Урок русского языка по теме: Перенос слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Перенос слов. Цели урока:

  1. Знакомство с правилами переноса слов.

  2. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слова

  3. Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места ( орфограмму).

  4. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).

  • Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
  • Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  1. Чистописание.


  1. Рисование «бордюра», состоящего из домиков.

  • Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок (В тетради рисунок с изображением цапли)

  • Куда спешит цапля? Интересно, кто её там ждет?

  • Нарисуем домики на строчке (Учитель показывает последовательность выполнения на доске Затем дети рисуют самостоятельно).
  1. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

  • Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (Мягкий знак, твердый знак. ы).

  • Есть в русском языке эти заглавные буквы? (нет)

  • Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? (ь)

  • Напишите по образцу (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу).

  1. Чтение слов, их запись.

Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами: а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.

в) Обведи в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.

г) Обведи в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

д) Подчеркни красным карандашом слова, состоящие из двух слогов.



е) Подчеркни волнистой линией слова, состоящие из трех слогов.

  • Запиши слова, диктуя их по слогам.

  • Какую роль играют в словах буквы мягкий и твердый знак?

  • Подчеркните их в словах.

4. Упражнение для самоконтроля.

Цапля в гости к буквам поспешила,

А адрес дома взять забыла.

Вам надо за нее решить,

Куда отправиться гостить!

Принять её готовы, факт,

«ы», твёрдый или мягкий знак.

( Дети лучшую букву из трёх вписывают в окошко домика). III. Словарная работа.

  1. Работа с однокоренными словарными словами

  • Прочитайте на доске стихотворение.

  • Петушки.

Петушки распетушились,

Но подраться не решились

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

(В Берестов)

  • Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

  • Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.
  1. Работа по рисункам, с. 18-19.

  • Рассмотрите рисунок.

  • Какие слова составили зверята - ученики? (корова, собака, мяч).

  • Правописание каких слов надо запомнить? (корова, собака).

  • Запомните эти слова.

  • Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.




Сообщение темы урока.

  • Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).
  • Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

  • Что бы вы предложили? (Варианты ответов детей).

  • Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.

VI. Знакомство с новым материалом.

  1. Работа на доске под руководством учителя

  • Запишите предложение. У розы шипы.


  • Разделите каждое слово на слоги (Ученики проводят карандашом вертикальные линии: У ро/зы

  • ши/пы).

  • Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую (Учитель показывает на доске: У ро-зы
ши-пы).
  • Как надо переносить слова? (Предложения детей).

  • Запомните правило: Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.

-Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!

  1. Работа в учебнике. Упр. 18, с. 18.

Ученики составляют трехсложные слова: бараны, лошади, ослики, коровы. Записывают их Выполняют все задания. Делят слова для переноса: ба-ра-ны, ло-ша-ди, ос-ли-ки, ко-ро-вы.

  1. Таблица «Правила переноса слов» (На доске).

  • Рассмотрите таблицу и сформулируйте правила! Дети предлагают свои варианты правил.

  • Теперь прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.

  • Правильно вы сформулировали?

  • Эти правила надо запомнить.

  1. Первичное закрепление.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о» Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться,

  • Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока»,

  • Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться1 Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

(По О. Соболевой)

  1. Актуализация знаний.

  • Сегодня вы будете в роли учителя Карандаша. Он задавал вопросы своим ученикам: коту, обезьянке, зайчику Их ответы вы услышите. С чьим ответом вы согласны, того нарисуйте на строчке тетради (На доске рисунки кота, обезьянки, зайца).

  • Рисуйте так:

  1. ый вопрос Карандаша:

  • Сколько букв в русском алфавите? Ответили так:

Кот: 30.

Обезьянка: 10

Заяц 33

  1. ой вопрос Карандаша:

  • Как определить количество слогов в слове?

Кот: «Надо посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов» Обезьянка: «Надо посчитать согласные. Столько же будет и слогов» Заяц: «Сколько букв, столько и слогов».

  1. ий вопрос Карандаша:

  • Какой слог в слове может быть ударным? Кот «Любой».

Обезьянка: «Только первый». Заяц: «Только последний».

  • Кто из учеников дал больше всего правильных ответов? (кот)

  • Молодец, котик! Зайчик и обезьянка, не унывайте, все у вас получится!

  1. Постановка проблемного вопроса

Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.

Слова: диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, огонь.

  1. Закрепление пройденного. Упражнение 19, стр. 19.

  • Прочитайте задание.

  • Как вы понимаете смысл данной пословицы: Птица рада весне, а младенец - матери. (Людям дорога теплота отношений).
  • Спишите предложение, подчеркните гласные буквы, поставьте ударение.

(Дети записывают предложение, обозначают гласные буквы, называют их, ставят ударение).

  • Разделите вертикальной чертой слова на слоги. Образец записи:

Пти/ца pa/да вес/не, а мла/де/нец - ма-те-ри.

  1. Итог урока.

  • Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

  • Разделите одно слово по вашему желанию для переноса.

  • Запишите его на зеленой полосе.

  • Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?



Внеклассное занятие «Встречай любовно стаи птичьи»

Цели :

  1. с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной cферы , правильного оценочного суждения действительности;
  2. познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

  3. показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
  4. расширять представления о природоохранной деятельности ;

  5. способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : Зрительный ряд - динамическая схема,природоохранные знаки;

аудиозапись;видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник,

«жаворонки » печеные.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

Весна всему свой голос дарит -

Воде, листве, земле - всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали , зазвенели

Деревья , воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна - самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, Ю становится выше, начал таять снег, лед).

-А какие изменения произошли в живой природе?

( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

-Что же стало причиной всех этих изменений?

( На доске выстраивается схема) -Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости - птицы.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебе прославить,

Жизнь души, весны приход?

( В. Жуковский )

-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .

Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

(ученики называют приметы)

Жаворонок является первым - к теплу, зяблик - к стуже. Журавель прилетел и тепло принес.

Журавли тянут на север - к теплу, летят обратно - к холоду. Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес. Грач - на проталину, скворец - на проталину. Увидел скворца - знай - весна у крыльца.

-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы - жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц - жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз -изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :

( разыгрывается закличка весны )

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну - красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

Ученик читает стихотворение В. Жуковского



На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет , на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны ...» -И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .

Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри !

Что за звуки, за песни польются

День деньской , от зари до зари !

(И. Никитин )

-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

( Выходит ученик - « грач » )

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю - врач.

Глянцевитый , черный ... (грач ).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим - грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача -весну встречай ».

-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).

-Кто следует за грачами ? ( выходит ученик - « скворец »)



Скворец . На шесте дворец,

Во дворце певец. ( скворец ).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе, не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов - то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !

-Кто же прилетает вслед за грачами?

-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

-Видели ли вы скворечники ?

-А кто делал сам с помощью взрослых?

( показ скворечника)

-Почему надо делать скворечники?

-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы ) -А где живет грач ?

( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу - белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка - одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю - к счастью.

Ранняя ласточка - к счастливому году. Одна ласточка весны не делает.



Ласточка весну начинает, а соловей кончает. -Чем отличается деревенская ласточка от городской? ( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской - короткий ) Не знаю, когда прилетел соловей, Не знаю, где был он зимой, Но полночь наполнил он песней своей, Когда воротился домой. Весь мир соловьиною песней прошит: То слышится где-то свирель, То что-то рокочет, журчит и стучит И вновь рассыпается в трель. ( С. Маршак) Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце - соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно - в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы. Поет соловей полтора месяца, когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения -только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи - вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца. -Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран? (Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.) Ученик: Дети, хлопайте в ладоши - Прилетели к нам грачи! Май зеленый, май хороший Сеет по земле лучи. Нет в полях ни горстки снега- Все снега унес апрель. На заре и в полдень с неба Льется жаворонка трель.



Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник, Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши -

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший Подарил нам журавля.

( М. Лифшиц) -С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых -

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково -

И, гляди, удивится:

Как же, фауна , дескать,

Как же, наше богатство -

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство...

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички ...

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

(А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?


Викторина «Знатоки птиц »

1 .Какая птица самая большая в мире ? (Африканский страус )

  1. Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

  2. У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

  3. Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

  4. Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

  5. Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

  6. Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

  7. Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

  8. На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

  9. Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

  10. Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ? -Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «... И вырвался крик...»

Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!


Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев)

Ученик :« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все.о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери

-Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад -

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.»

Чтоб накормить своих птенцов,

Е. Мартынов « Я хочу, чтоб были лебеди ...» Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин) -С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет - цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц !

В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».

Символ заповедника - черный аист.

2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов - белых журавлей).

-А чем мы можем помочь птицам ?

Ученик:

-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,- Так счастлива в своем жилище птица!



Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят -

Они и там и тут.

Всех гусениц , что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд! »

И мы не будем разорять! -

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят .

(3. Александрова )

-Почему птиц называют друзьями человека ? -Какие правил вы должны помнить ? ( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)

Учитель читает стихотворение:

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,


Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни - человек.


© 2010-2022