Конспект урока окружающего мира На что похожа наша планета (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель. Леонтьева Н.С. Приложение 4

Урок. Окружающий мир. 1 класс. Программа А.А.Плешакова «Зелёный дом»

Тема урока. На что похожа наша планета.

Цель. Ознакомление с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.

Задачи:

  1. Познакомить с формой Земли, движением Земли вокруг своей оси и Солнца, с глобусом как моделью Земли. Учить рассуждать, приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты, делать выводы.

  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мыслительные операции, речь; обогащать словарный запас детей.

  3. Воспитывать интерес к усвоению знаний; культуру учебного труда; любовь и уважение к своей стране, планете.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал.
    Ребус «Земля», опорные слова (планета Земля, Магеллан, глобус - модель Земли, вода, суша, шарообразная); портрет Магеллана; глобус; волчок; цветные прямоугольники (зеленый, желтый, коричневый, синий); блюдо с моделями домов, животных; портрет Ю.А.Гагарина; кубик, шар; флаг России.

  2. Раздаточный материал.
    Полоски (красная, белая, синяя).
    Глобусы
    На партах у детей цветные карандаши.

  3. Учебная и дополнительная литература
    А.А.Плешаков. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.
    Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»

  4. Аудио - визуальные средства.

Видеофрагмент «Вид Земли из космоса», музыкальная композиция для физминутки, музыкальная композиция для мелодекламации.

Содержание

Деятельность

Надпредметные умения

Результат урока

Саморефлексия

Учителя

Ученика

Орг. момент

Эмоциональный настрой учащихся

Повторение изученного материала

- Как называется город, в котором мы живём? (Лесной)

- Многие из вас родились в Лесном. Это наша с вами малая Родина

В краю, где кочуют туманы

Над синей безбрежной тайгой,

У пруда стоит под Шайтаном

Наш город любимый Лесной.

Он в возрасте зрелом, но молод…

Опрятный, красивый собой.

И воин, и труженик город, Надёжный страны часовой.

Автор этого стихотворения - Л.Комиссаров - житель нашего города

- Как называется страна, где мы живём? (Россия)

- Назовите столицу России (Москва)

-Как выглядит флаг России?

- У вас на партах лежат полоски такого же цвета, как на флаге России. Разложите их в нужном порядке.

Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка жёлтым глазом

Смотрим солнышку в лицо.

Посмотри, леса какие,

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия-

Хорошеет с каждым днём!

(О.Высоцкая)

Фронтальный опрос.

Систематизация знаний учащихся о своей малой Родине, стране, столице.


Объяснение смысла практической работы.


Подготовленный ученик рассказывает стихотворение о родном городе


На партах лежат полоски: красная, белая, синяя. Дети раскладывают их в том порядке, как на флаге России.

Самопроверка (сравнение с образцом)

Подготовленный ученик рассказывает стихотворение о Родине

Умение слушать


Развитие навыка самоконтроля и самопроверки



Модель флага России

Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока

Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом - планета.

Название нашей планеты вы узнаете, если поставите карточки в определённом порядке от меньшего числа в большему.

- Земля - название нашей планеты.

- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли? Движется ли Земля или она неподвижна?

Вот на эти вопросы мы постараемся найти ответы. Будем учиться рассуждать, приводить доказательства, делать выводы.

Вступительное слово учителя

Объяснение задания

На доске: планета Земля

Объявление цели урока

Слушают рассказ учителя

Выполняют задание на партах, один ребёнок - у доски

я м л З е

5 3 4 1 2

(Земля)


Интеллектуальные умения

Работа над новым материалом

- Посмотрите на эти предметы. На какой из них, на ваш взгляд, похожа Земля?

- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Какая это форма?

- Давайте подойдём к окну. Какой формы вам представляется Земля из окна? Видим ли мы, что она имеет форму шара? ( Не видим. Из окна мы не можем рассмотреть форму нашей планеты.)

Форма Земли интересовала людей ещё с давних времён. Учёные выдвигали разные версии, пытались доказать свою точку зрения. Некоторые считали Землю огромным плоским кругом, плавающим на волнах океана, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Как вы думаете, если предположить, что Земля плоская, можно было бы дойти до края Земли?

В древности люди так и думали, что можно дойти до края Земли.

Путешественник и мореплаватель Магеллан на своих пяти кораблях решил объехать Землю. Три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны.

- Почему корабль не доплыл до края Земли, а вернулся в тот же самый порт, но с другой стороны?

Путешествие Магеллана навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав ее шарообразность. (На доске появляется слово: шарообразная)
В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля шарообразной формы.

- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта?
Давайте посмотрим фрагмент видеофильма о том, какой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А.Гагарин.
- Итак, ребята, почему же люди не могут ни дойти, ни доплыть, ни долететь до края Земли?
- Почему, когда мы смотрим в окно, не видим, что Земля имеет форму шара?

Физминутка

Работа по учебнику с. 38

- Какая из иллюстраций подтверждает наш вывод о форме Земли?

- Выберите, кто из вас в группе прочитает вывод в рамке внизу.

- Отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,
Крутит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Глобус - это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам понадобятся карточки разных цветов. Внимательно рассмотрите глобус и определите, каким цветом изображена на нем вода, а каким цветом - суша.


- Поднимите карточки тех цветов, которыми на глобусе изображена вода?
- Покажите карточки тех цветов, которыми изображена суша.


Работа в тетради с. 16.

Раскрасьте на рисунке нашу планету. Обращайтесь за помощью к глобусу. Можете советоваться с соседом, но только шепотом.

Работа по учебнику с. 39
- Ребята, как вы думаете, Земля неподвижна или движется?

- Что изображено на нижних рисунках? (карусель, волчок)
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая. Земля вращается вокруг своей оси. Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли. И одновременно Земля вращается вокруг Солнца. Это показано на первом рисунке.

Планета, на которой мы живем, постоянно движется вокруг своей оси, и одновременно вокруг Солнца. Об этом мы с вами будем говорить на других уроках окружающего мира.


Ознакомление с формой Земли


Проблемный вопрос



Знакомство с понятием «шарообразная»


Закрепление знаний


Знакомство с глобусом как моделью Земли

Знакомство с условными обозначениями глобуса (цвет суши и воды)


Инструктаж

Знакомство с движением Земли вокруг своей оси и Солнца

Рассматривают предметы: кубик, блюдо, мяч

Дети подходят к окну и наблюдают.


Учащиеся выдвигают свои предположения




Дети смотрят отрывок из фильма «Вид Земли из космоса»

Дети выполняют танец под музыку

Выбирают иллюстрацию, подтверждающую шарообразность Земли

Читают вывод в учебнике


Работа в группах. Дети рассматривают глобус и определяют, какими цветами изображены: вода, суша.

Обсуждают вопрос в группе.
Дети показывают синий прямоугольник

Дети показывают зелёный, жёлтый, коричневый прямоугольники

Работа в парах

Дети рассматривают иллюстрацию на с. 39


Чтение вывода в учебнике

Интеллектуальные умения: сравнивать, наблюдать


Умение рассуждать, делать выводы


Умение аргументировать свой ответ


Умение приводить простейшие доказательства

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Умение работать в группе, сотрудничать



Умение работать с учебной книгой


Читательские умения











Рисунок планеты











Закрепление изученного материала

Подведение итога

- Как называется планета, на которой мы живем?
- Какой формы планета Земля?
- Что такое глобус?
- Земля неподвижна или она движется?
- Кто запомнил, вокруг чего движется Земля?
- Назовите имя первого космонавта.
Вот, что он рассказывал: «Когда я впервые взглянул из иллюминатора космического корабля на нашу планету, я восхитился красотой цветущей Земли»

Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит: каким будет наш общий дом.

Земля.
Есть одна планета - сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету
Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

Фронтальный опрос
Закрепление знаний


Подведение итога урока

Дети отвечают на вопросы



Под музыку ребенок рассказывает стихотворение

Коммуникативные умения




- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было интересным?

Стр. 7


© 2010-2022