Статья на тему Игра как средство адаптации ребенка к школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8



УДК 371.382

Игра как средство адаптации ребенка к школе

Меджитова Зульфие Решитовна,

студентка психолого-педагогического факультета

специальности «Начальное образование», гр. НО-1-10

Научн. рук.: к.п.н., препод. каф. начального образования Алиева С.Р.



Постановка проблемы. В настоящее время внедрение активных методов учебы в практику работы общеобразовательных школ является актуальным. Социальный заказ на это подтверждается концептуальными положениями ряда государственных документов (Национальная программа «Образование ХХІ века», Законы Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании» и др.), которые задают стратегический курс формирования педагога нового типа, - думающего, инициативного, самокритичного. Именно дидактическая игра и принадлежит к активным, нетрадиционным, признанным методам учебы и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесном взаимосвязи. Игра как средство адаптации ребенка к школе организует, развивает учеников, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Анализ исследований и публикаций. Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги как прошлого, так и современности: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К.Ушинский, А.Макаренко, Л. Выготский, О. Запорожец и другие. Во многих трудах исследователей отображены разные подходы к определению сущности дидактической игры. Научные работники определяют сущность игры как форму общения (М. Гончаров, Т. Ладивир, М. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова), форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконин) условие умственного развития (П. Каптерев, Покровский, С. Рубинштейн) [3, с.47]. Однако большинство исследователей считает дидактичную игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса. Доказано, что дидактические игры, игровые занятия и приемы, повышают эффективность восприятия учениками учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства и как следствие повышают уровень успеваемости учеников. В то же время, практика современной школы указывает на наличие неиспользованного потенциала дидактической игры в учебно-воспитательном процессе [3, с.48-49]. Целью данной статьи является показать значение игры как средства адаптации ребенка к школе. Изложение основного материала. В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные «одёргивания» учителя. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя - научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания [4, с.21]. Игра как средство адаптации ребёнка к школе - является необходимым условием реализации учебно-воспитательного процесса при переходе ребенка из дошкольного в школьные учебные учреждения. Игра (подвижная, сюжетно-ролевая) снимает психическое напряжение ребёнка, способствует более гибкому вхождению ребёнка в учебный процесс начальной школы. Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую, социально-личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствует о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе [4, с.6]. Для успешной адаптации ребенка к школе целесообразно использовать следующие виды игр:

  1. Дидактическая игра.
Цель её - это облегчить переход к учебным задачам. В дидактической игре можно выделить следующие функции: - формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму; - формирование психических новообразований; - формирование собственно учебной деятельности ребёнка; - формирование общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы; - формирование навыков самоконтроля и самооценки; - формирование адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей 2. Сюжетно - ролевая игра. Этот вид игры имеет преимущества и недостатки. Преимущества игры: помогает ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учит ребенка контролировать чувства и эмоции. Недостатки игры: наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения; на игру уходит много времени; игра зависит от личных особенностей наставника и ученика; столкновения детей во время игры могут включить механизмы отторжения и защиты. Игра может выглядеть слишком захватывающей или слишком легкомысленной.
  1. Подвижные игры.
К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.). Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности [5, с.71]. Во время прохождения педагогической практики мы наблюдали, что учитель использовал игры во время уроков. Это помогало привлечь внимание учащихся к уроку, делало урок интересным, доступным, а также помогало усвоить знания и повысить эффективность урока. К примеру, на уроках обучения грамоте использовались такие игры, как: «Мой дом», «Назови дни недели». Рассмотрим их содержание. «Мой дом» Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом (можно на листочке «написать» письмо своим близким). «Назови дни недели» Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели в обратном порядке. Для того чтобы дети хорошо знали друг друга, на уроке английского языка была проведена такая игра, в которой один ученик садился спиной к классу, а сзади подходил другой ученик и говорил «Hello», сидящий спиной угадывал кто это был. Если он называл имя правильно, то учащийся, который говорил «Hello», говорит "Yes, I am". И таким образом они знакомились друг с дружкой и пытались выучить английский язык [6, с.17]. Выводы. Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии: * систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе; * учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; * создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Игра способствует адаптации ребенка к школе и дает широкие возможности как для учителя, так и для учащегося в решении учебных, воспитательных и развивающих задач.



Список использованной литературы:
  1. Артемова Л.В. Театр і гра. Вдома, у дитячому садку, в школі / Л.В Артемова. - К.: Томірс, 2002. - 291 с.
  2. Артемова Л.В., Янківська О.П. Дидактичні ігри і вправи в дитячому садку [Текст]: методические рекомендации / Л.В. Артемова, О.П. Янківська. - К.: Радянська школа, 1997 - 127с.
  3. Воробйова С. Дидактична гра в процесі навчання / С. Воробйова. - К.: Рідна школа. - 2002. - № 10. - С.46-48.
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176с.
  5. Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса. Библиотека учителя начальных классов / Н. В. Кудыкина. - К.: Радянська школа. - 1989. - 142с.
  6. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Попул. пособие для родителей и педагогов / Т.И. Линго. - Ярославль: Акад. Развития. - 2001. -190с.
© 2010-2022