Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2







Колыбельная песня - первая

песня в жизни человека



Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека





Автор работы: Коровкина Елизавета,

ученица 3 «А» класса

Руководитель работы: Колпакова Нина Алексеевна,

учитель начальных классов



СОДЕРЖАНИЕ

Введение….……………………………………………………………..…..2

Общая характеристика…………………………………………………..…3

Содержание колыбельных песен………………………………………….4

Влияние колыбельных песен на детей и взрослых………………………7

Анкетирование …………………………………………………………..…9

Выводы …………………………………………………………….……….9

Список литературы ………………………………………………………..10







Введение

«Песня матери - главная песня в мире,
начало всех человеческих песен»
(Р. Гамзатов)


Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные песни - самые первые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве. При изучении произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения и музыки мы познакомились с колыбельными песнями. Меня очень заинтересовала эта тема, захотелось больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни и как влияют они на ребенка. Свою исследовательскую работу я решила посвятить колыбельным песням. Объект исследования: колыбельные песни. Цель исследования: узнать больше о колыбельных песнях; их классификацию; влияние колыбельной песни на ребенка; узнать какие колыбельные песни пели мамы моим одноклассникам. Практическая значимость работы связана с возможностью ее применения в качестве дополнительного материала при изучении колыбельных песен в рамках учебного курса по литературному чтению и музыке.






Колыбельная песня - первая песня в жизни человека.

Общая характеристика.

Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Назначение колыбельной песни - усыпить ребёнка. С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек… Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребёнку особую, «личную», песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца. Сегодня можно обнаружить множество определений колыбельных песен, схожих и различающихся между собой, например: - «Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка». - «Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания». - «Колыбельные - первые уроки родного языка». - «Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла». - «Колыбельные песни - один из фольклорных жанров, стоящих «на грани быта и искусства»».



























Содержание колыбельных песен

Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека



Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Колыбельные песни - это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Согласно древним народным традициям, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня - ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку. Отсутствие музыкальных способностей у мамы - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни. Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие. Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все эти песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка - «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах. колыбельная песня фольклор Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать. Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше. Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях? В старинных колыбельных есть образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме - Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины. А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди… Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься. Вырастешь большой, Недосуг будет спать, Надо работу работать, Пахать, боронить, В лес по ягоды бродить, По коровушку ходить. Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. «Баю - баюшки - баю...» строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т.е. говорить, рассказывать. Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т.к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье. Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока. Народные колыбельные песни: приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей. Но есть не только народные колыбельные песни, многие поэты также обращались к колыбельным песням. Прослушивая и читая авторские колыбельные песни, мы пришли к выводу, что у литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и мелодии. Русская поэзия чрезвычайно богата колыбельными, начиная с «Казачьей колыбельной» Михаила Лермонтова и заканчивая «Колыбельной Дракоши» Андрея Усачева. Эти тексты гораздо легче воспринимаются родителями и интересны детям. Колыбельные можно выбирать «по сезону», например, летом петь о лете, под Новый год - о Рождестве. Ребенку постарше можно предложить самому выбрать стихотворение, которое ему нравится. Мелодию можно придумать самостоятельно или вместе с малышом, так он почувствует себя настоящим композитором.
В литературной колыбельной песни дети познают окружающий мир, в них есть атмосфера домашнего тепла и уюта.




















Влияние колыбельных песен на детей и взрослых

Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека Наука доказала что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации, голоса. Конечно, музыка должна у мамы вызывать положительные эмоции, ведь ее состояние в огромной степени влияет на развивающееся дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска). Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Он быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать. Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее... В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Кроме того, испокон веков существовало универсальное "снотворное" средство для детей и взрослых - это колыбельные песни. Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям" " Нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они играют, волнуют сердца подростков. При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность - именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, "чудесно прикасаясь к глубине души" (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту. Какую же музыку слушать, взрослым чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение. Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню- значит мгновенное включение тех же самых механизмов.

Анкетирование. Мы провели опрос среди учащихся 3 классов (40человек). Задавали им такие вопросы: - Какие колыбельные песни вы знаете (народные, литературные)? - Часто ли вам пели их родители? - Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? По результатам опроса мы видим, что большинство ребят знает народные песни и лишь небольшая часть современные литературные песни. На вопрос: Часто ли вам пели их родители? Ребята ответили, что довольно часто и немногие отметили, что редко слышали от мамы эти удивительные песни. И на последний вопрос: Влияют ли колыбельные на сон ребёнка? Все ребята ответили утвердительно. И это мы видим на диаграмме.









Выводы

Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека Колыбельная песня - это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Выявляя значение традиционных песен, мы провели опрос среди учащихся, который показал, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих пор мамы поют их своим малышам. Сравнивая народные и авторские колыбельные песни, можно сделать вывод, что в современных авторских колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, ритм, мелодия. Они практически не употребляются. Среди опрошенных, малое количество учащихся знает современные колыбельные песни. Исследования врачей и психологов показали, что колыбельная песенка, исполненная мамой для своего ребенка, нормализует у нее сердечный ритм и давление. Влияние же колыбельных песен на организм ребенка безгранично. Я хотела бы дать совет всем взрослым: пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Подарите своим близким и любимым колыбельные. Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.


Исследовательская работа Колыбельная песня-первая песня в жизни человека












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов Д.А. Символические функции русской колыбели // Славяно-русские древности: Вып.3. Проблемы истории Сев.-Зап. Руси. - СПб., 1995.
2. Богданов К.А. Право на сон и условные рефлексы: колыбельные песни в советской культуре (1930-1950-е годы) // НЛО. - 2007. - № 86.
3. Буханова Е.А. Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста // Первое сентября (Работа с дошкольниками). - 2008. - № 12.
4. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика: Хрестоматия. - М.: Академия, 2004. - С. 184 - 191.
5. Головин В.В. Колыбельная песня и заговор // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 2003.
6. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. - СПб., 2000.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1996. - Т. 3.
8. Детский поэтический фольклор: Антология. - СПб.: Питер, 1997.
9. Коропниченко А. К вопросу о жанровой атрибуции колыбельных напевов //Традиционное искусство и человек: Тезисы XIX научной конференции молодых фольклористов памяти А.А. Горковенко. - СПб., 1997.
10. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. - М.: Дрофа, 2004.
11. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен. // Советская этнография. - 1974. - № 4.
12. Мартынова А.Н. Особенности композиции восточнославянских колыбельных песен // Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов. - Вып. 2. - М., 1996.
13. Потешки, считалки, небылицы. - М., 1989.
14. Психотерапевтические секреты колыбельных. - Рось. - 2006. - № 1.
15. Русское устное народное творчество: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.А. Джанумова. - М.: Академия, 2007.
16. Элиаш Н.М. Русские колыбельные песни (Опыт классификации фольклорного жанра). - Сызрань. 1944 (репринт).
17. Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О.Н. Трубачева. - Т.1. - М., 1974.


© 2010-2022