- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме: Перенос слов
Урок русского языка по теме: Перенос слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Александрова И.В. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Перенос слов. Цели урока:
-
Знакомство с правилами переноса слов.
-
Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слова
-
Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места ( орфограмму).
-
Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
-
Организационный момент. Психологический настрой.
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).
-
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
-
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-
Чистописание.
-
Рисование «бордюра», состоящего из домиков.
-
Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок (В тетради рисунок с изображением цапли)
-
Куда спешит цапля? Интересно, кто её там ждет?
- Нарисуем домики на строчке (Учитель показывает последовательность выполнения на доске Затем дети рисуют самостоятельно).
-
Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
-
Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (Мягкий знак, твердый знак. ы).
-
Есть в русском языке эти заглавные буквы? (нет)
-
Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? (ь)
-
Напишите по образцу (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу).
-
Чтение слов, их запись.
Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами: а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
в) Обведи в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
г) Обведи в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.
д) Подчеркни красным карандашом слова, состоящие из двух слогов.
е) Подчеркни волнистой линией слова, состоящие из трех слогов.
-
Запиши слова, диктуя их по слогам.
-
Какую роль играют в словах буквы мягкий и твердый знак?
-
Подчеркните их в словах.
4. Упражнение для самоконтроля.
Цапля в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять забыла.
Вам надо за нее решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
«ы», твёрдый или мягкий знак.
( Дети лучшую букву из трёх вписывают в окошко домика). III. Словарная работа.
-
Работа с однокоренными словарными словами
-
Прочитайте на доске стихотворение.
-
Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
(В Берестов)
-
Выпишите из стихотворения однокоренные слова.
- Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.
-
Работа по рисункам, с. 18-19.
-
Рассмотрите рисунок.
-
Какие слова составили зверята - ученики? (корова, собака, мяч).
-
Правописание каких слов надо запомнить? (корова, собака).
-
Запомните эти слова.
-
Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.
Сообщение темы урока.
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).
-
Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
-
Что бы вы предложили? (Варианты ответов детей).
-
Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
VI. Знакомство с новым материалом.
-
Работа на доске под руководством учителя
-
Запишите предложение. У розы шипы.
-
Разделите каждое слово на слоги (Ученики проводят карандашом вертикальные линии: У ро/зы
-
ши/пы).
- Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую (Учитель показывает на доске: У ро-зы
-
Как надо переносить слова? (Предложения детей).
-
Запомните правило: Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!
-
Работа в учебнике. Упр. 18, с. 18.
Ученики составляют трехсложные слова: бараны, лошади, ослики, коровы. Записывают их Выполняют все задания. Делят слова для переноса: ба-ра-ны, ло-ша-ди, ос-ли-ки, ко-ро-вы.
-
Таблица «Правила переноса слов» (На доске).
-
Рассмотрите таблицу и сформулируйте правила! Дети предлагают свои варианты правил.
-
Теперь прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.
-
Правильно вы сформулировали?
-
Эти правила надо запомнить.
-
Первичное закрепление.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о» Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться,
-
Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока»,
- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться1 Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.
Так и до сих пор пишут.
(По О. Соболевой)
-
Актуализация знаний.
-
Сегодня вы будете в роли учителя Карандаша. Он задавал вопросы своим ученикам: коту, обезьянке, зайчику Их ответы вы услышите. С чьим ответом вы согласны, того нарисуйте на строчке тетради (На доске рисунки кота, обезьянки, зайца).
-
Рисуйте так:
-
ый вопрос Карандаша:
-
Сколько букв в русском алфавите? Ответили так:
Кот: 30.
Обезьянка: 10
Заяц 33
-
ой вопрос Карандаша:
-
Как определить количество слогов в слове?
Кот: «Надо посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов» Обезьянка: «Надо посчитать согласные. Столько же будет и слогов» Заяц: «Сколько букв, столько и слогов».
-
ий вопрос Карандаша:
-
Какой слог в слове может быть ударным? Кот «Любой».
Обезьянка: «Только первый». Заяц: «Только последний».
-
Кто из учеников дал больше всего правильных ответов? (кот)
-
Молодец, котик! Зайчик и обезьянка, не унывайте, все у вас получится!
-
Постановка проблемного вопроса
Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.
Слова: диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, огонь.
-
Закрепление пройденного. Упражнение 19, стр. 19.
-
Прочитайте задание.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы: Птица рада весне, а младенец - матери. (Людям дорога теплота отношений).
-
Спишите предложение, подчеркните гласные буквы, поставьте ударение.
(Дети записывают предложение, обозначают гласные буквы, называют их, ставят ударение).
-
Разделите вертикальной чертой слова на слоги. Образец записи:
Пти/ца pa/да вес/не, а мла/де/нец - ма-те-ри.
-
Итог урока.
-
Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.
-
Разделите одно слово по вашему желанию для переноса.
-
Запишите его на зеленой полосе.
-
Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?
Внеклассное занятие «Встречай любовно стаи птичьи»
Цели :
- с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной cферы , правильного оценочного суждения действительности;
-
познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;
- показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
-
расширять представления о природоохранной деятельности ;
- способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.
Оборудование : Зрительный ряд - динамическая схема,природоохранные знаки;
аудиозапись;видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник,
«жаворонки » печеные.
Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.
Весна всему свой голос дарит -
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали , зазвенели
Деревья , воздух и луга.
Несется плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна - самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?
( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, Ю становится выше, начал таять снег, лед).
-А какие изменения произошли в живой природе?
( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)
-Что же стало причиной всех этих изменений?
( На доске выстраивается схема) -Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости - птицы.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебе прославить,
Жизнь души, весны приход?
( В. Жуковский )
-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .
Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.
(ученики называют приметы)
Жаворонок является первым - к теплу, зяблик - к стуже. Журавель прилетел и тепло принес.
Журавли тянут на север - к теплу, летят обратно - к холоду. Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес. Грач - на проталину, скворец - на проталину. Увидел скворца - знай - весна у крыльца.
-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы - жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц - жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз -изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :
( разыгрывается закличка весны )
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну - красну,
Зима надоела,
Хлеб весь поела.
Ученик читает стихотворение В. Жуковского
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет , на солнышке сверкая:
« Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны ...» -И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .
Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри !
Что за звуки, за песни польются
День деньской , от зари до зари !
(И. Никитин )
-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
( Выходит ученик - « грач » )
Грач .Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю - врач.
Глянцевитый , черный ... (грач ).
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим - грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача -весну встречай ».
-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).
-Кто следует за грачами ? ( выходит ученик - « скворец »)
Скворец . На шесте дворец,
Во дворце певец. ( скворец ).
Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе, не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов - то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !
-Кто же прилетает вслед за грачами?
-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?
-Видели ли вы скворечники ?
-А кто делал сам с помощью взрослых?
( показ скворечника)
-Почему надо делать скворечники?
-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы ) -А где живет грач ?
( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )
Ласточка . Отгадайте загадку:
Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-
Спереди шильце, сзади вильце,
На спине суконце, с исподу - белое полотенце.
Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.
Ласточка - одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю - к счастью.
Ранняя ласточка - к счастливому году. Одна ласточка весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает. -Чем отличается деревенская ласточка от городской? ( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской - короткий ) Не знаю, когда прилетел соловей, Не знаю, где был он зимой, Но полночь наполнил он песней своей, Когда воротился домой. Весь мир соловьиною песней прошит: То слышится где-то свирель, То что-то рокочет, журчит и стучит И вновь рассыпается в трель. ( С. Маршак) Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце - соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно - в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы. Поет соловей полтора месяца, когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения -только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи - вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца. -Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран? (Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.) Ученик: Дети, хлопайте в ладоши - Прилетели к нам грачи! Май зеленый, май хороший Сеет по земле лучи. Нет в полях ни горстки снега- Все снега унес апрель. На заре и в полдень с неба Льется жаворонка трель.
Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, веселый пересмешник, Дразнит вечером скворца.
Дети, хлопайте в ладоши -
Зеленеет вся земля!
Май веселый, май хороший Подарил нам журавля.
( М. Лифшиц) -С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса
На фоне этого звучит стихотворение :
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна , дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички ...
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А. Яшин)
-А что вы знаете о птицах?
Викторина «Знатоки птиц »
1 .Какая птица самая большая в мире ? (Африканский страус )
-
Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)
-
У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
-
Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)
-
Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)
-
Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)
-
Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)
-
Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
-
На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)
-
Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)
- Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ? -Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.
-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?
Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «... И вырвался крик...»
Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)
Н. Заболоцкий « Просьба »
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Она в гнезде спокойна и тогда ,
Когда над рощей буря злится .
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень , когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда !
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
( К. Кулнев)
Ученик :« Птичьи песни »
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю все.о чем поет
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери
-Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад -
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.»
Чтоб накормить своих птенцов,
Е. Мартынов « Я хочу, чтоб были лебеди ...» Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
(А. Яшин) -С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет - цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц !
В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.
Один из них заповедник « Брянский лес».
Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».
Символ заповедника - черный аист.
2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов - белых журавлей).
-А чем мы можем помочь птицам ?
Ученик:
-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда,- Так счастлива в своем жилище птица!
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут.
Всех гусениц , что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай наших гнезд! »
И мы не будем разорять! -
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят .
(3. Александрова )
-Почему птиц называют друзьями человека ? -Какие правил вы должны помнить ? ( Работа с природоохранными знаками )
- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.
(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)
Учитель читает стихотворение:
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что много у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, Простите
Таких безжалостных людей.
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнет не варвар, не губитель,
А символ жизни - человек.