- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по формированию универсальных учебных действий «Я – гражданин России»
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по формированию универсальных учебных действий «Я – гражданин России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Атмановская Н.Н. |
Дата | 11.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ Крутоярская сош
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КРУТОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР На заседании ШМО
_______/Петрова Н.Е/ _______/Новоселова Л.В./ учителей начальных классов
Приказ № _______
«____»__________2014г. «____»_____________2014г. . «____»_____________2014г
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности по формированию универсальных учебных действий «Я - гражданин России»
Атмановская Надежда Николаевна
Учитель начальных классов первой категории
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний. Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах. «Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
Целью курса «Я - гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории - о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе - в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Содержание программы. Кто Я? Какие мы? (4 ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны». О человеческом счастье... (6 ч) Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч) Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой) Положительные и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры. А нужны ли правила? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил. Царство Закон (4 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона». Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан). Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов. Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
Требования к подготовке учащихся
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000. «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. - Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Номер урока
Раздел программы
Содержание
Форма проведения (аудит. или внеаудит.
занятие)
Кол-во часов
Дата проведе-ния
Оборудование урока
1
Кто Я? Какие мы?
(4 ч)
1
Кто я? Мы такие разные по внешности.
Тренгинговое занятие
1
Игровой инвентарь
2
2
Кто я? Мы такие разные по характеру.
Тренгинговое занятие
1
Игровой инвентарь
3
3
Кто я? Разные способности разных людей.
Тренгинговое занятие
1
Мультимедийное оборудование
4
4
Мы такие разные! Общие права для всех.
Тренгинговое занятие
1
Игровой инвентарь
5
0 человеческом счастье...
(6 ч)
1
Из чего складывается счастье? (Право на семью на достойный уровень жизни, мед. обслуживание)
Аудиторное занятие. Беседа
1
Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья»
6
2
Из чего складывается счастье? (Право на отдых, развлечения, образование, труд и др.)
Аудиторное занятие. Беседа
1
7
3
Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.
Аудиторное занятие. Беседа
1
Мультимедийное оборудование
8
4
Образование. Любимая профессия.
Аудиторное занятие. Беседа
1
Встреча с родителями учащихся.
9
5
Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности).
Тренгинговое занятие
1
Мультимедийное оборудование
10
6
Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку.
Тренгинговое занятие
1
Игровой инвентарь
11
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
(5 ч)
1
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.
Аудиторное занятие
1
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
12
2
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка.
Аудиторное занятие
1
Рассказы В. Осеевой
13
3
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1
Народные сказки.
14
4
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1
15
5
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1
16
А нужны ли правила?
(6 ч)
1
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения.
Аудиторное занятие. Беседа
1
Мультимедийное оборудование
17
2
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила противопожарной безопасности.
Аудиторное занятие. Беседа
1
Мультимедийное оборудование
18
3
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми.
Тренинговое занятие
1
Игровой инвентарь
19
4
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми.
Тренинговое занятие
1
Игровой инвентарь
20
5
Что такое правила? Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.
Аудиторное занятие. Беседа
1
21
6
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права.
Экскурсия. Практика в применении полученных знаний
1
22
Царство Закон
(4 ч)
1
Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.
Тренинговое занятие.
1
23
2
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье.
Аудиторное занятие.
1
24
3
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права как ребенка.
Игра
1
25
4
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я - гражданин.
Отработка навыков в игре
1
26
Царство Беззаконие
(4 ч)
1
Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».
Игра-инсценировка
1
Игровой инвентарь
27
2
Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».
Игра-инсценировка
1
Игровой инвентарь
28
3
Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Аудиторное занятие.
1
Игровой инвентарь
29
4
Органы, состоящие на защите прав граждан.
Встреча с инспектором ОПДН
1
Встреча с инспектором ОПДН
30
Закон Для нас. Закон внутри нас
(3 ч)
1
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы.
Аудиторное занятие.
1
А. Усачев «Приключения маленького человека»
31
2
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы.
Аудиторное занятие.
1
Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).
32
3
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Где хранится закон?
Аудиторное занятие.
1
Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).
33-34
Что мы знаем о правах человека?
(2 ч)
1-2
Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих правах?»
Викторина
2
Приложение:
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия
Возраст ребенка
Права, обязанности, ответственность
С рождения
-
Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).
-
Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
-
Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
-
Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).
-
Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ).
-
Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на отдых и досуг.
-
Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
-
Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).
С 6 лет
-
Право на образование (обязанность получить основное общее образование - ст. 43 Конституции РФ).
-
Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).
С 8 лет
-
Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).
Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
С 10 лет
-
Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)
С 11 лет
-
Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)
С 14 лет
-
Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
-
Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
-
Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
-
Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
-
Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
-
Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
-
Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).
-
Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
-
Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).
-
Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
-
Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
-
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
-
Право на объединение в профсоюзы.
-
Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
-
Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
-
Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
-
Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
-
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.
С 15 лет
-
Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
-
Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).
С 16 лет
-
Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
-
Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
-
Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
-
Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
-
Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)
С 17 лет
-
Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).
С 18 лет
-
Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).
-
Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
-
Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).
-
Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
-
Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
-
Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
-
Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)
РФ - Российская Федерация ТК - Трудовой кодекс
ГК - Гражданский кодекс СК - Семейный кодекс
УК - Уголовный кодекс
КоАП - кодекс административных правонарушений.
Основные понятия
«Я - гражданин России» Альтруизм - моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья. Благодеяние - действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу. Благо - объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения. Гарантии социальные - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека. Гражданин - человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. Гражданство - правовая принадлежность лица к данному государству. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения. Декларация - объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах. Дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим). Достоинство - уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание - внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо. Закон - обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением. Законность - строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Законодательство - единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства. Истина - то, что существует в действительности, правда. Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания. Личность - совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Миролюбие - стремление человека к миру, согласию. Миротворчество - социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе. Мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Нравственность - правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Обязанность - определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве. Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. Права человека - охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено Правонарушение - нарушение определенных норм права. Расизм - идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков. Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Совершеннолетие - возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином. Суд - орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела. Толерантность - терпимость, снисходительность. Уголовное право - юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями. Устав школы - свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете. Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений общества. Эксплуатация - использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм
- Отношение к умственному труду
- Отношение к физическому труду
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
- Саморегуляция личности (самодисциплина)
- Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
- Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
- Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
- Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника Основные отношения
Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) Отношение к обществу 1. Патриотизм 1. Отношение к родной природе 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. 2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. 3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. Отношение к умственному труду 2. Любознательность 5. Познавательная активность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля 7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. 8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие 9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает 11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость 13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. 14. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен 15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен Отношение к себе 5. Самодисциплина 17. Самообладание и сила воли 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает 19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет 20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Анкета «Необитаемый остров»
Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности. 1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали? 2. Какие три вещи вы взяли бы с собой? 3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове? 4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь? 5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему? 6. Хотели бы вы вернуться домой? 7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете? 8. Ваши любимые предметы в школе и почему? 9. Ваши нелюбимые предметы и почему? 10. Что вы прочитали за последние два месяца? 11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)? 12. На кого хотели бы быть похожим? 13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях? 14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях? 15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут? 16. Чем вы занимаетесь в свободное время? 17. Чем бы вы хотели заниматься? Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.
Изучение самооценки личности младшего школьника. Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу". Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Атмановская Надежда Николаевна