Методический материал по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методический материал по литературному чтению на темуВершинина Елена Владимировна, МБОУ СОШ № 39, г. Дзержинск 3 класс Урок литературного чтения Тема: «Былины. Русские богатыри». Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину через знакомство с произведениями устного народного творчества русского народа. Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «былина», «богатырь». 2. Совершенствовать навыки выразительного чтения, выборочного чтения. 3. Создание условий для воспитания национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия. Формируемые метапредметные результаты: Познавательные: овладение логическими действиями причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Тип урока: обобщающий урок. Оборудование: компьютер, проектор, экран. Дидактическое обеспечение: презентация «Былины. Богатыри», учебник «Литературное чтение» Ход урока:
  1. Орг. момент. Слайд 1
- Начинается урок. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Тогда Русь была молода И не так, как сегодня, сильна, Вороги вокруг нее кружилися И напасть на Родимую стремилися… Ворог землю нашу содрагал, Кто же ее защищал? (Богатыри) - Подумайте, мы с вами сегодня завершаем путешествие в прошлое, настоящее или будущее нашей страны? - Сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и юга нападали враги. - Русь. Россия. Какое значение для каждого из нас имеет это слово? - Вспомните пословицы о Родине. - Я знаю такую поговорку: «О тех радио вещает, кто Родину защищает». Представим, что каждый из нас - ведущий радиопередачи «Родина наша солнца краше». Несколько дней мы знакомили наших слушателей с былинами. Сегодня заключительная передача цикла «Былины. Богатыри». Подумайте, о чем мы сегодня расскажем нашим слушателям. 2. Актуализация знаний. -Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина) - Кто запомнил народное название былины? (старина) -Дайте определение слову-понятию «былина». Подсказка - с. 44. - О чем повествуется в былинах? - Богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен. Мы с вами прочитали, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. - Давайте вспомним былинных богатырей и былины, которые мы читали по отрывкам из них. 1 отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали» (Илья Муромец и Соловей -разбойник) Слайд 2 2 отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея) Слайд 3 3 отрывок. «Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылётывали- Выезжали два могучих богатыря: Что по имени Алёшенька Попович млад А с молодым Якимом Ивановичем, Они ездят, богатыри, плечо о плечо, Стремено в стремено богатырское» (Алёша Попович и Тугарин Змеёвич) Слайд 4 3. Закрепление материала. 1) Беседа. - Назовите богатыря-пахаря. (Микула Селянинович) - Назовите заголовок былины, главным героем которой является Микула. («Вольга и Микула») 2) Выборочное чтение текста (по вопросам после текста былины в учебнике с. 69-70) Вопрос 1. Когда происходили события, о которых говорится в былине? Прочитайте. Вопрос 2. Прочитайте описание встречи двух богатырей. Пронаблюдайте: как богатыри отнеслись друг к другу? Как обращаются? Что ценят друг в друге? Вопрос 3. Как Микула Селянинович показал свою силу? Найдите слова, подтверждающие, что необыковенно силен. Вопрос 5. Кто из богатырей русских охраняет землю, а кто пашет землю? (охраняет Вольга, пашет - Микула). - Микула Селянинович- это богатырь-пахарь. Как он служил Родине? Найдите ответ на вопрос в тексте и прочитайте. 3) Рассказ учителя. А и сильные, могучие богатыри На славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Слайд 5 - А знаете ли вы, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник? Знаете ли вы о том, что Илья Муромец является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей. Почитаемые мощи Святого находятся в Киево-Печерской Лавре. У изголовья перед его гробницей надпись - «Илья из города Мурома». Физминутка. - Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность. 4) Блиц-турнир. Предлагаю проверить каждому из вас быстроту реакции и сообразительность. Проведём блиц-турнир. Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ). 1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом. (Илья Муромец.) 2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.) 3. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.) 4. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.) 5. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем, попом.) 6. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-разбойник.) 7. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змея.) 8. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.) 9. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.) 10. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь) 5) Создание проблемной ситуации. Ребята! Это задание вы выполняете, работая в паре. Я сейчас покажу три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями. Слайд 6 * береза - красоту, защиту, теплоту; * воин- сила, героизм, удаль, защита Родины; Вывод. - Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения - это и есть богатыри. -А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите. Слайд 8 4. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 8 1) Сочинение сиквейна. - Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. Продолжите работу в паре. На экране памятка написания синквейна.

(1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное).

2) Чтение детьми синквейнов.

3) Слайд 9. - Выберите фразу. Закончите предложение.

6. Домашнее задание.

1) Прочитать в «Учебной хрестоматии» былину «Первый бой Ильи Муромца» с. 20-26.

2) РТ с. 34 № 3, 4

- Спасибо за урок.

6


© 2010-2022