Конспект Илья Муромец и Соловей-разбойник

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока по литературному чтению.

3 класс.




Тема: Малые формы фольклора.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»





















Выполнила: Смолина Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №17»

г. Петропавловск-Камчатский





Малые формы фольклора.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»


Цель: продолжить знакомство с былинным творчеством народа, формирование представлений о былине, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской; совершенствование навыков чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы; воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову. Предметные: знать, что такое былина, общие признаки былин. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода. Коммуникативные: строить своё речевое высказывание, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним. Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Ход урока:

1.Оргмомент

- Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ -

Вы учите их - они учат вас! (Слайд № 1)

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2.Проверка домашнего задания.

-Что такое былины?

-О чем рассказывается в былинах?

-Кого на Руси называли богатырями?

-Где исполнялись былины?

-Кто исполнял былины и как?

-С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке?

-Кто главные герои? Кто положительные, отрицательные?

-Прочитайте, каким показан Добрыня?

- За что Змея ненавидела Добрыню?

-Найти и прочитать первую встречу Добрыни со Змеёй.

-Найти и прочитать: какое горе приключилось в Киев-граде?

-Найдите, как Добрыня победил Змею.

- Как народ, матушка, князь относились к Добрыне? Как они его называли? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Какие слова встречаются в былине, которые есть и в русских народных сказках? (наказ, лютая, горница, дитятко, пуд, битва, золотая казна)

-Чему учит былина? Какая главная мысль?

3. Упражнение для развития скорости чтения и на развитие смысловой догадки. (Слайд №2)

Как пчелы зимуют. ЕН ШНААРТС ЛОДХОЯАН ИАЗМ ЛЁЧАМП. За ОТЛЕ наносили они полные соты АЁМД. Но на зиму ЛЫЁПЧ не только еду ЗААПСАТЮ. ИОН И ЛИЩЕЖИ ВОСЁ ПЛЯЮТУТЕ. Осенью все щелки ПЯТЛЕЗА. Не проберется в их ИКОМД морозный МИЙНИЗ ветер.

4. Самоопределение к деятельности. - Отгадайте загадку:

Настолько здорово поёт,

Что каждый сразу узнаёт.

А с виду - маленькая птичка:

Невзрачная и невеличка.

Но, запоёт - дыши ровней,

Чтоб не вспугнуть… Он - … (СОЛОВЕЙ) -Что это за птица? Что вы знаете об этой птице? -Отгадайте зашифрованное слово: ИКБОЙРАИНЗ (разбойники) -Кто такие разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры. -А что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник? - Как вы думаете, почему его так назвали?

Картина «Три богатыря» (Слайд №3)

-Как зовут богатыря, который находится слева?

-Кто знает, с кем сражался Илья Муромец?

-Предположите, с какой былиной будем знакомиться?

5.Первичное чтение.

Словарная работа стр 56 - Что понравилось и запомнилось?

- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?

- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили? (Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)

6. Повторное чтение.

Работа в группах.

Задание: 1группа - Почему народ воспевает подвиги Ильи Муромца? Подтвердите свой ответ словами из текста?

2группа - Какой вред причинил Соловей-разбойник русским людям? Прочитайте.

3группа - Как описана встреча Ильи Муромца с Соловьём разбойником? Найдите и прочитайте.

7. Анализ произведения.

- Зачем Илья Муромец отправился за реку?

- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца. (Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.) - Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца. (Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.) - Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник? - Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника. (Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.) - Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули». - Что удивило Соловья-разбойника? - На что он использовал свою силу?

-Как Илья Муромец победил Соловья-разбойника?

8.Работа в тетради стр 30 №2, №4

Моделирование обложки

9.Подведение итогов урока. Рефлексия. -Чему научила нас эта былина? (доброте, терпению, мужеству, умению любить близких) -Хотелось бы вам изменить конец былины?

-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось, что запомнилось или что не удалось. Домашнее задание.



© 2010-2022