а как можно назвать согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ?

- Подумайте, почему их так назвали?

- Произнесите эти звуки, послушайте себя.

- Какие из них твердые? (Ж, Ш)

- Какие мягкие? (Ч, Щ)

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Они во все щели заглядывают, ищут, шуршат. Нашли уже многих, но не могут найти Ы, Ю, Я. Весь день искали и усталые пошли домой. Смотрят, а Ы, Ю, Я сидят, смеются, чай пьют. Обиделись на них шипящие - с тех пор дружить с ними не стали. Никогда они вместе не стоят, только так: ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

- Соедините эти буквы на доске в пары дружбы. Слайд 3.

Ж Ш Ч Щ

Ы И У Ю А

Работа по теме урока.

- Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему урока.

- Знакома ли нам эта тема?

- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме? (ответы детей)

- Давайте сформулируем цель нашего урока (повторить, закрепить…..)

- Каким образом можем достичь этой цели? (выполняя упражнения, повторяя правила, записывая слова)

Работа с правилом на с.11.

Первичное закрепление.

а)Упр.11. - объясните смысл пословиц.

(3 ученика по очереди работают у доски)

б) Словарная работа слова «товарищ».

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Толкование слова товарищ.

-Какой может быть товарищ? (верный, надёжный…)

-Запишите слово товарищ в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную букву.

- Назовите слова близкие по смыслу. Как называются такие слова? (синонимы), ( друг, приятель…)

-Придумайте предложение со словом товарищ.

Физкультминутка.

Закрепление.

а)Упражнение 12 - устное выполнение.

б) Упражнение 14 - самостоятельная работа с проверкой, 2 ученика работают на обратной стороне доски.

- В каких словах буквосочетания являются слогом, а в каких частью слова? Записать слова, в которых выделенный слог является безударным.

- Проверка: открывается доска, проверяется.

Самооценка на полях

Рефлексия.

-Вспомним весь урок.

- Кто считает, что урок был важным для вас?

- Кому было сложно?

- Всё ли вам было понятно?

- Кто сможет рассказать о правописании гласных после щипящих?

- Спасибо за урок, вы хорошо поработали.

Оценивание учащихся.

XI. Домашнее задание.

Упр.13, с.11 выучить правило.

© 2010-2022