- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наук
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа вежливых наук
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Олейник Е.М. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»
«Рассмотрено» на заседании «Утверждено»
Экспертного совета Директор МКОУ ООШ
отдела образования администрации с. Венцелево
муниципального образования Н.П.Кузнецова____________
«Ленинский муниципальный район»
«_____»___________20____г. «_____» _________20____г.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
в 1 классе
духовно-нравственного направления
«Школа вежливых наук»
Составитель: Олейник Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории
2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка к программе
«Школа вежливых наук» Программа «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся в 1 классе в рамках введения в начальную школу федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Темы, предлагаемые программой «Школа вежливых наук» к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни - важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
- Программа по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и в соответствии с программой по духовно-нравственному направлению основной образовательной программы МКОУ ООШ с. Венцелево. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Данная программа способствует духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию личности ученика. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Программа - нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
- Воспитательные идеи программы:
-
Старайся делать добро!
-
Бойся обидеть человека!
-
Люби и прощай людей!
-
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
-
Познай мир и себя!
-
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Нормативно-правовая и документальная основа программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Цели программы:
1. Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников. 2. Развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи программы:
- Обучить навыкам общения и сотрудничества.
- Формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения.
- Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
- Знакомить с миром человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 2 часа в неделю.
Предусмотренные программой «Школа вежливых наук» занятия рассчитаны на 6,5 - 7-летних ребят и предназначены для реализации в отдельно взятом классе.
Базовые формы учебных занятий:
1. Информационные.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Занятия - практикумы.
5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевые игры.
Место проведения занятий - классная комната во внеурочное время, СДК
с. Венцелево, сельская библиотека.
Содержание программного материала программы
1. Я среди людей (14 час). Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.
2. Речевой этикет (15 час). Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа.
3. Культура поведения (27 час). Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать подарки. Как правильно разговаривать по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Как вести себя в Храме. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.
4. В мире сказок (8 час). Добро и зло в сказках. Сказки - волшебство, чудо и правда. Сказка - ложь, да в ней намек.
5. Итоговые занятия (2 час). Что мы узнали и чему научились.
Формирование универсальных учебных действий
в результате освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
-учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-учиться объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-учиться самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Смыслообразование:
- формирование положительной мотивационной основы познавательной деятельности, включающей в себя социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;
Морально-этическая
ориентация:
-учиться осознавать себя членом общества и государства (российской идентичности),
- формирование чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
-учиться осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности,
-формирование нравственных представлений и этических чувств; культуры поведения и взаимоотношений с окружающими
Регулятивные:
- соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках и вне урока;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Коммуникативные:
- работать в паре и группе с товарищами;
- уметь слушать, вступать в разговор, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в используемой на занятии литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-формирование умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать
-освоение навыков культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений;
- проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности,
- проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- формирование умения наблюдать и объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- формирование умения оценивать правильность поведения людей в социальной среде;
- формирование умения оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Уровни образовательных результатов
Результатом усвоения программы является:
1 уровень:
1. Знакомство с основными моральными нормами поведения и ориентация на их выполнение.
2. Знакомство с нормами здорового образа жизни.
3. Ориентация на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
4. Знакомство с основами этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России.
5. Формирование этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
6.Знакомство с основами экологической культуры: принятие ценности природного мира, формирование умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
7. Формирование потребности соблюдать правила культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
Тематический план
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Я среди людей
14
4
10
2
Речевой этикет
15
1
14
3
Культура поведения
27
10
17
4
В мире сказок
8
1
7
5
Итоговые занятия
2
1
1
ИТОГО
66
17
49
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Дата
по плану
Дата
факт.
Тема занятия
Теоретические сведения
Практическая деятельность обучающихся
Раздел.1. Я среди людей (14 час)
1
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена
Практикум «Как я владею навыками личной гигиены»
2
3
4
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени
к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку
Анализ проблемных ситуаций
5
6
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения
Сюжетно-ролевая игра «Роль речи
в нашей жизни»
7
8
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа
Просмотр презентаций. Создание компьютерной презентации «Наш класс»
9
10
11
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями
Моделирование проблемных ситуаций
12
13
Бескорыстие
в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь
Конкурс стихотворений
о дружбе
14
Верность слову
Понятия «верность слову», «честь»
Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову
Раздел 2. Речевой этикет (15 час)
15
Что такое этика и этикет
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям
Просмотр видеороликов сети Интернет
16
17
Роль мимики, жестов и позы
в общении
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям
Игра «Угадай
по мимике мое настроение»
18
19
О вежливых словах и их применении
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении
Составление Памятки вежливых слов.
Разыгрывание ситуаций
20
21
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство
с правилами знакомства, представления и обращения
Разыгрывание ситуаций
22
23
24
Правила приветствия и прощания
Знакомство
с правилами приветствия и прощания
Моделирование ситуаций
25
26
Правила извинения и просьбы
Знакомство
с правилами извинения и просьбы
Разыгрывание ситуаций
27
28
Правила благодарности и отказа
Знакомство
с правилами благодарности и отказа
Моделирование ситуаций
29
Раздел 3. Культура поведения (27 час)
30
Отношение
к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи
в семье. Русские традиции отношения
к старшим
Составление родословной семьи.
Проект «Традиции и обычаи в моей семье»
31
32
Отношение
к учителю
Этикет в общении
с учителем
Проблемная ситуация: как надо относиться
к учителю?
33
34
Отношение
к малышам
Помощь и забота
по отношению
к маленьким
Проблемная ситуация: как надо относиться
к малышам?
35
36
Как вести себя
в школе,
на переменах
Знакомство
с правилами поведения на переменах
Веселые инсценировки.
Организация и проведение коллективных игр на перемене. Выполнение правил и условий игры. Распределение ролей в игре. Разучивание считалочек
37
38
Правила поведения
в столовой,
за столом
Знакомство
с правилами поведения в столовой, за столом.
Правила обращения со столовыми приборами
Ролевая игра «Мы
в столовой».
Тренировочные упражнения «Накрываем стол», «Как обращаться
с ножом и вилкой», «Зачем нужна салфетка»
39
40
Правила поведения
с гостями,
в гостях, приглашение гостей
Знакомство
с правилами поведения в гостях
Разыгрывание ситуаций «Мы
в гостях».
Изготовление «Приглашения» (аппликация, рисунок).
Упражнение
в составлении сценария семейного праздника
41
42
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки
Разыгрывание ситуаций.
Изготовление подарка другу своими руками.
Поздравительная открытка
43
44
Как правильно разговаривать
по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство
с правилами общения по телефону
Ролевая игра
«Мы говорим
по телефону»
45
46
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство
с правилами поведения в общественном транспорте.
Ролевая игра «Мы
в общественном транспорте»
47
48
Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения
в общественных местах
Посещение магазина, почтового отделения
49
50
Правила поведения
в театре и кино
Знакомство
с правилами поведения в театре и кино
Моделирование ситуаций.
Посещение кинотеатра «Родина»
в г. Биробиджане.
Экскурсия
в филармонию
г. Биробиджана
51
52
Поведение
в библиотеке и
в музее
Знакомство
с правилами поведения в библиотеке и музее
Экскурсия
в областную библиотеку и областной краеведческий музей
53
54
Как вести себя
в Храме
Знакомство
с правилами поведения
в храме
Посещение православного храма в с. Ленинское
55
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
Понятие «люди
с ограниченными возможностями».
Проявление чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни
56
Раздел 4. В мире сказок (8 ч.)
57
Добро и зло
в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.
Слушание сказок и их обсуждение.
Конкурс инсценированной сказки.
Викторина «Русские народные сказки»
58
59
Сказки - волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает
Слушание волшебных сказок и их обсуждение.
Сочинение волшебной сказки
60
61
62
Сказка - ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду - плохо. Победа правды над кривдой в сказках
Слушание сказок и их обсуждение.
63
64
Раздел 5. Итоговые занятия (2 ч.)
65
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
66
Используемая литература:
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,