Программа кружка В мире книг

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка В мире книгСогласовано


Утверждаю

Зам. директора по ВР


Директор МАОУ СОШ с. Маянга

________ / /


_____________ /

«___» 2015г


«__» 2015 г



Рабочая программа

кружка

МАОУ СОШ с. Маянга


2 класс





Составила:

Ануфриенко Ольга Васильевна, учитель начальных классов

2015/2016 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы. Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели кружковой работы:
  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание кружковых занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Место кружка в учебном плане. Во 2 классе занятия кружка проводятся один раз в неделю. Всего за год планируется провести 33 занятия. Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа кружка - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.















  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Класс: второй

Учитель: Ануфриенко О.В.

Количество часов:

Всего: 33 часа

В неделю: 1 час

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Книга, здравствуй

3

Книгочей - любитель чтения

2

Книги о твоих ровесниках

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

Писатели-сказочники

4

Книги о детях

4

Старые добрые сказки

4

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

Защитникам Отечества посвящается

3

По страницам любимых книг

2


Итого:

33 часа






  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Книга, здравствуй (3 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей - любитель чтения (2 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (4 ч) Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники (4 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги о детях (4 ч) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Старые добрые сказки (4 ч) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы ье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Книга о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг (2 ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


К концу учебного года обучающиеся 2 класса будут знать:
  • структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
получат возможность научиться:
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • заполнять каталожную карточку;
  • систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • составлять список прочитанных книг;
  • выделять особенности учебной книги;
  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п.п.

Дата поведения

Тема занятия план факт

Книга, здравствуй! (3 ч) 1. 04.09
Роль книги в жизни человека. 2. 11.09
История создания книги. Первая печатная книга на Руси. 3. 18.09
Структура книги (элементы книги).

Книгочей - любитель чтения (2 ч) 4. 25.09
Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую). 5. 02.10
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка

Книги о твоих ровесниках (4 ч) 6. 09.10
Выставка книг о детях. Структура книги. Книги В. Осеевой. Книга-сборник. 7. 16.10
Книги Е. Пермяка. Титульный лист. 8. 23.10
Книги Н. Носова. Типы книг. 9. 30.10
Книги В. Драгунского. Аппарат книги (титульный лист, введение, предисловие...).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) 10. 13.11
Книги-сборники. Малые жанры фольклора 11. 20.11
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». 12. 27.11
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». 13. 04.12
Скороговорки и чистоговорки.

Писатели-сказочники (4 ч) 14. 11.12
Книги с литературными (авторскими) сказками. 15. 18.12
Писатели-сказочники. 16. 25.12
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». Герои сказок. Викторина. 17. 15.01
По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Книги о детях (4 ч) 18. 22.01
Книги о детях. Выставка книг. 19. 29.01
Герои книг В. Осеевой 20. 05.02
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. 21. 12.02
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

Старые добрые сказки (4 ч) 22. 19.02
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. 23. 26.02
Народные сказки на страницах детских журналов. 24. 04.03
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. 25. 11.03
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) 26. 18.03
Книги о семье. 27. 08.04
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. 28. 15.04
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч) 29. 22.04
Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». 30. 29.04
31. 06.05
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

По страницам любимых книг (2 ч) 32. 13.05
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. 33. 20.05
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».



© 2010-2022