- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование навыка письма у учеников школы VIII вида»
«Формирование навыка письма у учеников школы VIII вида»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбачева С.О. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад
на ГМО логопедов г.Лобня
Тема: «Формирование навыка письма
у учеников школы VIII вида»
Содержание:
Введение 3
-
Теоретические основы овладения детьми навыками письма 4
-
Особенности овладения навыком письма детьми в школе VIII вида 5
-
Направления работы по подготовке детей с отклонениями в развитии к овладению навыками письма 7
-
Содержание работы 8
Заключение 13
Список литературы 14
Введение. Вопрос подготовки к овладению письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе. Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. По мнению ученых, для успешного овладения графикой письма необходимы координация движений, пространственные представления, чувство ритма. Авторы также отмечают, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, что определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц рук, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких и точных движений условно обозначается термином «ручная готовность». Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
-
Теоретические основы овладения детьми навыками письма.
2. Особенности овладения навыком письма детьми
в школе VIII вида. Большие трудности при овладении навыками письма отмечаются у детей с отклонениями в развитии на начальном этапе обучения в школе. Связано это, прежде всего, со становлением произвольных движений в развитии двигательной сферы ребенка. У таких детей с самого раннего возраста отмечается недоразвитие как общей, так и мелкой ручной моторики; несовершенство нервной регуляции движений; несформированность пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации, недоразвитие речевой деятельности. Интеллектуальные особенности умственно отсталого ребенка проявляются в недоразвитии как всей познавательной деятельности, так и общей ручной, мелкой ручной моторики, что затрудняет становление механизма процесса письма. У умственно отсталых детей проявляются отставания от нормально развивающихся сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития. Состав детей, поступающих в первый класс школы VIII вида, очень неоднороден. Они различаются по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к учебе. Большие затруднения в овладении учебными навыками часто обусловлены недоразвитием у умственно отсталых школьников целенаправленной деятельности. Это связано с отклонениями в области эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом и другими причинами. Наиболее отчетливо у умственно отсталых учащихся проявляются недостатки речевого развития. Известно, что для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков. В формировании навыков чтения и письма наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка, моторика мелких мышц руки. Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют умственно отсталым детям уточнение образа букв, пространственного расположения их элементов. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности, без чего невозможно правильное обозначение звуков графическими символами. Чтобы изучить возможности и особенности детей, выделить среди них типологические группы и наметить коррекционные мероприятия, выделяется пропедевтический или добукварный период, одной из задач которого является - коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе с этими учащимися одно из первостепенных значений. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость умственно отсталого ребенка проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости или отсутствии волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание умственно отсталому ребенку надо предлагать в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических координированных действий с карандашом (или другими пишущими инструментами), ориентировке на листах бумаги, основным способом формирования базового графического навыка у умственно отсталого ребенка являются многократные упражнения и тренировка определенных действий.
3. Направления работы по подготовке детей с отклонениями
в развитии к овладению навыками письма. При подготовке к письму детей с отклонениями в развитии важно определить основные задачи, методы и приемы коррекционной работы. В работе с детьми важно учитывать общие задачи: - формирование навыка правильно сидеть за столом при выполнении заданий (соблюдение гигиенических требований); - формирование умений выполнять задания по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции; - развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук; - формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими); - развитие зрительно-двигательной координации; - развитее слухового внимания и слухомоторной координации; - формирование навыка использования принадлежностей для письма (мел, карандаш, фломастер, ручка, лист бумаги, доска); - формирование базовых графических навыков; - обучение детей работать в коллективе сверстников, адекватно оценивать результаты своих работ. При обучении детей выделяются основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие и коррекция общих движений.
- Развитие ручной и мелкой моторики рук.
- Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации.
- Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
- Развитие пространственной ориентировки
- Формирование базовых графических навыков.
- Активизация познавательной деятельности.
4. Содержание работы.
- Развитие и коррекция общих движений (по А.В. Семенович): разминка («Потягушки», «Качели», «Часы», «Плечи прыгают» и т.п.); растяжки рук; упражнение « Море»;
- Развитие ручной и мелкой моторики рук.
- мозаика (крупная, потом более мелкая)
- конструкторы, кубики, шурупы, гайки;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких), круп;
- наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);
- наборы игр для шнуровки;
- волчки разных размеров;
- сбор разрезных картинок по контуру «Картинка - вкладка», пазлов;
- Развитие зрительного восприятия и внимания и зрительно-двигательной координации:
- формирование внимания на предмете; - обучение детей собирать целостное изображение предмета по частям; - обучение соотносить геометрические формы с предметами; - сравнение сюжетных изображений; - формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции). 4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации:
- выполнение определенных движений на определенные звуки «Прятки», «Пианино», Барабан», «Хлопки», «Наматывание клубка» и т.д. - развитие и коррекция ритмической составляющей движения (обучение детей отстукивать ритмы по слуховому образцу: «Школа радистов», «Передай телеграмму», «Сколько деток»; - обучение детей выполнять задания в тетрадях по речевой инструкции.
5. Развитие пространственной ориентировки: - формирование ориентировки в пространстве: вверх-вниз, вправо-влево (выполнение ритмичных движений руками в заданных направлениях); - выкладывание предметов из палочек по образцу и по речевой инструкции «Выложи елочку», «Построй елочку», «Сделай домик» и т.п. - формирование ориентировки на листе бумаги и умения передавать пространственные отношения предметов, уметь действовать по образцу и речевой инструкции («Разложи игрушки по местам», «Собака со щенятами», «Правый-левый», « Где находится», «Пространственный диктант» и т.п. 6. Формирование базовых графических навыков: - обучение детей проводить простые линии-дорожки в заданном направлении, линии-дорожки (прямые, волнистые, ломаные) в ограниченном пространстве и в разных направлениях (сверху-вниз, слева-направо). Игровые упражнения и задания: «Дорожки к домикам», «Дождик», «Веселый мяч», « Воздушные шары», « Вниз по горке», « Волны на море», «Забор», «Елочки», «Пройди по лабиринту» и т.д. - обучение детей проводить линии по заданному контуру (обозначенному точками, штрихпунктирной линией, тонкой сплошной линией). Игровые задания: «Дорога к гаражу», « Дорожка для колобка», «Шпалы», «Мячи», «Соедини по точкам» и др. - обучение детей обводить линии по контуру и штриховать простые геометрические формы, ориентируясь на указательную стрелку; обводить предметы по контуру, используя трафареты, линейки. Игровые задания - «Снеговик», «Домик», «Облака» и т.д. - обучение детей выкладывать узоры из плоских геометрических форм на столе с последующей зарисовкой этих узоров. Обучение воспроизведению из заданных форм целостных предметов. Задания - «Сложи и зарисуй узор», «Выложи и зарисуй грибок», «Сложи и зарисуй елочку, неваляшку», «Сложи данные части так, чтобы получилась машинка» и др. - обучение детей изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу. Обучать рисовать картинку по образцу. Задания - «Дорисуй неваляшку (дом, лист, машину, снеговика)», « Угадай, что нарисовано», «Нарисуй такую же картинку» и т.д. - обучение детей раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами. - выполнение заданий на тетрадном листе в клетку и линейку (увеличенного размера) по образцу и речевой инструкции: а) обучать копировать точки (простого рисунка), изображение узора по клеточкам, изображение узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и количественную последовательность, изображение геометрических фигур по речевой инструкции педагога «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру»; б) обучать проведению различных линий и штриховке по указателю-стрелке. Графические задания: «Дорисуй забор, пропуская одну клетку», «Продолжи узор», «Обведи по пунктиру», «Обведи, дорисуй, закрась». - выполнение всех аналогичных заданий в занимательных тетрадях для дошкольников (серия «Папка дошкольника», «Тетрадь с заданиями для развития детей», рассчитанных на разные возрастные группы). 7. Развитие мелкой моторики на других уроках: Рисование - рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечой, зубной щёткой, карандашами, раскрашивание и т.д. Труд - лепка из пластилина с использованием природного материала (семян, круп, шишек, ракушек и т.д.), лепка из соленого теста; аппликация (обрывная, полуобъемная, из листьев, из пластилина; конструирование из бумаги - оригами; плетение; нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.; шитье, вышивание (на картоне по проколам, на ткани); выполнение работ в технике «Изонить»; работа с ножницами. Физическая культура и ЛФК. Коррекционные занятия - специальные индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию сенсорных процессов.
Заключение.
Содержание коррекционной работы по формированию готовности к овладению навыками письма включает следующие направления:
1. Развитие общей ручной и мелкой моторики рук, зрительно моторной координации. 2. Формирование зрительного внимания и зрительного восприятия. 3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. 4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации. 5. Формирование элементарных базовых графических умений и навыков. Используются различные методы: наглядные, практические и словесные. Коррекционная работа, направленная на подготовку умственно отсталых детей к овладению навыками письма, осуществляется планомерно, обеспечивает последовательность, системность усвоения программного материала. Она осуществляется как на специальных занятиях, на уроках обучения грамоте, математике, так и на уроках физического воспитания, изобразительного искусства и ручного труда. Целенаправленное коррекционное воздействие по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом обучения умственно отсталых школьников.
Литература:
-
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., - 1994.
-
Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М., - 1995.
-
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах вспомогательной школы. - М., - 1988.
-
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, - 1998.
-
Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. - СПб., 2007.
-
Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагога. - М., - 2010.