Внеклассное мероприятие Праздник встречи весны

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Праздник встречи весны.


Автор: Кострикина Елена Ильинична


Место выполнения работы: МОУ гимназия №12 г. Волгограда




























Цель: 1) познакомить детей с жизнью русских людей в далёком прошлом, с их будними и праздниками;

2) показать особенности встречи весны на Руси, раскрыть своеобразие народного фольклора;

3) помочь детям увидеть красоту наступления весны после долгой и холодной зимы, пробудить в них новые чувства, желание любви, надежды и ожидания светлого будущего.

Оформление праздника: праздничная декорация «Март- утро года», костюмы для сорочат и сороки, Костюм Весны, плакаты к датам народного календаря месяца марта, народные инструменты, веточки с первыми вестниками весны, презентация «Март в природе» под музыкальное сопровождение.

Ход праздника

(Дети стоят в два полукруга). 1вед: Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. 2вед: Праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущения полной жизни.У русских людей праздники, обычаи, традиции были связаны с природой. ( Звучит музыка «Март- утро года», выходят 5 детей, читают стихотворения под музыку.) 1. Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шелестит. 2.Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. (Три ученика считают стихотворение без музыки). 3.Вот он март: югом веет, старого греет, а иногда и морозом хвалится! Первый месяц весны. А когда-то был он и первым месяцем года. 4.Слово март - не русское слово. Оно пришло к нам из Византии. Март, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. 1.Март - не весна, а предвесенье. ( Музыкальная вставка.) 1 марта Маремьяна - кикимора. ( Выходит кикимора) Да, это я. По-разному представляли меня русские крестьяне: кто женой домового или лешего, малой уродливой старушкой. Я помогала, но бывало, даже вредила хозяевам - по настроению. (Кикимора убегает.) Раньше на Руси в этот день встречали Новый год. Если в этот день весна разгульная, обманет, верить нечего. Пришел марток - надевай семеро порток. 3 марта Весна днём красна. Март у матери зимы шубу купил, а через три дня продал. Говорят, в этот день можно увидеть вылет бабочек-крапивниц. 6 марта Тимофей. Выходили в этот день на улицу старики , на печи зиму коротавшие . 1дед: Эй, Ефим, здорово! Не слышишь, что ль после зимы зимы? 2дед (Не слышит) Ась? 1дед: Здорово, говорю! 2дед: Здорова моя корова! 1дед: А ты как? Как твои силы молодые? 2дед: Да вот всё ничего, да радикулит замучил! (Садятся на скамейку.) 1дед: Как зимовал-то? 2дед: Холодно было. Печь топил два раза в день. 1дед: Ну, вот, слава Богу! Перезимовали, до тепла дожили. 2дед: А ты знаешь, ведь сегодня праздник! 1дед: Да? А какой? 2дед: Тимофей - Весновей - уж тепло у дверей. Дожить до Весновея, а там зима не страшна. Весновей теплом веет, стариков греет! 1 дед: Вот и погреемся на солнышке. 7 марта Маврикий. На Маврикия грачи прилетают. Если перелётная птица течёт стаями - к дружной весне. 8 марта Международный женский день, а по настоящему календарю - Поликарп. В этот день частенько возвращаются морозы « Март месяц любят куролесить: морозом гонится и на нос садится» Но зима уже проходит. ( Дети встали, поют песню» Вот уж зимушка проходит») 1Вот уж зимушка проходит, 4. Тёплый луч на снег бросает, Белоснежная проходит, От него снежок растает Люли, люли проходит.(2 раза) Люли, люли растает(2 раза) 2Снег и холод прочь уводит, 5.Почернеет на дорожках. Весну красную приводит. Побежит ручьём в канавках. Люли, люли приводит(2 раза) Люли, люли в канавках.(2 раза) 3Встаёт солнышко пораньше, 6.Прощай, саночки, конёчки, Светит красное подольше. Наши зимние дружочки. Люли, люли подольше. (2 раза) Люли, люли дружочки.(2раза) (Звучит музыка.) 11 марта Весна продолжает наступать. Крестьяне внимательно наблюдают за природой: если ранней весной сверкает молния, а потом грома не слышно - лето будет сухое. Первый гром весной - признак наступающего тепла. - Ребята, отгадайте загадку: «Шуба лежит, а сама до воды бежит» Что это? (Тающий снег). 13 марта Василий-капельник. (Выходят две бабушки) 1.-Слышь, Матрёна, в саду давно была? 2.-Да рано ещё! 1.-Как рано? На дворе звенит капель. 2.-Ну и чего? Звенит и звенит себе. 1.-Да как чего? В саду по приствольным кругам у деревьев можно определить, какая будет весна. 2.-Да ну, а как? Расскажи мне! 1.-Слушай: крутые края у кругов возле деревьев - так крута весна будет, а если полога - весна протяжлива. 2.-Поняла! Собирайся, побежали в сад! (бабушки убегают) 6.Солнышко в марте пригревает всё сильней. Упал сосулькой март к ногам, И потекли ручьи по склонам Навстречу солнцу и ветрам С неумолкающим трезвоном. ( Игра «Ручейки») 1вед. Появилось много ручейков, а начались ручейки с капелек. Вы все капельки. Каждая капелька нашла себе место под солнышком: лежит и греется. 2вед. Но вот она соединилась с другой капелькой, с третьей, с четвёртой, и это уже не капельки, а - ручейки. (Дети разбежались по залу. Под флейту двигаются свободно, не задевая друг друга, на сигнал капелька увеличилась - уже по трое, четверо.) 2вед. Вот какая на Руси хорошая игра в ручеёк! 14 марта Евдокия. ( Выходит Евдокия.) Я, Евдокия, - замочила подол, под порогом мокро. Евдокия пришла - лужицу затеяла: соху точить, борону чинить. Меня на Руси называют хранительницей ключей от весенних вод. ( Достаёт связку ключей.) Захочу - рано пущу воду,прогневаваюсь- заморожу . По этому дню погоду на весну и лето загадывают. 1.-С Евдокии погоже - всё лето пригоже. 2.-Евдокия красна - вся весна красна. 3.-Если на Евдокию капли с крыш, теплое лето будет. 4.-Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья - 6 мая наестся. 5.-На Евдокию - вода, на Егорья - трава. 17 марта Герасим - грачевник (звучит музыка прилёта птиц) грачей пригнал. Увидел грача - весну встречай. 19 марта. В этот день прилетают белые аисты и приносят замечательные подарки. (Под музыку влетают «аисты» и приносят подарки.) 22 марта (Выходят 2 ученика) 1 ученик: День весеннего равноденствия, когда день, с ночью равняется. 2 ученик: И не только. 22 марта - день сорока мучеников Севастийских,- вторая встреча весны. 1ученик: А первая когда была? 2ученик: Да разве не помнишь? Давай спросим у ребят.15 февраля - Сретенье-граница между зимой и весной. На Сретенье кафтан с шубой встретились. Помнишь, закликали Солнце: «Солнышко- вёдрышко, выгляни красное, из-за горы, выгляни, Солнышко до вешней поры» 1 вед: С наступлением второй половины марта люди пели песни на улице, чаще всего сидя на брёвнышках или скамейках, в таких местах, откуда песня звучала особенно «гласно», чтобы её слышали в соседних деревнях. (Две хоровые группы на «брёвнах» начинают песенную перекличку, как бы подзадоривая друг друга своим исполнением.) 1группа - «Солнышко», «Ванька-комарок.» 2группа - «Петушок», «Огуречик» «Солнышко.» Солнышко, солнышко, выгляни на брёвнышко, там детки сидят. «Петушок» Петушок, петушок, выгляни в окошко, дам тебе горошка. «Ванька - комарок» Ванька, Ванька-комарок, улети на небко, там твои детки, кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной. « Огуречик» Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мушка живёт, тебе хвостик отгрызёт. 2вед: В народе долго живёт поверье. Считалось, что с мартовской оттепелью, 22 марта, прилетают к нам разные птицы - 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. ( Дети исполняют весеннюю закличку «Жаворонки») Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам! Принесите нам Лето тёплое! Унесите от нас зиму холодную. Нам зима холодная надоскучила, Руки, ноги обморозила. Вед: В этот день,22марта, крестьяне пекли особое печенье - «птушки» (Жаворонки, кулички) Вед: Очень радовались в этот день дети прилёту жаворонков. А вот и жаворонки, услышали нас и прилетели к нам с юга. (Учитель раздаёт детям птичек - жаворонков на шестах, дети поют песню, подымая ввысь жаворонков.) «Жаворонки прилете Весну красну отмыкали, Серы снеги покатились, В речках воды появились. Вы не троньте песок, Не тупите свой носок, Пригодится ваш носок На овсяный колосок! (Дети сели на стульчики) 7.Март - это лёгкий воздух радости пробуждения природы. Во второй половине марта на Руси ждали весну, её звали, кликали. (Выходят три ученика) 8.Весна, Весна красная! Приди, Весна с радостью, 9.С радостью, с радостью, С Великой милостью. 10.Со льном высоким, С корнем глубоким, 8.С хлебами обильными! С калиной-малиною! 9. С чёрной смородиною, С грушами, со яблочками! 10.С цветами лазоревыми, С травушкой - муравушкой! (Выходит Ерёма с балалайкой в руках, сценка Фомы и Ярёмы). Ерёма: Эй, Фома! Фома: ( Из-за кулис) Чего Ерёма? Ерёма: Разгони тоску и дрёму Пробуждайся ото сна, К нам торопится Весна! Поскорей слезай с печи! (Выходит Фома в руках ложки) Фома: Слез давно я. Не кричи. Балалайку доставай, Плясовую нам сыграй! Ерёма: Заиграй-ка балалайка! Балалайка - три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны! Фома: Ветер дует, ветер дует, Ветерочка не унять, Лапти новые надену, Побегу весну встречать. Ерёма: (Выкрикивает) Хватит реки льдом ковать! Лес морозить, птиц пугать! Приходи, Весна, скорей- Зажурчит опять ручей. 11. Нету без гармошки пляски, Небылицы нет без сказки, 12.Посиделок без подружки, А веселья без частушки! (Весенние частушки исполняет группа детей).

  1. В нашем славном Волгограде
На окошках цветики,

Ну, а мы, лихи ребята,

Чистые портретики.

  1. Пойду - выйду на ледок, 4)Ах, на небе облака

На холодный ветерок, Кучевые, белые,

Погляжу я на дружка - Вот и зиму проводили

Согреюсь, как от солнышка. Подругу оголтелую,

  1. Греет, греет меня солнце 5)Кабы не было погоды,

Пуще летнего весной. Не крутил бы белый снег,

Ветерок весенний дует Петь, плясать и веселиться

И ласкает нас с тобой. Не устанем мы вовек.

6) Мы кончаем петь частушки Все кричат: Весна-красна!

До другого вечера, Тёпло солнышко!

Нам пора Весну встречать, Приди скорей!

Крикнем дружно, весело: Согрей детей!

(4 девочки исполняют русский народный танец, выход Весны) Весна: Вы меня, Весну - красну, звали - зазывали? Знаю, как я вам мила, Как - меня вы ждали! Снег да холод прогоню, Тепло с юга принесу, Побегут кругом ручьи, Брызнут солнышка лучи! ( Дети исполняют песню «Весна красная») Весна красная, Ты замкни, Весна, Тёпло леточко, Зиму лютую, Вот пришла Весна, Отомкни, Весна, Весна красная, Тёпло леточко, Принесла Весна Зароди, Весна, Золоты ключи. Жито густое, колосистое. Чтоб было с чего кашу варить, чтоб было с чего пирогов напечь. Дети: Весна - красна, на чём пришла? Весна: На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочке, На ржаном колосочке. Дети: Весна - красна, на чём пришла? На жёрдочке на тоненькой, На досочке, на славненькой, С хлебами обильными, Со льном высоким. (Две группы ребят исполняют хоровод с Весной.) Дети: Ох, ты, матушка Весна! Ты нам радость принесла? Весна: Принесла я вам весну, Красным девкам скукоту, Добру молодцу печаль. Дети: Весна-красна, Что ты нам принесла? Весна: Соху, борону и кобылу ворону, Солнца клочок, соломки пучок, Хлебушка краюшечку И водицы кружечку… Дети: Весна, где бывала? Весна: В лесу зимовала, огород городила, Капусту садила, цветы заводила. Дети: Весна красная, долгожданная! Где ж ты так долго бродила? Весна: С зимою лютою повстречалася, Растопила её сердце хладное, Напоила землю - матушку Дети: Пришла мать, Весна красная! Весна красна, дни тёплые! (Дети садятся на стульчики) Весна: А сейчас я загадаю загадки. А ну-ка, кто отгадает? *Была белая да седая, пришла зелёная молодая. (Зима и весна.) *Волшебной палочкой взмахнёт - в лесу подснежник расцветёт. (Весна) *Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал. (Птица) *Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг. ( грач) Весна: А какие вы знаете мартовские пословицы? Март зиму кончает, весну начинает; Март неверен; то плачет, то смеётся; В марте и спереди, и сзади зима; Весеннее солнышко землю воскрешает; Март и снегом сеет, и солнцем греет. Весна: И это вы знаете? Знаете ли народные приметы, по которым можно узнать погоду? Народные приметы: Рано затает - долго не растает; Ранняя весна - летом будет много непогожих дней; Длинные сосульки - к поздней весне; Весной ледок, что молоденький умок; Март сухой, да мокрый май - будет каша и каравай; Туманы в марте - к дождливому лету; Сухой март обещает плодородный год, а дождливый - неурожай. Весна: Ребята, умеете ли вы играть? 1 Вед: Игра - спектакль «Сорока - Белобока» (Под музыку вбегают три птички, с окончанием музыки они останавливаются и имитируют игру на трубе, звучат фанфары.) Музыка - фанфары (2 раза) Три птички (Вместе): Чики-чики - кички, берёзовые лычки. 1 птичка: Летели три птички, собой невелички. Как они летели, все люди глядели, Как они садились, все люди дивились! (В это время сорочата выставляют стол, стулья, рассаживают вокруг стола, готовясь к обеду. Сорочата стучат ложками по столу. Звучит весёлая музыка.) 2 птичка: Как Сорока-Белобока на заре вставала, 3 птичка: На заре вставала, стряпню затевала. Сорока: Я, Сорока-Белобока, кашу варила, деток кормила. ( Сорока варит кашу, помешивает, сорочата подают ей чашки, Сорока раздаёт кашу и приговаривает) Этому дала чашку, этому дала ложку, этому дала поварёшку.Положила каши всем понемножку. (Сорочата едят кашу, причмокивают, двое пытаются съесть чужую кашу, Сорока воспитывает их жестами) Кашу на пол не бросайте, клюв салфеткой вытирайте (весёлая музыка) (Сорочата доедают кашу, а Сорока улетает под музыку) Сорочата: *После праздника нам нужно за работу взяться дружно. *Я цветочки все полью! Чашки, ложки уберу! *В руки веник я возьму и квартиру подмету! * Наша мамочка придёт, ни пылинки не найдёт! (Вместе со словами сорочата убирают стол, стулья.) (Собирают мусор веником, уходят. Звучит спокойная музыка) 1 птичка: Сорока-Белобока, где была? (Влетает Сорока) Сорока: Далёко! Кашу варила, на стол становила, на крыльцо скакала, гостей поджидала. (Сорока улетает) 1 птичка: А Ворона-Барабона по лесу летала, на Сорокину стряпню гостей созывала (Ворона вылетает из зала, жестами приглашает в дом к Сороке) Ворона: Ой, вы пташечки-канареечки! Вы слетайтеся, собирайтеся, Нынче у нас праздник, шумное веселье: У Сороки-Белобоки в дому новоселье. (Журавль выходит из зала) Журавль: Я, Журавль, услышал, из болота вышел, Сапоги начистил, в гости отправился! ( Из зала квакают, скачут 2 лягушки) 1 ляг: Мы лягушечки ква-ква, как зелёная трава. 2 ляг: Голоса настроили, в гости отправились! 1 птичка: По широкой улочке маршируют уточки. Топают вразвалочку, крякают считалочку. (Под музыку выходят 4 уточки, поют один куплет и припев) Мы, уточки, мы, уточки, мы топаем по улочке. Идём себе вразвалочку и крякаем считалочку. Кря-кря-кря, кря-кря-кря, что нам реки и моря. Раз, два, три, четыре, пять, нас водой не испугать. 1 птичка: Тут Сорока- Белобока на порог скакала, Дорогих своих гостей в горницу пускала. Сорока: Вот, друзья, мы здесь живём! Гости (хором): Ах, какой красивый дом! Много здесь игрушек, звонких погремушек. Комнаты все светлые, стены разноцветные. Стульчики дубовые, занавески новые. Ложки расписные, яркие, резные. 1 птичка: И пошёл тут пир - шумное веселье. Гости (хором): У Сороки - Белобоки в доме новоселье! (Под весёлую музыку все пляшут, музыка стихает, дети выстраиваются в 4 ряда, берутся за руки и одновременно кланяются зрителям.) Вед: Вот и сказка отзвучала, мы начнём её сначала. Или новую начнём? Но сначала отдохнём. (Дети сели на стульчики.) Весна: Молодцы, дети, садитесь! Счастья будет вам горой, Урожая - воз большой, на столе всегда пирог! Лёгких вам всегда дорог! (Звучит музыка, Весна читает слова под музыку) Весна: За всё я вас благодарю! Всех я ответно одарю! Ну-ка, Солнце, засияй! Снег на всей земле растай! (Под музыку дети выстраиваются полукругом.) 12. Наступление весны после долгой и холодной зимы пробуждает новые чувства, желание любви, надежды и ожидания чего-то светлого. 13. Снова крепнут дремавшие силы; новой жизни приходит пора. И становится всё так возможным, что мечтою казалось вчера! 14. И сердце сильно так в груди стучит, как будто ждёт чего-то, Как будто счастье впереди. И унесла зима заботы.
1 Вед: Уходят холода - справляется с зимней тьмой март. Скоро и апрель, а затем - май. 2 Вед: С каждым днём пробуждается, радуется природа, а вместе с природой радуется и преображается человек. (Звучит музыка, праздник окончен).

© 2010-2022