Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наук

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»

«Рассмотрено» на заседании «Утверждено»

Экспертного совета Директор МКОУ ООШ

отдела образования администрации с. Венцелево

муниципального образования Н.П.Кузнецова____________

«Ленинский муниципальный район»

«_____»___________20____г. «_____» _________20____г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

в 1 классе

духовно-нравственного направления

«Школа вежливых наук»

Составитель: Олейник Елена Михайловна,

учитель начальных классов,

2 квалификационной категории










2012-2013 учебный год

1. Пояснительная записка к программе

«Школа вежливых наук» Программа «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся в 1 классе в рамках введения в начальную школу федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Темы, предлагаемые программой «Школа вежливых наук» к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни - важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

  1. Программа по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и в соответствии с программой по духовно-нравственному направлению основной образовательной программы МКОУ ООШ с. Венцелево. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Данная программа способствует духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию личности ученика. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
  2. Программа - нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).


  1. Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Нормативно-правовая и документальная основа программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.

Цели программы:
1. Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников. 2. Развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи программы:
  • Обучить навыкам общения и сотрудничества.
  • Формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения.
  • Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
  • Знакомить с миром человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Принципы программы:

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наукНепрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наук Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наукЕдинство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наукСистемная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наукСочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наукЦеленаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

Направления реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 2 часа в неделю.

Предусмотренные программой «Школа вежливых наук» занятия рассчитаны на 6,5 - 7-летних ребят и предназначены для реализации в отдельно взятом классе.


Базовые формы учебных занятий:

1. Информационные.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Занятия - практикумы.

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевые игры.

Место проведения занятий - классная комната во внеурочное время, СДК

с. Венцелево, сельская библиотека.

Содержание программного материала программы

1. Я среди людей (14 час). Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.

2. Речевой этикет (15 час). Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа.

3. Культура поведения (27 час). Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать подарки. Как правильно разговаривать по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Как вести себя в Храме. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

4. В мире сказок (8 час). Добро и зло в сказках. Сказки - волшебство, чудо и правда. Сказка - ложь, да в ней намек.

5. Итоговые занятия (2 час). Что мы узнали и чему научились.




Формирование универсальных учебных действий

в результате освоения программы


ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ


Самоопределение:

-учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-учиться объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-учиться самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Смыслообразование:

- формирование положительной мотивационной основы познавательной деятельности, включающей в себя социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

Морально-этическая

ориентация:

-учиться осознавать себя членом общества и государства (россий­ской идентичности),

- формирование чувства любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

-учиться осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценно­сти,

-формирование нравственных представлений и этических чувств; культуры поведения и взаимоотношений с окружающими

Регулятивные:

- соблюдать пра­вила вежливого поведения и речевого общения на уроках и вне урока;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию);

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Коммуникативные:

- работать в паре и группе с товарищами;

- уметь слушать, вступать в разговор, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в используемой на занятии литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-формирование умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать

-освоение навыков культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений;

- проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

- активное участие в альтруистической деятельности,

- проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

- формирование умения наблюдать и объяснять, как люди помогают друг другу жить;

- формирование умения оценивать правильность поведения людей в социальной среде;

- формирование умения оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Уровни образовательных результатов

Результатом усвоения программы является:

1 уровень:


1. Знакомство с основными моральными нормами поведения и ориентация на их выполнение.
2. Знакомство с нормами здорового образа жизни.
3. Ориентация на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
4. Знакомство с основами этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России.
5. Формирование этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
6.Знакомство с основами экологической культуры: принятие ценности природного мира, формирование умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

7. Формирование потребности соблюдать правила культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;




Тематический план



Темы

Количество часов


Всего

Теория


Практика

1

Я среди людей

14

4

10

2

Речевой этикет

15

1

14

3

Культура поведения

27

10

17

4

В мире сказок

8

1

7

5

Итоговые занятия

2

1

1


ИТОГО


66

17

49
























Календарно-тематическое планирование занятий

Дата

по плану

Дата

факт.

Тема занятия

Теоретические сведения

Практическая деятельность обучающихся

Раздел.1. Я среди людей (14 час)


1





Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена

Практикум «Как я владею навыками личной гигиены»

2





3



4




Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени

к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку

Анализ проблемных ситуаций

5



6




Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения

Сюжетно-ролевая игра «Роль речи

в нашей жизни»

7



8


Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа

Просмотр презентаций. Создание компьютерной презентации «Наш класс»

9




10



11




Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями

Моделирование проблемных ситуаций

12



13



Бескорыстие

в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь

Конкурс стихотворений

о дружбе

14



Верность слову

Понятия «верность слову», «честь»

Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову

Раздел 2. Речевой этикет (15 час)

15





Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям

Просмотр видеороликов сети Интернет

16



17




Роль мимики, жестов и позы

в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям

Игра «Угадай

по мимике мое настроение»

18



19



О вежливых словах и их применении

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении

Составление Памятки вежливых слов.

Разыгрывание ситуаций

20



21



Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство

с правилами знакомства, представления и обращения

Разыгрывание ситуаций

22



23



24



Правила приветствия и прощания

Знакомство

с правилами приветствия и прощания

Моделирование ситуаций

25



26



Правила извинения и просьбы

Знакомство

с правилами извинения и просьбы

Разыгрывание ситуаций

27



28



Правила благодарности и отказа

Знакомство

с правилами благодарности и отказа

Моделирование ситуаций

29



Раздел 3. Культура поведения (27 час)

30



Отношение

к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи

в семье. Русские традиции отношения

к старшим

Составление родословной семьи.

Проект «Традиции и обычаи в моей семье»

31



32



Отношение

к учителю

Этикет в общении

с учителем

Проблемная ситуация: как надо относиться

к учителю?

33



34



Отношение

к малышам

Помощь и забота

по отношению

к маленьким

Проблемная ситуация: как надо относиться

к малышам?

35



36



Как вести себя

в школе,

на переменах

Знакомство

с правилами поведения на переменах

Веселые инсценировки.

Организация и проведение коллективных игр на перемене. Выполнение правил и условий игры. Распределение ролей в игре. Разучивание считалочек

37



38







Правила поведения

в столовой,

за столом

Знакомство

с правилами поведения в столовой, за столом.

Правила обращения со столовыми приборами

Ролевая игра «Мы

в столовой».

Тренировочные упражнения «Накрываем стол», «Как обращаться

с ножом и вилкой», «Зачем нужна салфетка»

39



40








Правила поведения

с гостями,

в гостях, приглашение гостей

Знакомство

с правилами поведения в гостях

Разыгрывание ситуаций «Мы

в гостях».

Изготовление «Приглашения» (аппликация, рисунок).

Упражнение

в составлении сценария семейного праздника

41



42





Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки

Разыгрывание ситуаций.

Изготовление подарка другу своими руками.

Поздравительная открытка

43



44



Как правильно разговаривать

по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство

с правилами общения по телефону

Ролевая игра

«Мы говорим

по телефону»

45



46





Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство

с правилами поведения в общественном транспорте.

Ролевая игра «Мы

в общественном транспорте»

47



48



Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения

в общественных местах

Посещение магазина, почтового отделения

49



50



Правила поведения

в театре и кино

Знакомство

с правилами поведения в театре и кино

Моделирование ситуаций.

Посещение кинотеатра «Родина»

в г. Биробиджане.

Экскурсия

в филармонию

г. Биробиджана

51



52



Поведение

в библиотеке и

в музее

Знакомство

с правилами поведения в библиотеке и музее

Экскурсия

в областную библиотеку и областной краеведческий музей

53



54



Как вести себя

в Храме

Знакомство

с правилами поведения

в храме

Посещение православного храма в с. Ленинское

55



Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди

с ограниченными возможностями».

Проявление чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни

56



Раздел 4. В мире сказок (8 ч.)

57



Добро и зло

в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.

Слушание сказок и их обсуждение.

Конкурс инсценированной сказки.

Викторина «Русские народные сказки»

58



59



Сказки - волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает

Слушание волшебных сказок и их обсуждение.

Сочинение волшебной сказки

60



61



62



Сказка - ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду - плохо. Победа правды над кривдой в сказках

Слушание сказок и их обсуждение.


63



64



Раздел 5. Итоговые занятия (2 ч.)


65




Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

66





Используемая литература:

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
журналы «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наук

© 2010-2022