- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект Илья Муромец и Соловей-разбойник
Конспект Илья Муромец и Соловей-разбойник
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смолина С.Ю. |
Дата | 29.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению.
3 класс.
Тема: Малые формы фольклора.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Выполнила: Смолина Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №17»
г. Петропавловск-Камчатский
Малые формы фольклора.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: продолжить знакомство с былинным творчеством народа, формирование представлений о былине, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской; совершенствование навыков чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы; воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову. Предметные: знать, что такое былина, общие признаки былин. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода. Коммуникативные: строить своё речевое высказывание, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним. Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
Ход урока:
1.Оргмомент
- Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ -
Вы учите их - они учат вас! (Слайд № 1)
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2.Проверка домашнего задания.
-Что такое былины?
-О чем рассказывается в былинах?
-Кого на Руси называли богатырями?
-Где исполнялись былины?
-Кто исполнял былины и как?
-С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке?
-Кто главные герои? Кто положительные, отрицательные?
-Прочитайте, каким показан Добрыня?
- За что Змея ненавидела Добрыню?
-Найти и прочитать первую встречу Добрыни со Змеёй.
-Найти и прочитать: какое горе приключилось в Киев-граде?
-Найдите, как Добрыня победил Змею.
- Как народ, матушка, князь относились к Добрыне? Как они его называли? Подтвердите свой ответ словами из текста.
-Какие слова встречаются в былине, которые есть и в русских народных сказках? (наказ, лютая, горница, дитятко, пуд, битва, золотая казна)
-Чему учит былина? Какая главная мысль?
3. Упражнение для развития скорости чтения и на развитие смысловой догадки. (Слайд №2)
Как пчелы зимуют. ЕН ШНААРТС ЛОДХОЯАН ИАЗМ ЛЁЧАМП. За ОТЛЕ наносили они полные соты АЁМД. Но на зиму ЛЫЁПЧ не только еду ЗААПСАТЮ. ИОН И ЛИЩЕЖИ ВОСЁ ПЛЯЮТУТЕ. Осенью все щелки ПЯТЛЕЗА. Не проберется в их ИКОМД морозный МИЙНИЗ ветер.
4. Самоопределение к деятельности. - Отгадайте загадку:
Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду - маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка.
Но, запоёт - дыши ровней,
Чтоб не вспугнуть… Он - … (СОЛОВЕЙ) -Что это за птица? Что вы знаете об этой птице? -Отгадайте зашифрованное слово: ИКБОЙРАИНЗ (разбойники) -Кто такие разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры. -А что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник? - Как вы думаете, почему его так назвали?
Картина «Три богатыря» (Слайд №3)
-Как зовут богатыря, который находится слева?
-Кто знает, с кем сражался Илья Муромец?
-Предположите, с какой былиной будем знакомиться?
5.Первичное чтение.
Словарная работа стр 56 - Что понравилось и запомнилось?
- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?
- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили? (Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)
6. Повторное чтение.
Работа в группах.
Задание: 1группа - Почему народ воспевает подвиги Ильи Муромца? Подтвердите свой ответ словами из текста?
2группа - Какой вред причинил Соловей-разбойник русским людям? Прочитайте.
3группа - Как описана встреча Ильи Муромца с Соловьём разбойником? Найдите и прочитайте.
7. Анализ произведения.
- Зачем Илья Муромец отправился за реку?
- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца. (Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.) - Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца. (Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.) - Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник? - Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника. (Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.) - Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули». - Что удивило Соловья-разбойника? - На что он использовал свою силу?
-Как Илья Муромец победил Соловья-разбойника?
8.Работа в тетради стр 30 №2, №4
Моделирование обложки
9.Подведение итогов урока. Рефлексия. -Чему научила нас эта былина? (доброте, терпению, мужеству, умению любить близких) -Хотелось бы вам изменить конец былины?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось, что запомнилось или что не удалось. Домашнее задание.