Деятельность младших школьников в группе продленного дня

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Деятельность младших школьников в группе продленного дня


Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая: - решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве; - создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; - основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса; - содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; - носит стимулирующий характер; - направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (добру, истине, красоте). Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.

Активный отдых - это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение - заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах.

Коллективная досуговая деятельность в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания учащихся режима продленного дня.

Необходимость введения такой деятельности в режим диктуется соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми. Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время. Досуговая деятельность используется в различных сочетаниях. Так в пятницу накануне выходного дня из режима группы продленного дня исключена самоподготовка. В этот день мы совершаем большие прогулки и экскурсии, организуем соревнования, коллективные игры В этот день организовываю праздники, происходит подведение итогов коллективного творческого дела. В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие. К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие. Особенно нравится воспитанникам играть в футбол. При этом воспитатель - не сторонний наблюдатель, а участник игры! С воспитанниками группы продленного дня проводятся клубные часы. Содержание их продумывается заранее, так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планируются самые разные. Огромное значение придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность - это особый вид деятельности. Шалва Амонашвили пишет: «Самостоятельность - ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь». Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества. Общее развитие - опора самостоятельности. Уметь высказать сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности - такова направленность в воспитании самостоятельности. В группе продленного дня организуется самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики. На занятиях клубного часа при том же составе возникает иная педагогическая ситуация - каждый сам себе выбирает занятие в соответствии с интересами и развивающимися способностями, поэтому дети в такой деятельности более активны, проявляют творчество. Огромное значение придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность - это особый вид деятельности. Шалва Амонашвили пишет: «Самостоятельность - ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь». Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества. Общее развитие - опора самостоятельности. Уметь высказать сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности - такова направленность в воспитании самостоятельности. В группе продленного дня организуется самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.

Но кроме самоподготовки мы часто изготовляем поделки и игрушки из бросового материала, в которые потом учащиеся вместе играют.


Литература


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. - М. ТЦ Сфера, 2004

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983

  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. - Мн.: Экоперспектива, 2003

  5. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004

  6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004

  7. KinderEducation.com

Чепурина Т. Н. воспитатель группы продленного дня МОУ «СОШ № 108 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Саратова




© 2010-2022