Урок окружающего мира в 1 классе «Мы - граждане России. Права и обязанности граждан. »

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Мы - граждане России. Права и обязанности граждан.»

по УМК «Начальная школа 21 века

Автор: Скакунова Лариса Аркадьевна

Тема урока «Мы - граждане России.

Права и обязанности граждан.»


Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные - называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные - знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение - осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: солнце, на лучах которого написаны слова: жизнь, здоровье, семья, Родина, свобода, труд, отдых. Пословицы о Родине. Репродукции картин русских художников, изображающие родную природу; политическая карта мира. Компьютер. Проектор. Презентация к уроку.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Готовность детей к уроку (1 мин)

Приветствие ( обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом -

Станет радостно кругом!

II. Сообщение темы урока (5 мин)

- Садитесь, ребята. Мы сегодня поведём очень серьёзный разговор. А вот о чём он будет, я думаю, вы скажете сами. Но сначала… Внимание!

(звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина», кадры русской природы, ученица читает стихотворение.)

Н.Полякова

(Стихотворение читает ученица)

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь - я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебе помашет сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

У: - О чем пойдет сегодня разговор? (о Родине)

У: - давайте уточним тему урока, для этого, я прошу ответить вас на вопрос: «Кто я?» (мальчик, ученик, сын, внук, пациент ит.д.)

У - мы все разные, а что нас объединяет? (живём в России, мы граждане одной страны, у нас одинаковые права и обязанности)

У: - Тема урока: Мы - граждане России. Права и обязанности граждан.

  1. Повторение материала (10 мин)

У: - Родину называют матерью. Народ сложил много пословиц о Родине.

1)Разминка - собери пословицу. Работа в четвёрках.

-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

-ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.

-ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ - НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.

-РОДИНА МАТЬ - УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.

-ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

- РОДНАЯ СТОРОНА - МАТЬ, ЧУЖАЯ - МАЧЕХА.

У:- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

У: - Как вы понимаете пословицы? (ответы учеников)

2) Повторим основные понятия прошлого урока: (3 мин)

Работа в парах: на столах листы с текстом, в котором выпущены некоторые слова. Ваша задача обсудить и вписать недостающие термины.

Страна, в которой мы живём -______________.

Столица России - _____________.

Символы России - ________________________.

Президент нашей страны- ____________________________.

- Давайте, проверим! (Слайды)

-Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны - глубокая ночь. Если на севере выпал снег, наступили холода, то на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения.

У:- Как называют жителей нашей страны? РОССИЯНЕ.

В России живут люди разных национальностей - русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Всего более 180 народов.

Мы с вами - россияне, ГРАЖДАНЕ России. Каждый человек, живущий в каком либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА.

- Как вы понимаете это слово? (учитель выслушивает ответы школьников и даёт определение:

ПРАВА- правила поведения, установленные государством.

- Права граждан записаны в главном законе- КОНСТИТУЦИИ.

- Права жителей всей Земли записаны во Всемирной декларации прав

- Права детей в Конвенции о правах ребёнка

-ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? Вывод: Солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется основным законом нашего государства (Конституцией) На доске висит солнце (без лучей) в центре написано ПРАВА. - Сейчас мы попробуем сами выяснить, какие ОСНОВНЫЕ права граждан России записаны в этом документе. - Вы будете работать в группах. Каждой группе дан материал по 1 праву. Вы должны вместе изучить его. На столах лежат лучи солнца, на которых нужно будет прикрепить название права. - Право на жизнь и личную неприкосновенность.( Неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни или свободы.)

- Право на мед.обслуживание. (В нашем государстве каждый имеет право получить медицинскую помощь).

-Право на труд. (каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, хорошие условия труда)

- Право на образование. (В нашем государстве каждый имеет право учиться. Начальное и общее образование -бесплатное, а техническое и высшее - доступное).

-Право на отдых. (Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе оплачиваемый отпуск)

- Право на жильё и неприкосновенность жилища. (Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.)

Ребята в группах читают свой материал и прикрепляют название права и иллюстрацию на лучик солнца. Один представитель от группы выходит к доске и прикрепляет лучик к солнышку.

У: - Помимо прав у граждан есть и обязанности (СЛАЙД)

IV. Закрепление изученного материала (5минут)

  1. Я предлагаю вам послушать отрывки из детских музыкальных произведений и определить, о каком праве в них поётся.

  2. В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев.

. Попробуйте определить, какие права нарушены? (слайды)

V. Итог урока (2 мин)

Сегодня на уроке…

VII. Рефлексия (3-5 мин) «Дерево УСПЕХА»

Ребята, мы сегодня вначале урока называли символы нашего государства, но помимо официальных символов, существуют ещё негласные символы нашей Родины. Может быть вы назовёте?! (берёза). У нас есть своя берёзка (открываю на доске ствол и веточки берёзы), но это не просто дерево- ЭТО ДЕРЕВО УСПЕХА! Подумайте, как вы себя чувствовали на протяжении всего урока, всё ли у вас получилось. Если вы считаете, что урок для вас прошёл УСПЕШНО - выбираете ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТОЧЕК,

Если вам НЕ ВСЁ УДАЛОСЬ, но урок понравился - ЖЁЛТЫЙ ЛИСТОЧЕК. Если вы себя ощущали НЕКОМФОРТНО на протяжении всего урока - КРАСНЫЙ.

- ЗЕЛЁНОГО цвета (у вас всё получилось, у вас отличное настроение)

- ЖЁЛТОГО цвета ( получилось почти всё, настроение хорошее)

- КРАСНОГО цвета (получилось не всё, тревожно)

Посмотрите, какая весёлая берёзка у нас получилась. Я думаю, она показывает, что МЫ ДОБИЛИСЬ УСПЕХА!

Спасибо всем за работу! Впереди ПЕРЕМЕНА - ваше право на ОТДЫХ!



© 2010-2022