Урок литературного чтения на тему Татарская народная сказка Три дочери (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 2 класс

Тема: «Три дочери», татарская народная сказка.

Задачи: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формировать умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов. Формировать навык осознанного плавного чтения, умений самостоятельно работать с текстом. Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Ход урока:

1. Оргмомент.

- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

2. Пятиминутка чтения.

1) Дыхательная гимнастика.

Сегодня у нас с вами урок чтения, но прежде чем приступить к пятиминутке чтения, давайте сделаем дыхательную зарядку. (задуйте свечи, 3 свечи, 5 свечей)

2) Чтение таблиц Шульте.

3) Чтение таблиц слов.

3. Проверка домашнего задания: чтение отрывка из сказки Х. С. Тавасшерна «Ручей» по ролям.

4. Знакомство с новым произведением:

- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

- Чтобы определить его жанр, необходимо прочитать слово, написанное на экране компьютера.

- Кто скажет, с произведением какого жанра мы с вами знакомимся?

- На какие группы делятся сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).

- Сегодня мы окунёмся в мир сказки и познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». Что значит «народная» сказка?

- Предположите, о ком эта сказка? Кто будут главными героями?

- Если есть дочери, значит кто должен ещё быть?

- Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, и их мать или отец.

- Отгадайте, кто ещё герой сказки:

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

(Белка)

- Предположите, какая будет сказка: волшебная или бытовая?

- А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?

- Если белочка-зверь, который живёт с ними в доме, то какой будет сказка? (бытовой)

- А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это будет какая сказка? (волшебная)

-Это наши предположения.

- Определим цель нашего урока:

Дополните предложения, какая нам предстоит работа на уроке

Познакомиться… (с произведением)

Охарактеризовать… (главных героев)

Определить… (главную мысль)

Это и будут цели на этот урок.

5. Словарная работа:

- Для того чтобы лучше понять сказку, давайте обратим внимание на значение слов, которые в ней встречаются:

Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.

Ярмарка - большой торг с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.

Холст - льняная ткань из толстой пряжи.

Улей - специальный ящик для содержания пчёл.

6. Первичное знакомство с произведением (прослушивание аудиосказки).

- Оправдалось ли наше предположение?

- Кто понравился в сказке?

- Почему эту историю можно назвать волшебной сказкой?

- Да, эту историю можно назвать волшебной сказкой, здесь есть волшебство, превращения.

- Но перед такой важной работой наберёмся сил.

7. Физминутка Я смотрю, что вы устали. Потянулись, дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Наклонились влево - вправо. Получается на славу. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. 1, 2, 3, 4, 5. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

8. Работа над содержанием произведения:

- Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть - по абзацу)

- Чем занималась женщина?

- Найдите в тексте словами, которые доказывают, что она очень много работала.

- Как выглядят дочери? Найдите и прочитайте описание дочерей.

- В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки - герои одинаковы внешне.

- Прочитайте, как случилось, что мать оказалась одна.

- Что случилось с матерью?

- К кому обратилась мать с просьбой позвать дочерей?

- Продолжим читать сказку (2 часть - жужжащее чтение)

- Что ответила Старшая дочь белочке?

- Как поступила белочка со Старшей дочерью?

- Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?

- Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?

- Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью? (рассердилась)

- Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?

Старшая дочь - безразлично.

Белочка - рассержено.

- Читаем дальше (3 часть - по цепочке)

- Почему Средняя дочь отказала Белочке?

- Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?

- Как разговаривала Средняя дочь с белочкой? А белочка?

Средняя дочь - занятым.

Белочка - со злостью.

- Прочитаем, чем закончилась сказка? (4 часть - про себя)

- Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?

Белочка - ласково, по - доброму

- Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке? Не обтёрла рук?

- Почему белочка сказала, что её все будут любить младшую дочь долгие годы?

- Что с ней произошло?

- Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

- Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов и распределяем в схеме на доске)

- А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.

- Почему старшую дочь белочка превратила в черепаху, среднюю - в паука, а младшую - в пчёлку?

- Выберите на доске черты, которые подходят к старшим дочерям, а которые к младшей?

Урок литературного чтения на тему Татарская народная сказка Три дочери (2 класс)

Красивая

Трудолюбивая

Равнодушная

Эгоистичная

Бессердечная

Красивая

Трудолюбивая

Равнодушная

Эгоистичная

Бессердечная

Красивая

Трудолюбивая

Отзывчивая, всегда готова помочь

Внимательная

Заботливая

-А как вы бы поступили на месте дочерей?

- Чему учит сказка? (Нельзя быть равнодушным к чужой боли, надо всегда приходить на помощь людям, особенно близким, нельзя бросать людей в беде).

- Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.

Сказка - это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.

-Сейчас вы будете работать в парах. На карточках написаны пословицы. Начало одной - пословицы, а конец пословицы - на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. Красота на время, на добрые дела. Добро творить - доброта навеки. Жизнь дана себя веселить. - Прочитайте пословицы. Что общего между ними? (Доброта)

- Подберите ту, которой можно заменить название сказки «Три дочери».

Итог урока:

- Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока.

(Дети зачитывают план и отвечают)

- Что вы узнали нового? В чём вы испытывали трудности?

- Сегодня многие ребята показали себя внимательными читателями. И я хочу вам сказать спасибо за урок.



© 2010-2022